Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 131

402

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

познавать предаварийную ситуацию, никаким образом не допускать аварийной эксплуатации изделий.

4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ И ТД.

Разработка новых машин не может не предусматривать затраты на их контрольно-диагностическое сопровождение. За технический уровень и качества отвечает главный конструктор изделия, который должен правильно сформулировать контрольно-диагностическую политику и нести за нее ответственность. Однако слабая осведомлённость многих разработчиков в контроле и ТД приводит к созданию контроленепригодных изделий, изделий с избыточными массами и габаритными размерами и неопределенными показателями надежности. В результате этого значительно сокращается срок жизни изделий, возникают аварийные ситуации и необоснованно удорожаются конструкции машин.

Необходимо предусматривать специальные материальные средства на контрольно-измерительное оборудование с выделением на них как минимум 3 - 7 % капитальных вложений при новом строительстве и реконструкции предприятий, а также при создании новых объектов.

С целью проведения единой политики в области контроля и ТД для максимального использования научно-технических достижений и разработок во всех отраслях машиностроительного и других комплексов необходимо создание межотраслевых и международных ассоциаций, которые могли бы объединить усилия различных ведомств и фирм на создание современных контрольно-диагностических систем многофункционального применения.

Крайне важно организовать территориальные центры диагностики, оснащенные всем спектром современной контрольно-диагностической аппаратуры (рентгеновскими вычислительными томографами, рентгенотеле-визионными системами, тепловизорами, зву-ковизорами, телеэндоскопами и т.д.), которые могли бы квалифицированно разрабатывать диагностические технологии и осуществлять экспертный контроль качества сырья, промежуточных и целевых продуктов многих предприятий.

Для создания средств контроля и ТД новых поколений необходимо повысить эффективность координации академической, вузовской и отраслевой науки, международного сотрудничества путем создания совместных научно-технических программ и проектов, а также проведения регулярных международных выставок и конференций. Должна быть внедрена единая международная система сертификации персонала и техники контроля и ТД.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акустическая эмиссия и ее применение для неразрушающего контроля в ядерной энергетике / Под ред. К. Б. Вакара. М.: Ато-миздат, 1980. 216 с.

2.Баранов В. М. Ультразвуковые измерения в атомной технике. М: Атомиздат, 1975. 220 с.

3.Балтер М. А. и др. Фрактография -средство диагностики разрушенных деталей. М: Машиностроение, 1987. 160 с.

4.Боровиков А. С, Прохоренко П. П., Дежкунов Н. В. Физические основы и средства капиллярной дефектоскопии. Минск: Наука и техника, 1983. 256 с.

5.Валуев Н. П., Жихарев А. Н. Быстродействующий позитронный дефектоскоп. // Дефектоскопия, 1989. № 4 С. 87-88.

6.Герасимов В. Г., Клюев В. В., Шатер-ннков В. Е. Методы и приборы электромагнитного контроля промышленных изделий, М.: Энергоатомиздат, 1983. 272 с.

7.Гурвич А. К. и др. Неразрушающий контроль. Кн. 1. Общие вопросы. Контроль проникающими веществами. М.: Высшая школа, 1992. 242 с.

8.Дорофеев А. Л., Казаманов Ю. Г. Электромагнитная дефектоскопия. М.: Машиностроение, 1980. 232 с.

9.Добромыслов В. А., Румянцев С. В. Радиационная интроскопия. М.: Атомиздат, 1972. 352 с.

10.Дефекты стали. Справ, изд. / Под ред. С. М. Новокщеновой, М. И. Виноград. М.: Металлургия, 1984. 199 с.

11.Ермолов И. Н. Теория и практика ультразвукового контроля. М.: Машиностроение, 1981. 240 с.

12.Иванов В. И., Белов В. М. Акусто-эмиссионный контроль сварки и сварных соединений. М.: Машиностроение, 1981. 84 с.

13.Испытание магнитных материалов и систем / Под ред. А. Я. Шихина. М.: Энергоатомиздат, 1984. 376 с.

14.Крауткремер Й., Крауткремер Г. Ультразвуковой контроль материалов: Справочник. М.: Металлургия, 1991. 752 с.

15.Ланге Ю. В. Акустические низкочастотные методы и средства контроля многослойных конструкций. М.: Машиностроение, 1991. 272 с.

16.Леонов Б. И., Соснин Ф. Р., Валуев Н. П. Неразрушающий контроль. М.: Знание, 1985. 64 с.

17.Лозовский В. Н. и др. Диагностика авиационных деталей. М.: Машиностроение, 1988. 280 с.

18.Матнс И. Г. Электроемкостные преобразователи для неразрушающего контроля. Рига: Зинатне, 1982. 304 с.


19.Неразрушающий контроль. В 5-кн.: Практ. пособие / Под ред. В. В. Сухорукова. М.: Высшая школа. 1991-1993.

20.Неразрушающий контроль и диагностика: Справочник / В. В. Клюев, Ф. Р. Сос-нин, В. Н. Филинов и др.; Под ред. В. В. Клюева. М.: Машиностроение, 1995. 488 с.

21.Нертзрушяющяе методы контроля сварных соединений / С. В. Румянцев, В. А. Добромыслов, О. И. Борисов, Н. Т. Назаров. М.: Машиностроение, 1976. 335 с.

22.Нертзрушаюпщй контроль с источниками высоких энергий / В. В. Клюев, Ф. Р. Соснин и др. М.: Энергоамтоиздат, 1989. 176 с.

23.Потапов А И. Контроль качества и прогнозирование надежности конструкций и композиционных материалов. Л.: Машиностроение, 1980. 282 с.

24.Промышленная радиационная интроскопия / В. В. Клюев, Б. И. Леонов и др. М.: Энергоатомиздат, 1985.

25.Прохоренко П. П., Мнгун Н. П. Введение в теорию капиллярного контроля / Под ред. А. С. Боровикова. М.: Наука и техника, 1983. 207 с.

26.Растровая электронная микроскопия. Разрушение. Справоч. изд. / Л. Энгель, Г. Клингеле. Пер. с нем. М.: Металлургия, 1986. 232 с.

27.Рентгенотехника: Справочник. В 2-х книгах. / Под ред. В. В. Клюева. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Машиностроение, 1992.

28.Румянцев С. В., Штань А С, Голь-цев В. А Справочник по радиационным методам неразрушающего контроля (Под ред.

С. В. Румянцева) М.: Энергоатомиздат, 1982. 235 с.

39. Румянцев С. В., Добромыслов В. А, Борисов О. И. Типовые методики радиационной дефектоскопии и защиты. М.: Атомиздат, 1976. 198 с.

30.Румянцев С. В., Фурман К. С. Газо-сорбционная дефектоскопия. М.: Атомиздат, 1979.

31.Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т 1 / Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. 4-е изд. перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1985. 656 с.

32.Тихонов А Н., Арсена» В. Я., Тнмо-нов А А Математические задачи компьютерной томографии. М.: Наука, 1987. 159 с.

33.Тибор Терек, Иожеф Мажа, Эрно Ге-гуш. Эмиссионный спектральный анализ. В 2-х ч. Пер. с англ., М.: Мир, 1982 г. Ч. I, 286 с; Ч. II, 464 с.

34.Фрактография и атлас фрактограмм. Пер. с англ. М.: Металлургия, 1982. 489 с.

35.Химченко Н. В., Бобров В. А Нераз-рушающий контроль в химическом и нефтяном машиностроении. М.: Машиностроение, 1978. 264 с.

36.Цветное литье; Справочник / Н. М. Галдин и др.; Под общ. ред. Н. М. Гал-дина. М.: Машиностроение, 1989. 528 с.

37.Челноков Н. М., Власьевняна Л. К., Адамович Н. А Технология горячей обработки материалов: Учебник. М.: Высшая школа, 1981. 296 с.

38.Явойский В. И. и др. Неметаллические включения и свойства стали. М.: Металлургия, 1980. 176 с.


РАЗДЕЛ 4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Глава 4.1

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Техническая диагностика представляет теорию, методы и средства обнаружения и поиска дефектов объектов технической природы. Под дефектом понимают любое несоответствие свойств объекта заданным, требуемым или ожидаемым. Обнаружение дефекта есть установление факта его наличия или отсутствия в объекте. Поиск дефекта заключается в указании с определенной точностью его местоположения в объекте.

Основное назначение технической диагностики состоит в повышении надежности объектов на этапе их производства, эксплуатации и хранения.

Диагностическое обеспечение позволяет повысить достоверность правильного функционирования объектов, увеличить срок их службы и наработку на отказ.

Требования, которым должен удовлетворять изготовленный (новый) или эксплуатируемый объект, определяются соответствующей нормативно-технической документацией. Объект, удовлетворяющий всем требованиям нормативно-технической документации, является исправным или говорят, что он находится в исправном техническом состоянии.

Для условий эксплуатации важным является понятие работоспособного технического состояния объекта. Объект работоспособен, если он может выполнять все заданные функции с сохранением значений заданных параметров (признаков) в требуемых пределах.

Правильно функционирующим является объект, значения параметров (признаков) которого в момент применения объекта по назначению находятся в требуемых пределах.

Неисправное и неработоспособное техническое состояние, а также техническое состояние неправильного функционирования объекта могут быть детализированы путем указания соответствующих дефектов, нарушающих исправность, работоспособность или правильность функционирования и относящихся к одной или нескольким составным частям объекта, либо к объекту в целом.

Обнаружение и поиск дефектов являются процессами определения технического состояния объекта и объединяются общим термином "диагностирование", диагноз есть результат диагностирования.

Диагностирование технического состояния любого объекта осуществляется теми или иными средствами диагностирования. Средства могут быть аппаратурными или программными; в качестве средства диагностирования может также выступать человек-оператор, контролер, наладчик. Средства и объект диагностирования, взаимодействующие между собой образуют систему диагностирования. Различают системы тестового и функционального диагностирования. В системах тестового диагностирования на объект подаются специально организуемые тестовые воздействия. В системах функционального диагностирования, которые работают в процессе применения объекта по назначению, подача тестовых воздействий, как правило, исключается; на объект поступают только рабочие воздействия, предусмотренные его алгоритмом функционирования.

Система диагностирования в процессе определения технического состояния объекта реализует некоторый алгоритм (тестового или функционального) диагностирования. Алгоритм диагностирования в общем случае состоит из определенной совокупности так называемых элементарных проверок объекта, а также правил, устанавливающих последовательность реализации элементарных проверок, и правил анализа результатов последних. Каждая элементарная проверка определяется своим тестовым или рабочим воздействием, подаваемым или поступающим на объект, и составом контрольных точек, с которых снимаются ответы объекта на это воздействие.

При разработке систем диагностирования должны решаться задачи изучения объекта, его возможных дефектов и признаков проявления, выбора или построения модели поведения исправного объекта и его неисправных модификаций.

Уточним понятия "управление", "контроль" и "диагностирование". Под управлением понимают процесс выработки и осуществления целенаправленных (управляющих) воздействий на объект.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137] [стр.138] [стр.139] [стр.140] [стр.141] [стр.142] [стр.143] [стр.144] [стр.145] [стр.146] [стр.147] [стр.148] [стр.149] [стр.150] [стр.151]