Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 145

Методы испытаний и процедуры. Испытательная лаборатория должна располагать необходимой документацией по эксплуатации и функционированию соответствующего оборудования, по обращению с испытываемыми изделиями и их подготовке к испытаниям (в случае необходимости). Если такая документация отсутствует и это может отрицательно сказаться на эффективности процесса испытания, то лаборатория должна иметь и использовать документы на стандартизованные методы испытаний.

Все инструкции, стандарты, руководства, справочные данные, используемые в работе испытательной лаборатории, должны быть актуализированы и доступными для персонала.

Испытательная лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные техническими условиями, в соответствии с которыми испытьшаются изделия. Эти документы должны быть в распоряжении сотрудников, ответственных за проведение испытаний.

Испытательная лаборатория должна отклонять заявки на проведение испытаний по методам, которые могут привести к необъективным результатам или отличаться низкой точностью.

Если в случае необходимости применялись нестандартизированные методы испытаний и процедуры, лаборатория должна полностью запротоколировать это. Расчеты и передача данных должны быть соответствующим образом проверены.

Если результаты получают с помощью электронной технологии обработки данных, надежность и стабильность системы должна исключать возможность получения неточных результатов. Система должна обнаруживать неисправности при выполнении программы и принимать соответствующие корректирующие меры.

Система качества. Лаборатория должна иметь внутреннюю систему качества, соответствующую типу, объему и области выполняемых работ.

Элементы этой системы должны быть включены в Руководство по качеству, предоставляемое для пользования персоналу лаборатории. Актуализация Руководства возлагается на ответственного сотрудника лаборатории.

Лицо или лица, ответственные за обеспечение качества работы лаборатории, должны назначаться ее руководителем и иметь прямой доступ к высшему руководству, которому подотчетна лаборатория.

Руководство по качеству должно содержать:

а)изложение политики качества;

б)структуру лаборатории (организационные схемы);

в)задачи и функциональные обязанности, связанные с обеспечением качества,

доведенные до каждого сотрудника с учетом пределов его служебных полномочий;

г)общие процедуры обеспечения качества;

д)процедуры обеспечения качества при проведении каждого испытания;

е)методы проверки качества проведения испытаний, применение образцовых материалов и т.д., если это необходимо;

ж)организация обратной связи и корректирующих действий при выявлении несоответствий в результатах испытаний;

з)процедуры рассмотрения рекламаций. Система обеспечения качества периодически пересматривается руководством или другими сотрудниками по поручению руководства с тем, чтобы вносить в нее необходимые изменения и обеспечивать эффективность ее работы. Такие проверки должны регистрироваться с подробным описанием каждого корректи рующего действия.

5.3.2. ПРОЦЕСС АККРЕДИТАЦИИ

При оценки компетентности испытательной лаборатории органом по аккредитации необходимо использовать критерии, содержащиеся выше.

Орган по аккредитации должен быть в состоянии устанавливать дополнительные технические критерии, необходимые при прове дении конкретного испытания или типа испытаний. В этом случае орган по аккредитации должен иметь возможность обращаться для консультации в технические комитеты или к отдельным специалистам, имеющим необходимую техническую компетентность в соответствующих областях испытаний.

Указанные общие и специальные технические критерии должны быть опубликованы и/или предоставляться по требованию.

Процесс аккредитации должен охватывать:

а)подбор информации, необходимой для проведения аккредитации лаборагории-заявителя;

б)назначение одного или нескольких квалифицированных экспертов;

в)проведение аккредитации лаборатории-заявителя в стационарных условиях;

г)анализ всех материалов;

д)решение либо о предоставлении лаборатории-заявителю аккредитации с условиями или без них и с точным определением области действия данной аккредитации, либо об отказе в аккредитации.

После аккредитации лаборатории необходимо обеспечить регулярное проведение мероприятий, гарантирующих и в дальнейшем ее соответствие критериям аккредитации.

Орган по аккредитации должен через определенное время, по крайней мере через 5 лет, провести повторную аккредитацию лаборатории.


Решение органа по аккредитации об аннулировании или приостановлении действия аккредитации либо об ограничении области действия аккредитации принимается лишь после слушания соответствующей лаборатории на одном из заседаний.

Глава 5.4

СЕРТИФИКАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Центральным звеном Системы сертификации персонала являются независимые органы по сертификации. Требования, предъявляемые к таким органам, наиболее полно сформулированы в европейском стандарте EN 45013.

Общие требования. Все лица, интересующиеся вопросами сертификации, должны иметь доступ к услугам органа по сертификации. При этом исключаются необоснованные финансовые или другие неправомерные ограничения. Однако, орган по сертификации персонала может поставить условие, обязывающее служащих регулярно заниматься деятельностью, для которой они были сертифицированы, и постоянно повышать свою квалификацию.

Процедуры, согласно которым действует орган, не должны быть дискриминирующими.

Административная структура. Орган по сертификации должен быть объективным и располагать:

а)структурой, позволяющей выбирать членов Управляющего совета с учетом равноправного включения в него представителей всех заинтересованных сторон. Эта структура должна обеспечивать объективность и возможность участия всех заинтересованных сторон в функционировании системы сертификации;

б)постоянным персоналом, за который несет ответственность руководитель перед Управляющим советом, отвечающим за выполнение текущей работы, причем должно быть исключено воздействие за персонал со стороны лиц, имеющих непосредственный коммерческий интерес к деятельности органа.

Область деятельности Упрааляюпцего совета. Управляющий совет несет ответственность за проведение сертификации.

Его задачи среди прочих включают:

а)формирование политики, определяющей деятельность органа по сертификации;

б)контроль за реализацией политики;

в)контроль за финансами органа по ее сертификации;

г)в случае необходимости, создание комитетов для выполнения определенных задач.

Организационная структура. Орган по сертификации должен иметь и представлять по требованию:

а)организационную схему, четко показывающую распределение ответственности и иерархическую структуру органа, в частности, - четкую связь между функциями по оценке и сертификации;

б)сведения об источниках финансирования органа;

в)документацию своей внутренней системы качества, включая правила и процедуры по сертификации;

г)документацию, определяющую его юридический статус.

Персонал органа по сертификации должен иметь необходимую компетентность для выполнения своих функций. Орган по сертификации должен располагать информацией в письменном виде о квалификации, подготовке и профессиональном опыте каждого сотрудника.

Информация об уровне подготовке и профессиональном опыте сотрудников должна постоянно актуализироваться.

Персонал должен располагать четкими инструкциями в письменном виде, касающимися их обязанностей и ответственности. Эти инструкции должны постоянно актуализироваться.

Если работы выполняются субподрядчиком, орган по сертификации должен обеспечить, чтобы персонал, ответственный за выполнение работ по субподряду, отвечал требованиям, приведенным выше.

Документация и внесение изменений в нее. Орган по сертификации должен иметь в своем распоряжении систему управления всей документации, а также должен обеспечивать:

а)изучение соответствующей документации по всем необходимым вопросам;

б)правильность внесения изменений и дополнений в документы;

в)своевременное изъятие из органа и его филиалов устаревших документов;

г)оповещение сертификационных лиц и других пользователей, участвующих в программе по сертификации, об изменениях в документах через почтовые отправления или путем периодических публикаций.

Регястрация. Орган по сертификации должен иметь систему регистрации, отвечающею установленным требованиям в рамках его деятельности. Регистрационные записи должны содержать данные о том, как осуществлялась каждая процедура сертификации. Все зарегистрированные записи должны храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя и с учетом требований законодательства.

Примечание. Вопрос о продолжительности хранения зарегистрированных данных требует особого внимания, при этом не-


обходимо соблюдение законодательных положений и соглашений о признании.

Процедуры сертификации и контроля.

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию персонала на соответствие критериям, установленным для данной деятельности.

Орган по сертификации доложен постоянно осуществлять контроль за сертификационным персоналом.

Средства, необходимые для проведения сертификации и контроля. Орган по сертификации должен располагать квалифицированными специалистами и соответствующей организацией дела для желающих пройти сертификацию и постоянного подтверждения соответствия уже сертифицированных лиц опубликованным правилам и методам деятельности органа по сертификации. Это не исключает, в случае необходимости, использование возможностей других организаций.

Если оценка или контроль осуществляется по поручению органа по сертификации другой организацией, орган по сертификации должен удостоверяться в том, что упомянутая организация соответствует требованиям предыдущего раздела, о чем необходимо оформить надлежащее соглашение, включая вопрос о конфиденциальности.

Руководство по качеству. Орган по сертификации должен иметь Руководство по качеству и документированные процедуры, определяющие, какими способами обеспечивается выполнение критериев соответствия.

Информация, по меньшей мере, должна включать:

а)изложение политики в области качества;

б)краткое описание юридического статуса органа по сертификации;

в)информацию об организации органа по сертификации, включая подробные данные об Управляющем совете, его составе, полномочиях, правилах вьшолнения процедур;

г)фамилию, данные о квалификации, опыте, полномочиях руководителя и сотрудников, занимающихся сертификацией персонала в рамках органа по сертификации и привлекаемых извне;

д)описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занимающегося сертификацией;

е)организационную структуру, отражающую иерархическое строение, распределение ответственности и обязанностей сотрудников, начиная с руководителя высшего звена;

ж)подробное изложение документированных процедур, применяемых для оценки заявителей;

з)подробное изложение документированных процедур, применяемых для контроля

соответствия сертифицированного персонала, установленным требованиям;

и) перечень субподрядчиков и подробное изложение документированных процедур, применяемых для проверки и оценки их компетентности;

к) подробное изложение процедур апелляции.

Конфиденциальность. Орган по сертификации должен принять соответствующие меры, обеспечивающие конфиденциальность информации, собранной в ходе сертификации на всех уровнях его деятельности, включая комитеты.

Публикации. Орган по сертификации должен вести перечень сертифицированных сотрудников, который должен быть доступен общественности, с указанием области сертификации для каждого сотрудника.

Перечисленные выше общие требования к органам, проводящим сертификацию соответствия персонала, могут быть дополнены при использовании их в разных конкретных сферах. При этом сертификация персонала всегда соответствует конкретному стандарту или другому специальному нормативному документу, а требования по использованию сертифицированного персонала должны быть установлены в стандартах на продукцию, инструкциях, правилах или технических условиях.

Так, вопросы подготовки и сертификации специалистов в области НК отражены в нормативной документации многих стран. Ниже дана краткая характеристика некоторых из этих норм.

Важнейшие национальные и международные нормы по сертификации персонала в области НК, например американские (согласно инструкции SNT-TC-1A), европейские (по евростандарту EN 473); российские (по правилам сертификации специалистов НК, утвержденным Госгортехнадзором России -ГР, действующие только в рамках этого органа), северных стран (Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия) по системе NORDTEST, определяют квалификацию специалистов с помощью пяти признаков: профессиональное обучение, практический опыт работы в области НК, физическая пригодность, прохождение курса обучения и сдача экзамена и квалифицируют персонал по трем уровням, из которых третий является высшим.

Для каждого из признаков устанавливаются минимальные требования, например, по продолжительности практической работы в конкретном виде НК (табл. 5.1) и сроку обучения (табл. 5.2), минимальному числу вопросов на квалификационном экзамене (табл. 5.35.5) и минимальному результату, который необходимо достичь на экзамене.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137] [стр.138] [стр.139] [стр.140] [стр.141] [стр.142] [стр.143] [стр.144] [стр.145] [стр.146] [стр.147] [стр.148] [стр.149] [стр.150] [стр.151]