Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 21

(1+3) 10"9. По национальному прототипу массы создаются сначала вторичные эталоны, а затем эталоны-копии и рабочие эталоны, используемые органами метрологической службы и госповерителями для поверок находящихся в обращении, подлежащих обязательной поверке гирь и весов. Взаимоподчиненность эталонов приведена в табл. 1.7.1.

1.7.1. Взаимоподчиненность эталонов

Мера

Место хранения

Сроки сличения по эталону следующего, более высокого класса

Международный прототип

Международное бюро мер и весов

Государствен*

ный эталон

Государственный (национальный) институт

По

потребности

Рабочий эталон

Государственный институт

То же

Сравнительный эталон

Отделение государственного института или поверочные ведомства

10 лет

Контрольный эталон

Отделение государственного института или поверочные ведомства

5 лет

Образцовые гири

Станции поверки и поверители

1 год

Рабочие эталоны не должны отклоняться от номинального значения более чем на 0,4 предельно допустимой погрешности калибровки поверяемых ими гирь.

Допустимая погрешность контрольных эталонов равна 0,25 допустимой погрешности рабочих эталонов. Значение погрешности эталона-копии должно быть известно и учитываться при его применении. Соответственно с этим в ЕЭС введена система, предусматривающая пять классов точности для гирь, причем каждый высший класс является эталоном для последующего низшего. Допустимая по-

грешность гирь низшего класса равна трехкратной погрешности гирь следующего за ним класса большей точности. В табл. 1.7.2 приведены допустимые диапазоны погрешностей

гирь отдельных классов. Класс F2 соответствует требованиям, предъявляемым к гирям прецизионных весов, а класс Е2 - к гирям

лабораторных весов (аналитические гири).

Для применяемых при торговых операциях гирь общего назначения допускаются более широкие диапазоны погрешностей, причем в соответствии с международными соглашениями эти гири должны изготовляться только с плюсовыми отклонениями масс, так как при практическом применении гири изнашиваются (табл. 1.7.3). На рис. 1.7.1, ау б показаны принятые в ЕЭС конструкции гирь, калибровка которых признается всеми партнерами.

При равновесии на открытом воздухе

(плотностью 1,2 кг/м3 при 20 °С) гири и сравнительного эталона из материала плотностью 8000 кг/м3 гире присваивается условная расчетная масса, численно равная массе эталона.

Условная масса гири массы т из материала плотностью р (кг/м3) при 20° С р-1,2

0,999850 р

Материал для изготовления гирь следует выбирать исходя из условия, чтобы при изменении плотности воздуха на 10 % от 1,2 кг/м3 максимальная ошибка взвешивания не превышала 0,25 допустимой ошибки калибровки.

-1

--

Юкг

Рис. 1.7.1. Торговые гири,


1.7.2. Допустимые пределы погрешностей гирь высшей точности согласно стандарту БЭС и предписаниям Международной организация законодательной метрологии (МОЗМ)

Номинальное

Погрешности (± мг) по классам

значение

массы

Ех

Е2

Mi*

М?

50 кг

25

75

250

750

2 500

25 000

20 кг

10

30

100

300

1 000

10 000

10 кг

5

15

50

150

500

5 000

5 кг

2,5

7,5

25

75

250

2 500

2 кг

1,0

3,0

10

30

200

1 000

1 кг

0,5

1,5

5

15

50

500

500 г

0,25

0,75

2,5

7,5

25

250

200 г

0,10

0,3

1,0

3,0

10

100

100 г

0,05

0,15

0,5

1,5

5,0

50

50 г

0,03

0,1

0,3

1,0

3,0

30

20 г

0,025

0,080

0,25

0,8

2,5

25

10 г

0,020

0,060

0,20

0,6

2,0

20

5 г

0,015

0,050

0,15

0,5

1,5

15

2 г

0,012

0,040

0,12

0,4

1,2

12

1 г

0,010

0,030

0,10

0,3

1,0

10

500 мг

0,008

0,026

0,08

0,25

0,8

100 мг

0,005

0,015

0,05

0,20

0,6

-

50 мг

0,004

0,012

0,04

0,12

0,4

-

20 мг

0,003

0,010

0,03

0,10

0,3

-

10 мг

0,002

0,008

0,025

0,08

0,25

-

5 мг

0,002

0,006

0,020

0,06

0,20

-

2 мг

0,002

0,006

0,030

0,06

0,20

1 мг

0,002

0,006

0,020

0,06

0,20

-

[* Мелкие гири. 2* Образцовые гири. 3* Торговые гири.

1.7.3. Характеристики торговых гирь, принятых в ЕЭС

Номинальные значения

Пределы погрешностей, мг

Материал

при первичной калибровке

при последующих поверках

1

2

3

4

2г 5 г

10 г 20 г

+ 5 -0

+ 5 -0

+ 10 -0

+ 20 -0

+ 20 -0

±5

±5 ± 10 ±20 ±20

Любой материал, обладающий плотностью 7 -9,5 г/см3 и твердостью не меньше твердости латунного литья при прочности на истирание и коррозионной стойкости, как у серого чугуна, и состоянии поверхности, сопоставимом с точным чугунным литьем. Серый чугун не допускается для изготовления гирь, масса которых менее 100 г


Продолжение табл. 1.7.3

1

2

3

4

50 г

+ 30 -0

±30

100 г

+ 30 -0

±30

200 г

+ 50 -0

±50

1 кг

+ 200 -0

±200

2 кг

+ 400

-0

±400

5 кг

+ 800 -0

±800

Серый чугун

10 кг

+ 1 600

-0

± 1 600

20 кг

+ 3 200

-0

±3 200

50 кг

+ 8 ООО

±8 000 -0

Определение зависящей от допустимой ошибки калибровки 6 плотности материала гири р производится по приближенным расчетным формулам:

-5

8 000

1. При б<610 1

1 +

< р < 8 000-

10°

10°

2. При е > 6 • 104

8 000

1 +

р.

10°

1.7.2. ПРИБОРЫ И СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ МАССЫ

Приборы для измерения массы называют весами. При каждом взвешивании выполняют хотя бы одну из четырех основных операций -определение неизвестной массы тела ("взвешивание"), отмеривание определенного количества массы ("отвешивание"), определение класса, к которому относится подлежащее взвешиванию тело ("тарировочное взвешива-

ние" или "сортировка"), взвешивание непрерывно протекающего материального потока.

Измерение массы основано на использовании закона всемирного тяготения, согласно которому гравитационное поле Земли притягивает массу с силой, пропорциональной этой массе. Силу притяжения сравнивают с известной по величине силой, создаваемой различными способами:

1)для уравновешивания используется груз известной массы;

2)уравновешивающее усилие возникает при деформации упругого элемента;

3)уравновешивающее усилие создается пневматическим устройством;

4)уравновешивающее усилие создается гидравлическим устройством;

5)уравновешивающее усилие создается электродинамически при помощи соленоидной обмотки, находящейся в постоянном магнитном поле;

6)уравновешивающее усилие создается при погружении тела в жидкость.

Первый способ является классическим. Мерой во втором способе является величина деформации; в третьем - давление воздуха; в четвертом - давление жидкости; в пятом - ток, протекающий по обмотке; в шестом - глубина погружения и подъемная сила.

Наиболее распространенным является первый способ.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137] [стр.138] [стр.139] [стр.140] [стр.141] [стр.142] [стр.143] [стр.144] [стр.145] [стр.146] [стр.147] [стр.148] [стр.149] [стр.150] [стр.151]