страница - 105
масла, м3/с; tx и t2— температура масла на входе и выходе из подшипника.
Теплота, отводимая корпусом подшипника во внешнюю среду (Вт),
P2 = kA(tM-tB),
где k — коэффициент теплопередачи, Вт/(м2-°С); А—площадь поверхности подшипника, обдуваемой воздухом, м2; *м — средняя температура масла в нагруженной зоне; tB — температура окружающего воздуха.
Средние значения k лежат в пределах (9...16) Вт/(м2-°С).
При обдуве подшипника воздухом «1б1/ив, где vB — скорость воздуха, м/с.
Уравнение теплового баланса при установившемся режиме работы подшипника
P=Pi + P2,(15.13)
Р — рассчитывается по формуле (15.6).
Поскольку температура масла в нагруженной зоне подшипника заранее неизвестна, то, задаваясь значениями средней температуры масла, можно вести гидродинамический расчет подшипника методом последовательных приближений. Температура масла, при которой удовлетворяется условие (15.5), является искомой, и для этой температуры нужно проверять условие (15.13).
Точно так же методом последовательных приближений приходится решать задачи по определению оптимальных значений или вязкости масла р, на основе условия (15.13).
15.6. Справочный материал
Табл. 15.1. Значения [S01» соответствующие условной границе между полу жидкостной и жидкостной смазкой
Отношение lid
Диаметр шипа, мм
30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 100 | 150 | 200 |
= 0,001 | |||||||||
0,6 | 0,28 | 0,35 | 0,42 | 0,53 | 0,65 | 0,8 | 1 | 2 | 3 |
0,8 | 0,44 | 0,54 | 0,64 | 0,8 | 0,95 | 1,2 | 1,5 | 2,7 | 4 |
1 | 0,58 | 0,72 | 0,85 | 1 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 3,3 | 4,5 |
1,2 | 0,7 | 0,8 | 1 | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 2,2 | 3,7 | 5 |
= 0,002 | |||||||||
0,6 | 0,42 | 0,53 | 0,65 | 0,8 | 1 | 1,4 | 2 | 3 | 5 |
0,8 | 0,64 | 0,8 | 0,95 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 2,7 | 4 | 6 |
1 | 0,85 | 1 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 2,4 | 3,3 | 4,5 | 7 |
1,2 | 1 | 1,2 | 1.4 | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 3,7 | 5 | 8 |
= 0,003 | |||||||||
0,6 | 0,65 | 0,8 | 1 | 1,4 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
0,8 | 0,95 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 2,7 | 4 | 5 | 6 | 8 |
1 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 2,4 | 3,3 | 4,5 | 6 | 7 | 9 |
1,2 | 1.4 | 1,7 | 2,2 | 2,6 | 3,7 | 5 | 6,5 | 8 | 10 |
3(5
Табл. 15.2. Кинематическая вязкость и плотность масел
Масло | Плотность р при 20° С, кг/м8 | v • 10*, м2/с. | при температуре, ° С | |||||||||
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 | ||
Турбинное по | ||||||||||||
ГОСТ 9972 — 74: | ||||||||||||
Т„-22 | 860...880 | 476 | 213 | 100 | 55,5 | 33,2 | 21,8 | 15,2 | 11 | 8,1 | 6,8 | 5,88 |
Т.,-30 | 890...916 | 863 | 359 | 161 | 84,6 | 48,4 | 30 | 20,5 | 14 | 10,6 | 8 | 6,49 |
Тп-46 | — | 1750 | 700 | 300 | 155 | 83 | 52,5 | 33 | 22,8 | 15,9 | 11,4 | 8,51 |
Индустриальное по | ||||||||||||
ГОСТ 20799 — 75: | ||||||||||||
И-12А | 900 | 175 | 86 | 49 | 29 | 19,5 | 12,6 | 9 | 6,7 | 5,3 | 4,35 | 3,64 |
И-20А | 881...900 | 275 | 113 | 71 | 42 | 27 | 18,2 | 12,2 | 9,2 | 7 | 5,33 | 4,84 |
И-ЗОА | 886...916 | 650 | 300 | 140 | 83 | 49 | 30 | 20,5 | 15,3 | 10,4 | 8,5 | 5,5 |
И-40А | 886...936 | 1190 | 501 | 229 | 120 | 68 | 42,3 | 27 | 19 | 13,5 | 10,5 | 8,12 |
И-50А | 886...926 | 2280 | 833 | 330 | 160 | 88 | 49 | 36 | 23 | 15,5 | 11,5 | 8,46 |
Авиационное по | ||||||||||||
ГОСТ 21743 — 76: | ||||||||||||
МС-20 | 891...901 | 8160 | 3080 | 1250 | 490 | 265 | 152,3 | 103 | 58 | 39 | 27,5 | 20,9 |
МК-22 | 905 | — | 3880 | 1556 | 650 | 330 | 175,5 | 105 | 65 | 43 | 30 | 22,25 |
Область применения подшипника
[р], н/мм
Н-м/(мм2с)
Редукторы Электродвигатели
Подшипники промежуточных валов приводов конвейеров
2...6 1...3
2...5
4...8 4.. .10
3.. .8
Табл. 15.4. Антифрикционный чугун для подшипников скольжения (по ГОСТ 1585 — 79) и серый чугун (по ГОСТ 1412 — 79)
Марка | Твердость, НВ | /?], Н/мм* | м/с | ipv], Н.мДмм* X |
X с) |
АЧС-1 | 180...229 | 0,05 | 2 | 0,1 |
9 | 0,2 | 1,8 | ||
АЧС-2 | 190...229 | 0,1 | 3 | 0,3 |
АЧС-3 | 160...100 | 1 | 0,75 | 4,5 |
АЧС-4 | 180...229 | 15 | 5 | 40 |
АЧС-5 | 140...180 | 20 | 1 | 20 |
АЧС-6 | 100...120 | 9 | 4 | 9 |
АЧВ-1 | 210...260 | 0,5 | 5 | 2,5 |
АЧВ-2 | 167...197 | 12 | 1 | 12 |
АЧК-1 | 197...217 | 0,5 | 5 | 2,5 |
АЧК-2 | 167...197 | 12 | 1 | 12 |
СЧ 15 | 163...229 | 12 | 1 | 12 |
СЧ 21; СЧ 24 | 170...241 | [р=4 при f<0,5 м/с и продолжитель- | 1 | 12 |
ных интервалах в работе; [р] = 2 при v < 1 м/с; [р] = 0,1 при 1 < t;<2 м/с
Примечания: 1. Для промежуточных значений v значение [pv] определяется интерполированием.
2. Подшипники из чугуна АЧС-1, АЧС-2, АЧВ-1 предназначены для работы с закаленным или нормализованным валом, из АЧС-3, АЧВ-2, АЧК-2 —с незакаленным.
Табл. 15.5. Бронза и латунь для подшипников скольжения
Марка | Область применения | [р]. Н/мм2 | [V], м/с | Ipv], Н-м/(мм2Х X с) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
БрОФ10-1 литейная | Подшипники паровых | 15 | 10 | 15 |
БрОФб, 5-0, 15, обра-турбин, генераторов и
ботка давлениемэлектродвигателей, цент-
БрОЦС5-5-5 литейнаяробежных насосов и ком- 8 3 12
БрОЦС6-6-3 »прессоров 5 3 10
БрОЦС4-4-17 »10 4 10
БрАЖ9-4, прутки, поковки
БрАЖ9-4Л литейная
БрАЖМцЮ-3-1,5, отливки, прутки, поковки
БрАЖС7-1,5-1,5 литейная
Подшипники центробежных насосов и компрессоров, электродвигателей, металлорежущих станков, редукторов,прокатных станов
15412
15412
20512
25820
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]