Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 110

ками (рис. 16.9, а); с коническими (рис. 16.9, б); с бочкообразными роликами, способные воспринимать и небольшие радиальные нагрузки (рис. 16.9, в).

16.2. Условные обозначения и точность подшипников качения

Внутренний диаметр подшипника (или втулки), его серия, тип, конструктивные особенности и класс точности имеют цифровое условное обозначение.

Внутренний диаметр подшипника (диаметр вала) в его условном обозначении указывается двумя первыми цифрами справа. Для диаметров 20...495 мм эти цифры представляют собой частное от деления диаметра отверстия на пять. Для диаметров 10, 12, 15, 17 мм используется соответственно обозначение 00, 01, 02, 03. Для подшипников с внутренними диаметрами до 9 мм включительно первая цифра условного обозначения есть фактический внутренний диаметр подшипника (мм), вторая цифра обозначает его серию, на третьем месте ставится цифра 0.

Третья и седьмая цифры указывают серию подшипника (кроме подшипников с диаметром отверстия до 9 мм включительно). Нули, стоящие левее последней значащей цифры, опускаются. Для подшипников с диаметром отверстия до 9 мм серия обозначается цифрами 1, 2, 3, 6, 7, 8 или 9 на втором месте соответственно обозначениям серий диаметров. Цифры 6 и 7 обозначают неопределенную серию, нестандартную. Обозначение серий подшипников приведено в табл. 16.2.

Тип подшипника указывается в обозначении четвертой цифрой: О — радиальный шариковый; 1 — радиальный шариковый сферический; 2 — радиальный с короткими цилиндрическими роликами; 3 — радиальный роликовый сферический; 4 — радиальный роликовый с длинными цилиндрическими роликами или игольчатый; 5 — радиальный роликовый с витыми роликами; 6 — радиально-упорный шариковый; 7 — роликовый конический; 8 — упорный шариковый; 9 — упорный роликовый.

Конструктивные особенности подшипника указываются в обозначении пятой цифрой или двумя цифрами: пятой и шестой.

Для подшипников, изготовляемых по специальным техническим требованиям, применяют дополнительные знаки к условным обозначениям.

В соответствии с ГОСТ 520—71 предусматриваются пять классов точности подшипников, обозначаемых одной цифрой, которую ставят перед условным обозначением. Нормальный класс обозначают цифрой 0 (в обозначении опускается), повышенный — 6; высокий — 5; прецизионный — 4; сверхпрецизионный — 2.

В табл. 16.3...16.И приводятся основные характеристики для наиболее распространенных типов подшипников качения общего назначения [13].


16.3. Выбор и проверка подшипников качения по динамической грузоподъемности

Подшипники качения подбирают на основе расчетных формул по ГОСТ 18855—82. Эти формулы действительны для подшипников, работающих при постоянных по значению и направлению (или приводимых к ним) нагрузках, при частоте вращения ниже предельной Япред (значения ее приводятся в каталогах подшипников). Формулы получены исходя их критерия усталостной прочности элементов подшипника при температуре до 125°С.

Выбор подшипников качения при частоте вращения свыше 10 мин-1 производят по эквивалентной динамической нагрузке, под которой понимают такую постоянную радиальную или осевую центральную нагрузку, при действии которой долговечность подшипника будет, как и в условиях действительной нагрузки.

Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка Рг для шариковых радиальных, радиально-упорных и роликовых радиально-упорных подшипников определяется но формуле

Pr=XVFr+YFatС 16.1)

для роликовых радиальных

Pr = Fr.(16.2)

Эквивалентная динамическая осевая нагрузка Ра для шариковых и роликовых упорных подшипников

Ра = /Га,(16,3)

для шариковых и роликовых упорно-радиальных подшипников

Pa=XFr+YFa,(16.4)

где X — коэффициент радиальной нагрузки; V — коэффициент вращения; Fr—радиальная нагрузка на подшипник; У—коэффициент осевой нагрузки; Fa—осевая нагрузка на подшипник. Коэффициенты X и Y приводятся в табл. 16.4, 16.6, 16.9, 16.12. Коэффициент V= \ при вращении внутреннего кольца по отношению к направлению нагрузки и V=l,2 — при неподвижном по отношению к направлению нагрузки внутреннем кольце.

Для характеристики нагрузочной способности подшипникоз качения вводятся понятия базовой динамической радиальной грузоподъемности Сг и базовой динамической осевой грузоподъемности С0. Под Сг понимают такую постоянную радиальную нагрузку, которую подшипник может воспринимать при базовой долговечности Lio, составляющей один миллион оборотов. Базовой считается долговечность при 90 %-й надежности. Под Са понимается такая постоянная центральная осевая нагрузка, которую подшипник может воспринимать при базовой долговечности Li0, составляющей один миллион оборотов. Значения Сг и Са приводятся в каталогах подшипников (табл. 16.3...16.11). Их можно определить также по формулам, приводимым в ГОСТ 18855—82.

Между Сг, Са, Рг, Ра и Ll9 (млн. оборотов) установлены зависимости:


для шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников

L10=(Cr/Pr)3;(16.5)

для шариковых упорных и упорно-радиальных

Ll0=(Ca/Pa)3;(16.6)

для роликовых радиальных и радиально-упорных

L10=(Cr/Pr)10/3;(16.7)

для роликовых упорных и упорно-радиальных подшипников

LlO=(Ca/Pa)im.(16.8)

Эти формулы применимы для случаев, когда Рг (Ра) не превышает 0,5СГ (0,5Са).

Подбор радиальных (при отсутствии осевой нагрузки) и упорных подшипников производится по требуемой динамической грузоподъемности CJP и С1Р соответственно условиям:

С? = PrL\o С?ат — для шарикоподшипников; Crrp = PrL%10 <1 С?ат — для роликоподшипников; СТа = PuL\q Саат — для шарикоподшипников; Clp = PaLw10 < С*ат — для роликоподшипников,

где Сгат, Сдат — соответственно базовая динамическая радиальная и осевая грузоподъемность подшипника по данным каталога.

Требуемая долговечность подшипника (млн. оборотов) связана со сроком его службы:

L10= Ю-6 • 60/г1л,(16.9)

где п — частота вращения подшипника, мин-1; Ln — требуемый срок службы подшипника, ч (рекомендуемые значения Ln приводятся в табл. 16.13).

Для под ора радиально-упорных, упорно-радиальных подшипников всех типов, а также радиальных шарикоподшипников при совместном действии на них радиальных и осевых нагрузок необходимо, задаваясь типоразмером подшипника, методом последовательных приближений добиться удовлетворения приведенных выше условий: для радиально-упорных шарико- и роликоподшипников, радиальных

шариковых подшипников СгРС?ат и для упорных и упорно-радиальных CjpCjfaT при минимальной разнице между Стр и Скат.

В большинстве случаев диаметр вала под подшипник задается по конструктивным соображениям. Соответственно этому диаметру выбирается типоразмер подшипника, по одной из формул (16.5)... (16.8), а затем по формуле (16.9) можно определить фактическую долговечность подшипника. Если она окажется значительно отличающейся от заданной или рекомендуемой, подбирают другой типоразмер подшипника. Можно также принять другой срок службы подшипника, назначив его кратным межремонтным срокам службы проектируемой машины.

При выборе типоразмера подшипника предпочтение следует отдавать шарикоподшипникам класса точности 0 легких серий для




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]