Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 121

Глава 17. МУФТЫ

17.1. Общие сведения

Муфтами называют устройства, с помощью которых соединяют между собой валы или валы с находящимися на них деталями для передачи вращающего момента. На рис. 17.1 показана установка, состоящая из электродвигателя и червячного редуктора, валы которых соединены муфтой.

Муфты подразделяются на группы.

1. Глухие — соединяют два вала так, что полученное соединение работает как одно целое. Наиболее распространены глухие муфты втулочные и фланцевые или поперечно-свертные. Продольно-свертные муфты применялись для соединения отдельных частей длинных трансмиссионных валов. В настоящее время они имеют ограниченное применение.

Рис. 17.1. Соединение вала электродвигателя и вала червячного редуктора муфтой

2.Компенсирующие — соединяют валы, имеющие незначительные смещения — осевые, радиальные и угловые. Компенсирующие муфты жесткие не смягчают толчков, упругие — смягчают толчки за счет деформации упругих элементов, передающих вращающий момент.

К жестким компенсирующим муфтам относятся кулачковые расширительные муфты, кулачково-дисковые, зубчатые, цепные, шарнирные и др.

К упругим компенсирующим муфтам относятся муфты со змеевидными пружинами, муфты с гильзовыми пружинами, втулочно-пальцевые, с упругой оболочкой и др.

3.Управляемые или сцепные — соединяют и разъединяют валы во время работы при помощи механизма управления. В этих муфтах используется кулачковое или зубчатое зацепление — кулачковые муфты или трение — фрикционные муфты.


4. Самоуправляемые—автоматически действующие муфты, предназначаются для предохранения привода от перегрузок, передачи момента лишь в одном направлении, ограничения скорости, осуществления плавного пуска привода и т. д.

К этой группе относятся муфты со срезным штифтом, фрикционные предохранительные, центробежные и др.

17.2. Расчет муфт

На работу муфты существенно влияют толчки, удары и колебания, обусловленные характером работы приводимой в движение машины. Поэтому расчет муфты ведут не по номинальному моменту Г, а по расчетному Гр:

7p=V,(17.1)

где kp — коэффициент режима работы (табл. 17.1); Т — вращающий момент, Н-м: Т=Р1щ Р — мощность, Вт; со — угловая скорость, рад/с: а) = лл/30; п — частота вращения, мин-1.

Муфты, имеющие широкое распространение, стандартизованы. Основными характеристиками муфты являются момент, на передачу которого муфта рассчитана, и диаметры соединяемых валов.

Диаметр вала под муфту может быть определен расчетом на чистое кручение по пониженным допускаемым напряжениям [см. формулу (14.7)].

Основные параметры наиболее распространенных муфт приводятся в табл. 17.2... 17.15. При выборе муфт по этим таблицам предпочтение следует отдавать размерам 1-го ряда. Нужно также иметь в виду, что в некоторых муфтах полумуфты изготовляют с цилиндрическими расточками (тип 1) и с коническими расточками (тип 2) двух исполнений: 1 — на длинные концы валов, 2 — на короткие. Допускается соединение полумуфт разных типов в разных исполнениях с различными диаметрами посадочных отверстий для данного вращающего момента.

17.3. Глухие муфты

Втулочные муфты (рис. 17.2) просты по конструкции и имеют малые габариты. Их изготовляют со штифтами — исполнение 1 (рис. 17.2, а); со шпонками призматическими — исполнение 2; со шпонками сегментными — исполнение 3 (рис. 17.2, б) и со шлицами.

Детали втулочных муфт изготовляют из стали 45. Втулочные муфты требуют очень точного совмещения осей валов и значительного смещения муфты или вала в осевом направлении при монтаже и демонтаже.

В табл. 17.2 приведены некоторые параметры втулочных муфт со штифтами (исполнение!).


Штифты проверяют на срез:

тср —

4гр

"Д"<[Тср1,

(17.2)

ш

где Гр — расчетный момент, Н • мм; 2Tp/d— расчетное усилие, Н; d — диаметр вала, мм; с(ш — диаметр штифта, мм; 2ndm/4 — общая площадь среза штифта, мм2; [тср1 — допускаемое напряжение на срез для штифтов: [тср] = 40 МПа.

Проверка шпоночных и шлицевых соединений выполняется по

( - • Штифт

Рис. 17.2. Втулочные муфты

методике, приведенной в гл. 4.

Муфты продольно-разъемные с фиксирующим кольцом (рис. 17.3) применяют для соединения соосных валов в вертикальных приводах. Фиксирующее кольцо служит для восприятия осевых нагрузок.

Изготовляют муфты из углеродистых сталей. При работе в агрессивных средах детали муфты изготовляют из материалов, устойчивых к данным средам.

В табл. 17.3 приведены некоторые параметры продольно-разъемных муфт. Корпус муфты состоит из двух половин (полумуфт) с продольным разъемом. На наружные конические поверхности полумуфт с конусностью ~ 1 : 4 надеваются фланцевые кольца, которые стягиваются тремя шпильками. Сами полумуфты наде-

Муфта продольно-разъемная




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]