Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 123

или при закаленных стальных поверхностях трения; Тр — расчетный момент, Н«мм; h, D nd — в миллиметрах.

В табл. 17.5 приведены параметры и основные размеры кулач-ково-дисковых муфт. Стандарт распространяется на муфты, предназначенные для соединения валов с радиальным смещением не более 0,05d и угловым отклонением не более 30.

Рис. 17.6. Кулачково-дисковая муфта А

Рис. 17.7. Зубчатая муфта

Зубчатые муфты (рис. 17.7) компенсируют все возможные смещения осей валов — осевые, радиальные и угловые (рис. 17.7, в), но они не смягчают толчков и поэтому относятся к группе жест-


ких компенсирующих муфт. Широко применяются в тяжелых машинах.

Муфта состоит из двух закрепленных на концах валов втулок с наружными зубьями эвольвентного профиля и охватывающей их обоймы с внутренними зубьями. Таким образом, передача вращающего момента осуществляется зубчатыми парами.

Для компенсации смещений валов в муфтах предусмотрены торцевые зазоры б, вершины зубьев втулок обрабатываются по сферической поверхности (см. рис. 17.7, а), зубчатое зацепление выполняют с увеличенными боковыми зазорами, а боковым поверхностям зубьев придают бочкообразную форму (см. рис. 17.7, б). В зубчатых муфтах допускается угловое смещение Аф1° (см. рис. 17.7,в).

Детали зубчатых муфт изготовляют из стали 40 или из стального литья. Зубья втулок термообрабатывают до твердости не ниже 42 HRC3, а зубья обойм — не ниже 37 HRC3. Для уменьшения интенсивности изнашивания зубьев в муфту заливают смазочный материал большой вязкости.

Считают, что нагрузка распределяется равномерно между всеми зубьями и что контакт зубьев происходит в пределах всей длины Ь и рабочей высоты /i=lm+0,8m (см. рис. 17.7, б), которая складывается из высот головок зуба втулки и зуба обоймы.

Условие износостойкости:

р = Гр/(0,9)<[р1,(17.6)

где р —давление на поверхности зубьев, МПа; Ь — длина зуба, мм; Г>д — диаметр делительной окружности, мм: D—mz\ z — число зубьев втулки; т — модуль зацепления, мм; [р]=12...15 МПа — допускаемое давление.

аб

Рис. 17.8. Шарнирные муфты

Зубчатые муфты изготовляют двух типов: нормальные МЗ и удлиненные МЗП с промежуточным валом. Некоторые данные по муфтам МЗ приведены в табл. 17.6.

Шарнирные муфты применяют в тех случаях, когда оси соединяемых валов расположены под значительными углами, достигающими 40...45°. Передача вращения под такими большими углами обеспечивается тем, что в муфте (рис. 17.8, а) имеются два шарнира с взаимно перпендикулярными осями. Сдваивая муфты


(рис. 17.8, б), можно увеличить угол между геометрическими осями соединяемых валов.

При постоянной угловой скорости ведущего вала одна шарнирная муфта дает неравномерное вращение ведомого вала. Сдвоенная муфта (или две шарнирные муфты) может обеспечить равномерное вращение ведомого вала. Для этого необходимо выдержать следующие условия:

1)оси шарниров на промежуточной втулке (или на промежуточном валике) должны быть параллельны;

2)соединяемые валы должны располагаться в одной плоскости и составлять с промежуточной втулкой (валиком) одинаковые углы $i = 62.

В табл. 17.7 приведены некоторые параметры шарнирных муфт.

Расчет шарнирных муфт включает проверку прочности и выносливости вилок, крестовины, цапф и расчет работоспособности шарниров.

Рис. 17.9. Муфта упругая втулочно-пальцевая

Муфты упругие втулочно-пальцевые (МУВП) общего назначения (рис. 17.9) применяются для передачи вращающих моментов со смягчением ударов с помощью упругих резиновых втулок, надеваемых на пальцы. Они получили широкое распространение, особенно в передачах от электродвигателей.

Полумуфты насаживают на концы валов с натягом с использованием призматических шпонок. В одной полумуфте на конических хвостовиках закрепляют пальцы с надетыми на них резиновыми втулками. Эти резиновые втулки входят в цилиндрические расточки другой полумуфты. Вследствие деформирования резиновых втулок при передаче момента смягчаются толчки и удары, но амортизирующая способность муфты незначительна. Муфта компенсирует смещения радиальные (~0,3...0,6 мм), угловые (до 1°) и осевые.

Материал полумуфт — чугун СЧ 20; для быстроходных муфт применяют поковки из стали 30 или стальное литье; пальцы — из нормализованной стали 45, а втулки — из специальной резины.

13»

371




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]