Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 125

Условие износостойкости рабочих поверхностей кулачков (рис. 17.15):

зт

Р <[р],(17.10)

р =

Dcpzbh

где р — расчетное давление на рабочей поверхности кулачка, МПа; £>ср — средний диаметр кулачков, мм: Dcv= (D+Dx)/2: 2TvjDcv — расчетное окружное усилие, Н; 2/3-2—расчетное (или рабочее) число кулачков. Считают, что из-за неравномерности распределения нагрузки между всеми z кулачками в расчет следует вводить 2/3-z; Ь, h — длина и высота кулачка, мм; [р] = 80...120 МПа — допускаемое давление для термообработанных кулачков при включении в состоянии покоя и [р] = 20...30 МПа — то же, при включении на ходу.

Осевое усилие, необходимое для включения и выключения кулачковой муфты:

Fn =

2ТГ

D

ср L

D

ср

± tg(a ± р)

(17.11

у

шж.

U

1

А-А

где d — диаметр вала подвижной полумуфты (см. рис. 17.13); / — коэффициент трения: /=1дф«0,08... 0,2 (меньшие значения при работе со смазочным материалом); a — угол скоса кулачков (см. рис. 17.15); р — угол трения. Знак плюс относится к режиму включения, минус — к режиму выключения муфты.

Зубчатая сцепная муфта по своему устройству (рис. 17.16, а) представляет собой видоизмененную компенсирующую зубчатую муфту с обоймой, имеющую неподвижную полумуфту / и подвижную 3. Для выключения муфты надо передвинуть влево подвижную полумуфту так, чтобы ее зубья вышли из зацепления с внутренними зубьями обоймы 2. Основные размеры этой муфты можно принимать по табл. 17.5, а проверку прочности проводить по формуле (17.6).

Зубчатые сцепные муфты без обоймы (рис. 17.16, б) состоят из двух полумуфт, одна из которых имеет внутренние, а другая — внешние зубья.

Фрикционные муфты применяют для соединения валов под нагрузкой, когда плавность их включения является обязательной.

Одна полумуфта дисковой фрикционной муфты (рис. 17.17) закреплена на валу на шпонке посадкой с натягом, а вторая подвижна в осевом направлении. Прикладывая к подвижной полумуфте

Рис. 17.15. К расчету кулачков сцепных муфт


осевую силу Fo, замыкают муфту и обеспечивают передачу момента за счет сил трения на стыке торцевых поверхностей полумуфт.

Считают, что сила трения равномерно распределена по поверхности стыка, имеющей вид кольца. В этом случае суммарная сила трения fFa приложена на расстоянии приведенного радиуса трения от оси вращения:

пр =

3

D —D\ D2-D\

где D, D\ — наружный и внутренний диаметры дисков.

б

%Ш2

Рис. 17.16. Зубчатые сцепные муфты

С увеличением силы нажатия Fa возрастает момент сил трения TTp=fFaRup. При каком-то значении силы Fa момент трения окажется равным передаваемому моменту (7,тр=7р) и муфта замкнется, а оба вала будут вращаться с одной и той же угловой скоростью.

Усилие, необходимое для замыкания муфты:

Fa = TPl(Rnpf),(17.12)

где/ — коэффициент трения (табл. 17.12).

При определении расчетного момента иногда вводят коэффициент запаса сцепления р= 1,2... 1,5 для предотвращения пробуксовывания муфты при небольших перегрузках. При учете коэффи-

Рис. 17.17. Дисковая фрикционная муфта


циента режима коэффициент р* можно не вводить, так как обычно

kvT> рт\

Для уменьшения габаритов и силы нажатия применяют многодисковые фрикционные муфты (рис. 17.18). Сила нажатия в многодисковой муфте (Н)

Fa = Tv/(Rnvfz),(17.13)

где z—число пар поверхностей трения: z=n— 1; п — общее число дисков в муфте. Значение z желательно принимать четным.

Рис. 17.18. Многодисковая фрикционная муфта Рекомендуемое число ведущих дисков Zi = z/2, а число ведомых

Иногда для уменьшения силы нажатия диски снабжают обкладками из материала с повышенным коэффициентом трения. К таким материалам относится асбестовая ткань с включением латунной проволоки или сетки — феродо.

Условие износостойкости рабочих поверхностей:

>- -V <tp1 (,7Л4)

где р— давление на рабочих поверхностях дисков, МПа; яф2— — D2)/4— площадь кольцевой поверхности диска, мм2; [р] — допускаемое давление (см. табл. 17.12).

По условию износостойкости р[р] допускаемая сила нажатия

[Fa] = [p)n(D*-D2)/4.(17.15)

Основные размеры фрикционных муфт выбирают конструктивно в зависимости от диаметра вала d по табл. 17.17.

17.6. Самоуправляемые муфты

Фрикционную муфту можно отрегулировать на передачу определенного предельного момента. В этом случае она выполняет роль предохранительного звена.

На рис. 17.19 показана предохранительная фрикционная муфта. Она похожа на фрикционную сцепную муфту, но постоянно замкнута, рассчитывается как и сцепная. Но допускае-




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]