Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 26

Рис. 6.1. Схемы фрикционных передач с постоянным передаточным числом

ошибок в углах поворота звеньев, что связано с наличием скольжения в этих передачах.

Схемы фрикционных передач с постоянным передаточным числом приведены на рис. 6.1, а...д.

На рис. 6.2 представлены схемы вариаторов, т. е. фрикционных передач для бесступенчатого регулирования скорости.

Силовые фрикционные передачи в обычном исполнении имеют передаточные числа до и=7, силовые передачи с разгруженными валами — до и=15 и в ручных передачах приборов — до м=25. Наибольший диапазон регулирования (т. е. отношение максимальной угловой скорости ведомого вала к минимальной) большинства фрикционных вариаторов с непосредственным контактом фрикционных тел качения не превышает 3...4, для сдвоенных вариаторов с промежуточной связью — 12..Л6, но обычно 4...8.

Фрикционные передачи с непосредственным контактом рабочих тел выполняются с начальным касанием этих тел по линии либо в точке. Если возможны большие деформации валов, значительное скольжение по длине контакта, а также если используются материалы с большими модулями упругости, следует применять тела с начальным касанием в точке.

В силовых быстроходных фрикционных передачах для изготовления рабочих тел используют высокопрочные стали 40Х, 40ХН, 12ХНЗ, 18ХГТ, ШХ15, ШХ15ГС и другие, которые могут подвергаться термообработке для обеспечения высокой твердости поверхностных слоев. Обычно эти передачи выполняются закрытыми в общем корпусе и работают в масляной ванне, что способствует их износостойкости и высокому КПД. Колеса тихоходных фрикционных передач изготовляются из стали или чугуна и работают обычно без смазывания. Для увеличения коэффициента трения и уменьшения необходимой силы прижатия фрикционных тел их рабочие поверхности часто облицовываются фрикционными материалами (асботекстолитом, феродо, кожей, резиной и др.).

Стальные закаленные катки быстроходных фрикционных передач в закрытом исполнении, работающие в масляной ванне, подвержены поверхностному выкрашиванию (питтингу).

В тихоходных передачах и в передачах, работающих без смазывания, также может иметь место процесс образования усталостных трещин, однако абразивное изнашивание в этих случаях оказывается более интенсивным, и поверхностные слои металла истираются еще до образования питтинга. При малой твердости материала


гdежз

иклn

Рс

Рис. 6.2. Схемы фрикционных вариаторов:

а — лобового; б — сдвоенного лобового; в — простого конусного; г — конусного с параллельными осями; д — конусного с перпендикулярными осями; е, ж — с телами качения шар — конус и шар — цилиндр; з — грибовидного фрикциона; и — с гибким промежуточным кольцом; к — с плоским ремнем; л — многодискового; м — с раздвижными дисками и жестким кольцом; н, о—шарового; п — торового; р — с раздвижными конусами и гибкой связью в виде ремней нормальных сечений; с —с раздвижными конусами для колодочных

и клиновых ремней


катков и больших давлениях в связи с местными пластическими деформациями иногда проявляется такая специфическая форма изнашивания поверхностей, как огранка.

Интенсивность всех видов изнашивания контактирующих тел зависит от максимальных контактных напряжений и механических характеристик материалов катков. Имеет значение и ряд других факторов (сорт масла, качество изготовления и сборки передачи, характер нагрузки, температурный режим и др.), точный теоретический учет которых невозможен. Поэтому инженерные расчеты для оценки работоспособности фрикционных передач сводятся в настоящее время к определению по формулам Герца контактных напряжений на рабочих поверхностях и сравнению их с допускаемыми напряжениями.

6.2. Кинематические расчеты фрикционных передач

Передаточное число передач с параллельными осями (рис. 6.3, а) определяется исходя из того, что окружная скорость ведомого катка v2 из-за проскальзывания несколько меньше окружной скорости ведущего катка

v2 = vis; u = tii/n2 = D2/{eDl).

Для передач с перпендикулярными осями (рис. 6.4, а) u=tii!n2=D2/(eDi) =sin a2/(esin ai),

где и — передаточное число; п\, п2 — частота вращения соответственно ведущего и ведомого валов, мин-1; Du D2 — диаметры ведущего и ведомого катков (для конических катков Dx и D2 — средние диаметры); е — коэффициент, учитывающий проскальзывание (для передач приборов значение е близко к единице, в остальных случаях— до 0,97); ai, а2—углы между осью и образующими конусов; при ai-r-a2=90° u=tg ct2/e=ctg сц/е.

Рис. 6.3. Схемы фрикционных передач с параллельными

валами:

о — с цилиндрическими катками; б — с выпуклыми; в —с клинчатыми




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]