Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 30

Глава 7. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ

7.1. Общие сведения

В зависимости от вида ремня различают передачи: плоскоременную (рис. 7.1, а), клиноременную (рис. 7.1, б), круглоременную (рис. 7.1, в), поликлиновым ремнем (рис. 7.1, г) и зубчатым (рис. 7.1, д). Последние, работающие по принципу зацепления, отнесены к ременным передачам условно.

Рис. 7.1. Схема ременной передачи

Применение плоскоременных передач в настоящее время сократилось (исключение составляют передачи с пленочными синтетическими ремнями) из-за их худших эксплуатационных свойств в сравнении с другими видами ременных передач. Их расчет приведен в [15], [16] и в ГОСТ 23821—79. Круглоременные передачи используют в основном в механизмах приборов и бытовых машин.

В клиноременных передачах применяют сплошные бесконечные прорезиненные ремни трапецеидального сечения (рис. 7.2). Тяговым элементом служит корд из специальной синтетической ткани

или шнура. Для двигателей автомобилей, тракторов и механизмов сельскохозяйственных машин применяют клиновые ремни узкого сечения по ГОСТ 5813—76 и ГОСТ 10286—75.

Диапазон рекомендуемых скоростей для клиновых ремней v = 5...40 м/с, передаточные числа — до 7... 10. Передаточное число и определяют по формуле (см. рис. 7.1)

u = nl/n2=d2/[dl (1-е)],(7.1)

где пи п2 — частота вращения соответственно ведущего и ведомого валов передачи,

мин

е — относительное скольжение в пе-

Рис. 7.2. Сечение клинового ремня

редаче: е=0,015...0,02. Угол обхвата (см. рис. 7.1) ремнем шкива определяют по формуле

а, = 180° - 57,3 (d2 - dx) la.(7.2)


Поликлиновые ремни предназначены для замены отдельных клиновых ремней или их комплектов с целью уменьшения габаритов. При передаче одинаковой мощности ширина поликлинового ремня может быть примерно в два раза меньше, чем у комплекта клиновых ремней.

Поликлиновые ремни (рис. 7.3) состоят из плоской и профильной частей. В плоской части размещено несколько слоев прорезиненной ткани и ряд кордшнура из синтетических волокон. Профиль-

ная часть, образуемая продольными клиньями, состоит из резины. Обе части завулканизированы в одно целое.

В зубчато-ременной передаче (ЗРП) нагрузка передается за счет зацепления зубьев ремня и шкивов. По несущей способности ЗРП занимает промежуточное положение между ременными и цепными, обеспечивая передачу мощности до 200 кВт (уникальные передачи — до 800 кВт). Наибольшая скорость — до 50 м/с, в отдельных случаях — до 80 м/с.

К достоинствам ЗРП по сравнению с другими передачами следует отнести отсутствие скольжения, пониженный уровень шума по сравнению с цепной или зубчатой при работе на обычных скоростях, меньшие габариты по сравнению с ременной и меньшее давление на опоры ввиду меньшего предварительного натяжения ремня, возможность передачи нагрузки при высоких скоростях, когда другие ременные передачи теряют несущую способность из-за скольжения.

Недостатки ЗРП: меньшая несущая способность по сравнению с цепными или зубчатыми передачами; повышенный уровень шума по сравнению с другими ременными передачами при повышенной

Рис. 7.4. Зубчатый ремень:

р — шаг зубьев ремня; Лр —высота зуба; // — толщина ремня; В — ширина ремия; 3 — угол профиля зубьев; б — расстояние от впадины зуба до оси корда; s — наименьшая толщина зуба; /?г, /?н— радиусы закругления головки и ножки зуба

Рис. 7.3. Сечение поликлинового ремня


скорости; относительная сложность изготовления зубчатых шкивов; повышенные требования к точности монтажа; наличие высокочастотных вибраций, затрудняющих использование ЗРП в точном оборудовании.

Наибольшая эффективность, достигаемая за счет применения ЗРП в оборудовании и машинах, соответствует случаям, когда требуется осуществить синхронное вращение валов или передать нагрузку при скоростях более 20...25 м/с.

Зубчатый ремень представляет собой бесконечную ленту с зубьями на внутренней поверхности, состоящую из несущего слоя, выполненного из стального троса или шнура из синтетических волокон, и эластичного связующего материала — резины или полиуретана (рис. 7.4). Спирально навитый по длине ремня металлический трос с шагом навивки 2 мм образует прочный каркас, являющийся несущим элементом ремня при передаче окружного усилия от одного шкива к другому. Для повышения износостойкости зубья ремня, выполненного из резины, покрывают нейлоновой тканью.

7.2. Расчет клиноременных передач

Клиновые ремни общего назначения выпускают с различными размерами сечений, которые обозначаются О, А, Б, В, Г, Д и Е. Размеры и масса q одного метра этих ремней приводятся в табл. 7.1.

£ \2000

SOO 500 3/5

200

А.

By

В

Г/

д

Рис. 7.5. К выбору сечения клинового ремня

2 Jtf S 8 12.520 51,5 50 60 125 200 400 Лередабаемая мощность, кВт

Расчет клиноременных передач с резинотканевыми ремнями регламентирован ГОСТ 1284.3—80. Сечения клиновых ремней А, Б, В, Г и Д следует выбирать по рис. 7.5 в зависимости от передаваемой мощности при заданной частоте вращения малого шкива. Ремни с сечением О следует применять для передаваемых мощностей до 2 кВт, Е — при мощности свыше 200 кВт.

Мощность передачи с одним ремнем Рр (кВт) в заданных условиях эксплуатации рассчитывают по формуле

РР = PoCaCJCp,(7.3)

где Р0 — номинальная мощность передачи с одним ремнем, кВт (табл. 7.2...7.8); Са — коэффициент угла обхвата (табл. 7.9); d—коэффициент, учитывающий длину ремня (табл. 7.10); Ср — коэффициент динамичности и режима работы (табл. 7.11).




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]