Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 41

в цепных передачах нет проскальзывания, среднее передаточное число постоянно. При гибкой связи допускаются значительные межосевые расстояния между звездочками. Одной цепью можно приводить в движение одновременно несколько звездочек. По сравнению с ременными цепные передачи имеют при прочих равных условиях меньшие габариты, более высокий КПД и меньшие нагрузки на валы, так как отсутствует необходимость в большом предварительном натяжении тягового органа.

Рис. 8.1. Схема цепной передачи

Недостатки цепных передач: значительная скорость изнашивания шарниров цепи, вызывающего ее удлинение и нарушение правильности зацепления; неравномерность движения цепи из-за геометрических особенностей ее зацепления с зубьями звездочек, в результате чего появляются дополнительные динамические нагрузки; необходимость обеспечения большей точности монтажа по сравнению с ременными передачами; значительный шум при работе передачи.

Цепные передачи предназначаются для передач мощностью обычно не более 100 кВт и могут работать как при малых, так и при больших скоростях (до 35 м/с). Передаточные числа не превышают 7.

Применяемые в машиностроении цепи по назначению подразделяются на приводные, передающие энергию от ведущего вала к ведомому; тяговые, применяемые в качестве тягового органа в конвейерах; грузовые, используемые в грузоподъемных машинах. Из всех типов приводных цепей наибольшее распространение имеют роликовые (рис. 8.2) с числом рядов от одного до четырех, втулочные одно- и двухрядные (рис. 8.3) и зубчатые (рис. 8.4).

ГОСТ 13568—75 стандартизованы следующие типы приводных роликовых и втулочных цепей: ПРЛ — роликовые легкой серии; ПР — роликовые нормальной серии; ПРД — роликовые длинно-звенные; ПВ — втулочные; ПРИ — роликовые с изогнутыми пластинами. Роликовые цепи могут быть одно- (ПР), двух- (2ПР), трех- (ЗПР)) и четырехрядными (4ПР). Втулочная двухрядная цепь обозначается 2ПВ. Основные характеристики этих цепей приведены в табл. 8.1.

Звенья втулочной цепи имеют внутренние пластины с запрессованными в них втулками и наружные пластины с запрессованными в них расклепанными валиками. Давление в шарнирах этих


цепей меньше, чем в роликовых, отличающихся от втулочных цепей наличием ролика, надеваемого на втулки для уменьшения интенсивности изнашивания между втулками и зубьями звездочек.

Многорядные цепи применяют при тех же частотах вращения звездочек, при которых используются и однорядные такого же типоразмера, что позволяет уменьшать размеры передачи и снижать шум благодаря меньшему шагу цепи. В цепях с изогнутыми пластинами равномерно изнашиваются все звенья. Они обладают повышенной упругостью и менее чувствительны к ударным нагрузкам.

Рис 8 2 Цепь роликовая однорядная

Рис 8 3 Цепь втулочная двухрядная

Приводные зубчатые цепи обеспечивают более высокую кинематическую точность, повышенную плавность и бесшумность работы, большую передаваемую мощность и скорость. Зубчатая цепь с шарнирами качения по ГОСТ 13552—81 состоит из рабочих пластин зубообразной формы с фасонными отверстиями для сегментных призм и направляющих пластин, предназначенных для предохранения цепи от соскакивания со звездочек. Зубчатые цепи изготовляются двух типов: с односторонним и двусторонним зацеплением (может работать двумя сторонами). Первый тип обозначается ПЗ-1, второй — ПЗ-2. Основные параметры зубчатых цепей приведены в табл 8 2.


Пластины роликовых и втулочных цепей изготовляют из сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и др. Твердость их в зависимости от типа цепи и шага — в пределах 28...46 HRC3. Валики и втулки (за исключением цепей типа ПРИ) изготовляют из сталей 15, 20, 15Х, 20Х, 12ХНЗ и других с твердостью после цементации 55...66 HRC9; твердость роликов после термообработки 43,5...63 HRC3. Для пластин зубчатых цепей применяют сталь 50 с термообработкой до твердости 39,5...46,5 HRC3, для призм — сталь 15 или 20 с твердостью после цементации 53...61 HRCa.

При выборе типа цепи предпочтение следует отдавать роликовым цепям, преимущественно типа ПРЛ, как самым экономичным.

Тип 1

Tun 2

Рис. 8.4. Цепь зубчатая:

1 — рабочая пластина; 2 — направляющая пластина; 3 — шайба; •/—шплинт; 5 — удлиненная призма; 6 — внутренняя призма; 7 — соединительная призма




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]