Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 46

Уточняем межосевое расстояние по формуле (8.2):

а* = 0,5[149-0,5. 19(4+1)-0,183 • 19(4-l)/n]cos 10°287"=49,939.

Для обеспечения провисания цепи уменьшим значение at на 1 %. Примем at = 49,939 • 0,99=49,44. Межосевое расстояние а=а,/=49,44 • 19,05=942 мм. Рекомендуемое монтажное межосевое расстояние ам =0,997а=0,997 942=939,17 мм. Принимаем окончательно ам=940 мм.

По формуле (8.11)

93,38 • 1 • 1,4 • 2300 /900\ 1/313/8

"Its.1*".i.i.м [TJ J =1054мм-

Ближайшие большие значения шага 12,7 мм и 15,875 мм. Если принять /= = 15,875 мм, o\,= 15,875/sin (180°/19) =96,45 мм и F, =2 .93,38/0,096= 1945 Н. Разрушающая нагрузка для цепи типа ПР-15,875-2270-1 равна 22700 Н, тогда условие прочности цепи без учета центробежных сил (1,2-1945=2334 Н> >22 700/11=2063 Н) не удовлетворяется.

Оставляем окончательно ранее выбранную цепь ПР-19,05-3180.

Пример 8.2. Выбрать зубчатую цепь для двухзвездной передачи, работающей при равномерной нагрузке. Передаваемая мощность Р=18 кВт, частота вращения меньшей звездочки «1=1600 мин-1, передаточное число ы=3.

Решение. Принимаем число зубьев меньшей звездочки 2i = 20. При задан? ной частоте вращения меньшей звездочки выбираем шаг цепи /=25,4 мм. Из табл. 8.5 коэффициент, учитывающий характер нагрузки, /Сн — 1.

Скорость цепи по формуле (8.3)

i>=20 • 1600 • 25,4/(6 • 104) = 13,55 м/с. Коэффициент Kv [см. пояснения к формуле (8.12)]

Kv = l-l,l • Ю-3 • 13,552=0,798. По формуле (8.12) определим обобщающий параметр

6/=250 • 1 • 18/(0,886 • 13,55v0 =992,8 мм2.

Из табл. 8.8 для полученного значения 6/ можно выбрать цепь с меньшим шагом, например с шагом /=19,05 мм. Поэтому сделаем пересчет. Скорость цепи при шаге 19,05 мм t>=20 • 1600 • 19,05/(6 • W) = 10,16 м/с

Коэффициент /С»-1-1,1 • Ю"3 • 10,162=0,886.

Обобщающий параметр

6/=250 • 1 • 18/(0,886 • 10,16Vs) -1082 мм2.

Из табл. 8.8 выбираем цепь с обобщающим параметром 6/= 1090 мм2, шагом 19,05 мм и шириной 57 мм. Из табл. 8.2 выбираем цепь ПЗ-1-19,05-89-57.

По формуле (8.12) цепь можно подбирать, если шаг ее неизвестен, а задан лишь диаметр звездочки или скорость цепи.

Глава 9. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ

9.1. Общие сведения

Зубчатая передача состоит из двух колес, имеющих чередующиеся зубья и впадины. Меньшее из них называют шестерней, а большее — колесом; термин «зубчатое колесо» относят к обоим колесам передачи (параметры шестерни будем обозначать индексом 1, а колеса — 2).

Жесткая связь обоих колес исключает какое-либо проскальзывание. Передачи с эвольвентным профилем зуба колеса наиболее распространены. Эвольвентному зацеплению присущи технологические и эксплуатационные достоинства: эвольвентные зубья могут


быть нарезаны простым инструментом, причем одним инструментом можно нарезать колеса с разным числом зубьев; правильность эвольвентного зацепления не нарушается при изменении межосевого расстояния; рабочий профиль зубьев в эвольвентном зацеплении может быть исправлен, что приводит к обеспечению наилучшей работоспособности, повышению КПД и др.

Изготовляют зубчатые передачи: 1) с параллельными валами и цилиндрическими колесами (рис. 9.1, а...в); 2) с валами, оси которых пересекаются, и коническими колесами (рис. 9.1, г, д); с валами, оси которых перекрещиваются,— винтовые с цилиндрическими

Рис. 9.1. Виды зубчатых передач


колесами (рис. 9.1, е) и винтовые с коническими колесами или гипоидные (рис. 9.1, ж). Зубчатые колеса могут быть с прямыми (рис. 9.1, а, г), косыми * (рис. 9.1, б), шевронными ** (рис. 9.1, в) и криволинейными зубьями (рис. 9.1, д).

На рис. 9.1 показаны колеса внешнего зацепления, при котором сопряженные колеса вращаются в противоположных направлениях.

При внутреннем зацеплении (рис. 9.2, а) направления вращения колес совпадают. Зубчатое зацепление может быть использовано для преобразования вращательного движения шестерен в поступательное движение рейки, и наоборот (рис. 9.2, б).

Коэффициент полезного действия одной пары зубчатых колес "1 = 0,96...0,98, а в отдельных случаях достигает 0,99.

Эвольвентное зацепление пары зубчатых колес (рис. 9.3) характеризуется следующими параметрами ***.

Начальные окружности (их диаметры dwX и dw2) — такие окружности, которые в процессе работы передачи перекатываются одна по другой без скольжения. Начальные окружности характерны для зубчатых колес в собранной передаче, а для отдельно взятого колеса понятие начальной окружности отсутствует.

Полюс зацепления — точка W касания начальных окружностей.

Окружной шаг зубьев pt — расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окруж-

* По длине косой зуб очерчен по винтовой линии, что видно на рис. 9.5, а. Но так как шаг этой винтовой линий обычно во много раз превосходит ширину колеса, непрямолинейность зуба малозаметна, и его изображают прямым, наклоненным к оси колеса под углом 6.

** Шевронные зубья состоят из двух половин со встречными углами наклона.

*** Обозначения и термины приняты в основном по ГОСТ 16530—83 «Передачи зубчатые. Термины, определения и обозначения».

а

Рис. 9.2. Внутреннее зубчатое зацепление (а) и зацепление зубчатого колеса с рейкой (б)

9.2. Геометрия и кинематика эвольвентного цилиндрического зацепления




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134]