страница - 29
Рис. З.Эе Система упревпенин двигателем PGM-R компании Honda
1Репе остановки двигатепя
2Предохранитель цепи
3Кнопка выключения двигатапя
4Предохранитель цепи
5Выключатель зажигания
6Основной предохранитель
7Датчик угла крена [датчик опрокидывания)
8Предохранитель цепи В Иммобилайзер
10Батарея
11Регулятор давления топлива
12Датчик температуры воздуха на впуске
13Колпачки свачей зажигания, комбинированныа с катушками зажигания
14Электромагнитный клапан импульсной подачи воздуха
15Датчик положения дроссаля
16Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе
17Топливная орорсунка
18Датчик [генератор импульсов) положения кулачкового вала
19Обратный клапан импульсной подачи воздуха
20Датчик температуры охлаждающей жидкости
21Датчик положения коленчатого вала (момента искрообразования)
22Датчик кислорода [лямбда-зонд)
23Указатель температуры охлажд ающай жидкости
24Реле отсачкиподачи топлива
25Топливный насос
26Датчик скорости движения
27Датчик нейтрального положения коробки передач
28Датчик выключения сцепления
29Датчик боковой подставки
30Аварийная лампа системы управления двигателем
31Аварийная лампа иммобипайзара
32Разъем диагностики
33Тахоматр
вается с предыдущим для точногоопределения воздействия на дроссельную заслонку, что позволяет использовать эту информацию для определения нагрузки на двигатель [наряду с другими факторами]. Эта информация сравнивается с данными, хранящимися в ПЗУ, и сопоставляется с запрограммированными значениями угла опережения зажигания. На мотоциклах с системой впрыска топлива эта информация также используется для изменения количества подаваемого топлива.
9 Системы управления двигателем
К чиспу параметров, определяющих мощность и характеристики двигателя, относятся: правильные пропорции и объем топливовоз-душной смеси для любой данной ситуации, а
также оптимальное время ее воспламенения, обеспечивающее полное сгорание. Раздельные системы не в состоянии связать функции подачи топлива и зажигания, и, несмотря на цифровое управление, не обеспечивают получение оптимальных мощности. КПД и токсичности отработавших газов. Решение возможно в случае применения системы контроля двигателя, управляющей необходимыми двигателю подачей топлива и зажиганием, способной автоматически изменять свои выходные сигналы для соответствия всем условиям и, таким образом, обеспечивать оптимальную характеристику и бесперебойную работу двигателя. В блоке управления двигателем (ECU] данные содержатся в виде карт, позволяющих согласовывать характеристике различными условиями работы, а в некоторых случаях имеется возможность изменения этих данных
Рис. 3.96 Система Motronic компании BMW
1Датчик положения дросселя
SДатчик положения и частоты вращения коленчатого вала
3Датчик температуры двигателя
4Датчик температуры воздуха
5Датчик давления воздуха БПеременный резистор
7Топливные форсунки
8Усилитель мощности В Топливный насос
10Катушки зажигания
11Свечи зажигания
IS Блок управления Motronic (ECU}
Компания Bosch одной из первых опробовала преимущества объединения цифрового управления системами зажигания и впрыска топлива, а их система Motronic впервые появилась на машинах BMW 16v серии К Затем последовали другие системыуправления двигателем от компаний Sagem. Denso, Marelli и PGM-F1 от компании Honda (см. рис. З.Э а-б].
Системы управления с наличием и отсутствием обратной связи
Существуют системы управления двигателем с обратной связью и без нее (см. рис, 3.9в). В системе без обратной связи отсутствует обратная связь в виде информации относительно состояния отработавших газов, и. таким образом, двигатель работает в соответствии с картами, запрограммированными в ECU. На новом или технически исправном двигателе это не вызываетпроблем.нопо мере того, как происходит износ двигателя и механических частей системы питания. ECU становится неспособным это компенсировать, и характеристики будут постепенно ухудшаться. Кроме того, отсутствует контроль за поддержанием требуемого уровня выбросов отработавших газов.
В системах с обратной связью эта проблема решена путем измерения состава отработавших газов при помоши датчика, передающего эту информацию в ECU. Если содержание отработавших газов отклоняется от заданного значения. ЕСиспособенсоответ-ственно изменить подачу топлива и установку угла опережения зажигания для приведения его в норму. Датчик носит название датчика кислорода, или лямбда-зонда (сенсора), и используется совместно с катвпитическим нейтрализатором (см. Главу 2, параграф 7).
Рис. З.Эв Сравнение систем управления с наличием и отсутствием обретной связи
Некоторые системы также содержат датчик детонации, улавливающий любые признаки детонации в камерах сгорания и передающий эту информацию в ECU.
Составление карт ECU
Данные ECU содержатся в чипе Ергот [пера-программируемом ПЗУ, Erasable Programmable Read Only Memory] в виде карт. Многомерные карты содержат основные сведения о требуемых подаче топлива и моменте зажигания, соответствующих открытию дросселя и частоте вращения двигателя. Эти данные корректируются или исправляются в соответствии с информацией, получаемой от входных датчиков ECU, что позволяет обеспечить требования точной подачи топлива и зажигания для конкретной ситуации. ECU постоянно контролирует поступающие сведения, это поз-вопяетобеспечить оптимальные настройки для всех условий [как-то: проворачивание вала, запуск, прогрев, холостой ход, равномерное или ускоренное движение].
В некоторых системах можно заменить или перапрогрзммироватъ чип Ергот для получения новых карт, и, таким образом, изменить характеристики зажигания и подачи топлива. ECU также обладает способностью диагностировать неисправности. Он способен обна-ружитъ отказ узла и сохранить эту информацию в виде кодов неисправностей, чтобы затем ее можно было считать; аварийней лампа устанавливается в комбинации приборов для предупреждения водителя о повреждении, В случае появления повреждения система обычно переходит в дублирующий режим для поддержания работоспособности двигателя [несмотря на снижение КПД] до тех пор, пока не будет устранена неисправность. Коды неисправностей, в зависимости от типа системы, можно прочитать при помощи вспышек пампы или цифровых кодов контрольного прибора, а также при помощи специального считывателя кода неисправностей.
Входные датчики и выходные управляющие сигналы
Входные датчики предоставляют ECU данные или сигналы об условиях работы двигателя и о том, что его окружает. Выходные сигналы ECU управляют работой узлов систем питания и зажигания. Следует отметить, что не на всех системах есть все перечисленные датчики. За более полной информацией об основных датчиках обращайтесь к Главе 2 или параграфам 7 или 8 этой Главы.
Входные датчики:
Датчик положения дроссельной заслонки
предоставляет ECU информацию относительно положения дросселя и скорости его открытия или закрытия.
Датчик положения коленчатого вала [момента искрообраэования) предоставляет информацию о положении поршня в рамках четырехтактного цикла Некоторые системы также оснащаются датчиком положения распрадвала.
Датчик частоты вращения двигателя
предоставляет ECU данные частоты вращения коленчатого вала (часто объединяется с датчиком угла поворота коленчатого вала). Датчик температуры охлаждающей жидкости дает ECU информацию о температуре двигателя и способствует определению необходимой подачи топлива. Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе снабжает ECU информацией о нагрузке на двигатель, контролируя давление во впускном тракте дроссельного петрубка. Датчик температуры воздуха на впуске предоставляет ECU данные о температуре воздуха, поступающего в дроссельный патрубок.
Датчик етмосферного [барометрического) давления обеспечивает ECU информацией об атмосферном (барометрическом] давлении, при котором работает мотоцикл. Датчик скорости измеряет скорость движения.
Датчик кислорода (лямбда-зонд) измеряет содержание кислорода в отработавших газах. Датчик напряжения батереиизмеряетнапря-жение батараи.
Датчик положения коробки передеч,
сопряженный с выключателем нейтрального положения, является частью схемы блокировки пуска, содержащей выключатель боковой подножки и выключатель сцепления. Датчикугпа крена (опрокидывания) отключает питание при падении мотоцикла или его крене, превышающем некоторый угол.
Выходные управляющие сигналы: Топливные форсунки управляет временем открытия и продолжительностью впрыска Опережение зажигания и длительности замкнутого состояния контактов (ЗСК) определяет момент искрообраэования и энергию от катушек зажигания. Перепускной кенал холостого хода управляет расходом воздуха во время пуска и холостого хода.
Тахометр передает инсрормэцию о честоте вращения двигателя на приборной пенели. Температура охлаждающей жидкости передает информацию о температуре к измерителю охлаждающей жидкости или пампе аварийной сигнализации в приборной панели. Пампа аварийной сигнализации предупреждает d повреждении, обнаруженном ECU. Память кода неисправности служит для выгрузки или считывения кодов повреждений, хранящихся в памяти ECU.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]