страница - 31
Нажимной диск
Крутили момент
Ведомая шестерня Корзина {наружный барабан) сивпления
Рис. 4.4а Многодисковое сцепление с витыми пружинами в разреза
Рис, 4.4в Детали сивпления мотоцикла Yamaha YZF-R1
1Стопор диафрвгменной пружины
2Диафрагменная пружина
3Гнеэдо диафрзгменной пружины
4Нажимной диск
5Шток выключения сивпления и выжимной подшипник Б Фрикционные диски - 7 шт.
7Гладкие диски-Б шт.
8Стопорная шайба и контряшая гайка внутреннего барабана сцепления
9Стопорное проволочное кольцо Ю Внутренний гладкий диск
11Внутренний фрикционный диск
12Антивибрационная пружина
13Гназдо антивибрационной пружины
14Внутренний барабан сцепления
15Упорная шайба
1В Корзина сцепления
17Игольчатый подшипник
18Шестерня стартера
1Э Игольчатый подшипник
20Обгонная муфта стартера
21Первичный вал коробки передач
(10) (9) (8) (7) Ч(6)\5)
Рнс. 4.46 Многодисковое сцепление с диафрагменной и противовибрационной пружинами (Yamaha YZF-R1) в разрезе
1Усилительное кольцо
2Диафрагменная пружина
3Нажимнойдиск
4Гладкие диски
5Фрикционные диски
БСтопорное проволочное кольцо
7Внутренний гладкий диск
8Внутренний фрикционный диск
9Антивибрационная пружина
Ю Гнездо антивибрационной пружины
пения непосредственно связан через переднюю передачу с коленчатым валом [кроме конструкций, в которых сцепление установлено непосредственно на цапфе коленчатого вала), так что при вращении коленчатого вала он тоже вращается [см. рис. 4.4а). Центральная часть сцепления, или внутренний барабан [ступица), обладает меньшими размерами и располагается внутри наружного барабана. Она устанавливается на первичном валу коробки передач и фиксируется на нем от проворота шпицами, так что при вращении внутреннего барабана первичный вал тоже вращается. Диски сцепления распопагаютсявпромежугке между наружным и внутренним барабанами. Существует два типа дисков: гладкие и фрикционные; они располагаются поочередно, тачное число дисков зависит от типа сцепления и машины.на которой оно применяется [см.рис. 4.4 б-в]. На внешней окружности фрикционных дисков находятся прямоугольные шпицы, которые устанавливаются в пазы наружного барабана сцепления. На внутренней окружности гладких дисков нарезаны эубья.которыеустэ-навливаются в пазы внутреннего барабана сцепления.
В обычном положении [при движении мотоцикла] фрикционные и гладкие диски удерживаются в непосредственном контакте усилием пружин, воздействующих не пластину, которая называется нажимным диском. При вращении коленчатого вала и наружного барабана сцепления из-за трения, возникающего между пластинами, внутренний барабан сцепления, а следовательно, и первичный вал коробки передач тоже вращаются.
Рис. 4.4г Двухдисковое сцепление, применяющееся не мотоциклах Moto Guzzi. В сцеплении такого типа гладкий диск вращается вместе с корзиной сцепления, е фрикционные диски устанавливаются на шлицах первичного вела коробки передач. Внутренний баребен сцепления отсутствует как таковой
При выжиме рычага сцепления трос или гидравлический механизм, противодействуя усилию пружин, отжимает нажимной диск от пакета гладких и фрикционных дисков, в результате чего дискиперестают соприкасаться между собой. Так как непосредственный контакт между дисками прекращается, трение уменьшается, позволяя наружному барабану сцепления свободно вращаться относительно внутреннего барабана. По мере того, как рычаг сцепления отпускают, диски снова прижимаются к друг другу, и постепенно вращение наружного барабане сцепления за счет трения начинаетпередэвэтъся внутреннемубэрэбану, таким образом осуществляя постепенную передачу крутящего момента к коробке передач и заднему колесу; благодаря этому исключается возможность остановки или рывков. Способность передачи крутящего момента сцеплением зависит от ряда факторов: числаи диаметра дисков, усилия пружин, сжимающих их, и коэффициента трения между дисками. При прочих равных условиях, на небольших машинах необходимо меньшее количество дисков, чем на больших и более мощных моделях. Аналогично, если крутящий момент одинаков, то при увеличении диаметра дисков их количество можно уменьшить. На фрикционные диски нанесен фрикционный материал, в то время как гладкие диски изготавливаются из стали.
Одно- или многодисковое оцепление?
На большей части современных мотоциклов применено многодисковое сцепление, работэ-юшеевмвсляной ванне. Со сцеплением сухого типа и работающим в масляной ванне мы познакомимся чуть далее. В сцеплении многодискового типа применяется болееодногокомплектагладкогоифрик-ционного дисков, обычно используется семь или восемь, а иногда и девять фрикционных дисков. Количество гладких дисков всегда на один меньше по сравнению с фрикционными дисками. Поскольку комплект дисков сцепления с внешней и внутренней стороны ограничивается фрикционными дисками, то гладкие диски всегда располагаются между ними. На большинстве моноблочных двигателей с поперечным расположением коленчатого вала, в раме, используется многодисковое сцепление. Причина этого- небольшой диаметр сцепления. Многодисковое сцепление также немного легче однодискового, несмотря на то, что оно обладает большей поверхностью трения и прочностью.
Одно- или двух- дисковые муфты сцепления применяются на мотоциклах с продольным расположением коленчатого вала в раме; сцепление закрепляется на задней цапфе ко-ленвапа и снабжено отдельным корпусом между двигателем и коробкой передач (см. рис. 4.4г). Из-за такого расположения сцеплению не требуется компактность, а при большом диаметре необходим толькоодин ипи два диска. В этом случае картер сцепления допускает использование большого маховика.
Сцепление сухого типе ипи работающее в масляной ванне?
Сцепление второго типа, в отличие от сухого сцепления, работает в масле. Должно быть странным, что нечто, использующее в своей основе принцип трения, работает в масле, но есть важные причины для этого; и. конечно, применяемые фрикционные материалы предназначены для работы в масле. Масло выполняет функции отвода тепла, для предотвращения подгорания сцепления. Кроме того, оно служит смазочным материалом для втулок или подшипников, на которых вращается наружный барабан сцепления, а также облегчает перемещение шлицов и зубьев дисков. Помимо этого, использование сцепления такого типа означает, что для обеспечения смазывания передней передачи не надо герметизировать сцепление в отдельной камере. Неудивительно, что трение, обеспечиваемое между дисками сцепления, работающего в масляной ванне, ниже трения между дисками сухого сцепления, поэтому необходимы диски большого диаметра или большее количество дисков (или ито. и другое), чтоприводиткувели-чению габаритов. Вот почему сухие сцепления чаше используются на спортивных мотоциклах Кроме того, есть еще один довод в их пользу: уменьшение необходимого объема масла, что приводит к снижению общего веса, Одно- или. двух- дисковые муфты сцепления большого диаметра неизменно изготавливаются сухими.
Управление при помощи троса ипи гидравлического механизма?
Управление сцеплением обычно осуществляется при помощи рычага, расположенного на руле, но усилие от него может быть передано на механизм привода сцепления при помощи троса или гидравлического механизма. Значительно чаще для привода применяется трос.преимущественно из-за его относительно невысокой стоимости. Троса подвержены вытягиваниюииэносу.онитребуют регулярной регулировки и смазки, но они просты в обслуживании и ремонте. Трос воздействует на сцепление посредством механизма привода, расположенного внутри крышки сцегшенияили с противоположной стороны картера, при этом механизм воздействует на длинный толкатель, проходящий через первичный вал коробки передач.
На различных моделях мотоциклов применяются разнообразные механизмы привода сцепления. Среди них наиболее распространены: червячного типа с резьбой большого шага, шарико-ползункового типа, реечно-шестеренчатого типа или кулачково-ппун-жерного типа (см. рис. 4.4 д-е. стр. 4.6). Гидравлический механизм привода сцепления в основном применяется на машинах большого объема. Он стоит намного больше и требует порядочного объема обслуживания, которое может быть достаточно сложным, но главное преимущество заключается в чрезвычайной плавности и легкости его действия (см. рис. 4.4ж.стр, 46).
Рис. 4.4д Механизм выключения сцепления червячного типа
1Контрящая гайка
2Регулятор свободного хода
3Стопорное копьио
4Обойма шариков
5Шарики
6Корпус
7Винт
8Поводок червяка выключения сиеппения
9Шплинт
10Рычаг выключения сиеппения
11Пружина
Рис. 4.4е Механизм выключения сцепления шариково-ползункового типа
Контрящая гайка Регулятор свободного хода Пластина ползуна Диск с шариками Гояэезашитное уплотнение Поводок выключения сцепления Шплинт Пружина Шток
10 Шарик
Гидравлический привод работает по аналогичному принципу с передней тормозной системой; когда рычаг давит на плунжер главного цилиндра, он воздействует на жидкость гидросистемы и негнетает ее в шланг. Затем жидкость выдвигает поршень рабочего цилиндра, который воздействует на толкатель, расположенный внутри первичного вала. За исключением регулярного контроля уровня жидкости гидросистему фактически не недо обслуживать, хотя для обеспечения ее работоспособности необходимо периодически
заменять жидкость и уплотнения. Также конструкция любой гидросистемы подразумевает, что жидкость склонна к поглощению воды и насыщению воздухом.
Преимущество гидросистемы проявляется на мотоциклах, обладающих большим запасом мощности.у которых в сцеплении используются жесткие пружины. Оно выражается в довольно легком управлении рычагом сцепления по сравнению с тросовым приводом. В Главе 6 подробно описывается принцип действия гидравлического привода.
Спиральная или диафрагмвннея пружина?
На большинстве мотоциклов в сцеплении используется от четырех до шести спиральных пружин, хотя в некоторых однодисковых конструкциях используется восемь и более из-за увеличения диаметра сиеппения. Альтернативой этомуявляется использование диафраг-меннойпружины.которэяобычно применяется на автомобилях и может быть встречена на ряде мотоциклов с многодисковым сцепле-нием.атакжена мотоциклах компании BMWc однодисковым сцеплением. Диайррагменнея пружина-это конический диск, выполненный из пружинной стали с отверстием в центре. Спиральные пружины дешевпевпроизводстве, но результатом любой неравномерности их усилия могут быть вибрация или проскальзывание. Также сцепление может "вести" [не разъединяться полностью). Для решения проблемы необходимо заменить весь комплект пружин. Другой отличительной чертой спиральных пружин является увеличение сопротивления по мере ихсжатия. Это означает, что рычаг сцепления при выжиме оцепления постепенно становится все более жестким. Привлекательность сиеппения с диафрагменной пружиной состоит в том, что после преодоления начального сжатия и деформации пружины оно начинает двигаться легче.ипоэтомуудерживать сцеппениеввыжатомположениипроще.почти так же, как в сцеплении с гидравлическим приводом.
Большинство муфт сцепления также оснащены "антивибрационной* пружиной, роль которой выполняет пружина диафрагменного типа, способствующая устранению интенсивной вибрации при включении и выключении сиеппения. При выжиме рычага сиеппения антивибрационная пружина отделяет фрикционные диски от внутреннего барабане сцепления и. таким образом, исключает возможность эапипания дисков.
Автоматическое "
или центробежное сцепление
Сцепление такого типа обычна встречается на мопедах и скутерах, где его использование уменьшает число органов управления, не которые приходится отвлекаться водителю. Это означает, что если не принимать во внимание "ручку газа", эксплуатировать машину настолько же легко, как и велосипед (если не легче!).
Сцапление колодочного типа
Сцепление такого типа состоитиз внутреннего барабана сиеппения, вокруг внешней окружности которого размещаются две или более колодок, очень похожих на колодки барабанного тормоза [см. рис. 44з, часть А). Один конецколодки закреплен на оси. а сами колодки притянуты к центру пружинами. Снаружи внутреннего барабана сиеппения, вблизи от чЬрикционнойповерхности колодок, вращается наружный барабан
При низкой частоте вращения двигателя внутренний барабан сиеппения вращается, а
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]