Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 33

Первичный вал

Промежуточный вал Первая передача

Четвертая переда ча

Пятая передача

Рис. 4.66 Коробка передач одностороннего типа с прямой высшей передачей

Поскольку ведущая звездочка главной передачи установлена на валу, который представляет собой единое целое с шестерней высшей передачи, передача вращения при включении различных передач осуществляется через шестерню высшей передачи. Крутящий момент к выбранной шестерне подводится посредством первичного вала, затем через соответствующую ей шестерню на промежуточном валу он передается дальше. Шестерня высшей (пятой} передачи находится в зацеплении с промежуточным валом, поэтому она вращается с частотой, которая определяется выбранной передачей и, таким образом, передает крутящий момент к валу шестерни высшей передачи (вторичному валу) и ведущей звездочке главной передачи.

прямой высшей передачей, в которых ведущий и ведомый вапысоответственно носят название первичного и промежуточного. Термин "прямая высшая передача" появился в связи с тем, что при включении высшей передачи ведущая звездочка главной передачи, которая объединена с шестерней высшей передачи и обычно может свободно вращаться независимо от первичного вала, вводится с ним в зацепление, и, следовательно, вращается с той же самой скоростью. Иначе говоря, на высшей передаче нет ни замедления, ни ускорения; таким образом, осуществляется прямая передача через коробку передач. Мощность подводится к сцеплению, установленному на одной из цапф первичного вала (см. рис. 4.66). С него она передается через пэру сопряженных шестерен [одна на первичном, другая на промежуточном валу], выбранных при помощи механизма переключения передач и поэтому сблокированных с соответствующими валами. Затем, независимо от выбора пары сопряженных шестерен, мощность подводится к ведущей шестерне высшей пера-дачи, которая находится в постоянном зацеплении с промежуточным валом, к ведомой

шестерне высшей передачи и ведущей звездочке привода главной передачи, расположенной со стороны сцепления, установленного на первичном валу [звездочка находится за муфтой сцепления). Поскольку ведущая шестерня высшей передачи может свободно вращаться на первичном валу, отношение определяется выбранной парой сопряженных шестерен. Таким образом, места подвода и отвода мощности коробки передач практически совпедают. и. следовательно, коробка передачноситназвание "односторонней". Все остальные пэры шестерен не совершают полезной работы до тех пор, пока они не включены, при этом одна шестерня из каждой пэры свободно вращается на своем валу. Такаясхема идеальна для старых двигателей с навесными агрегатами, у которых передняя передача и коробка передач расположены отдельно от двигателя. Недостаток таких коробок передач заключается в том, что на всех передачах, за исключением высшей, мощность передается через две пары сопряженных шестерен [пара включенной передачи и пара высшей передачи), что вызывает значительные потери на трение. Исключение

составляет высшая передача, при которой потери на трение крайне невелики, поскольку с первичным валом сбпокироване только шестерня высшей передачи. Конечно, существуют отклонения от вышеописанной конструкции. В некоторых случаях ведомая шестерня высшей передачи и ведущая звездочка главной передачи распопа-гаютсяс противоположной сцеплению стороны первичного вала; таким образом, передача осуществляется с одной стороны машины на другую, и, следовательно, такая коробка носит название двусторонней, Второй вал коробки передач такого типа - промежуточный, де-лаетсн глухим с обеих сторон [иначе говоря, на нем ничего не закрепляется, поэтому он не выходит за пределы картера], следовательно, он служит только для направления потока мощности через включенную пару шестерен, для обеспечения заданного передаточного отношения.

Коробка передач баз прямой передачи

На всех современных мотоциклах с механической трансмиссией используется коробка


передач без прямой передачи. Она отличается от коробок передач с прямой высшей передачей тем. что мощность подводится к одному валу (первичный вал), а отводится с другого (вторичный вал) - см, рис. 4.6а. стр. 4.9, В большинстве случаев коробка передач выполняется двухсторонней; мощность через сцепление подводится к правой цапфе первичного вала, а отводится через звездочку цепной передачи, расположенную на левом конце вторичного вала, Мощность, подводимая к сцеплению (которое монтируетсянапрэвойиэпфепарвичного вала], передается через пэру сопряженных шестерен (одна на первичном валу, другая на вторичном], соответствующих включенной при помощи механизма переключения передаче, и отводится через звездочку с левой стороны вторичного вала (см. рис. 4.6в]. Передаточное отношение определяется выбранной парой

сопряженных зубчатых колес; все остальные пары шестерен не совершаютполеэной работы до момента их включения, и одна из шестерен каждой пары может вращаться независимо от валов.

Тэкаясхемэ наилучшим образом подходит Для двигателей моноблочной конструкции, поскольку она обеспечивает улучшенное распределение веса и уменьшение ширины по сравнению с односторонними коробками передач, а кроме того, облегчает доступ к ведущей звездочке цепной передачи. При любой передаче мощность передается через одну пару сопряженных шестерен, поэтому потери на трение - одинаковые на всех передачах, что является достоинством по сравнению со схемой с прямой высшей передачей [даже с учетом недостатка, выражающегося в увеличении потерь на трение на высшей передаче].

Коробка передач "кассетного" типе

Коробка передач "кассетного типа" была разработана для облегчения замены вапов коробки передач. Ее задача состоит в облегчении работы гоночной команды при переустановке различных коробок передач для соответствия требованиям конкретной гоночной трассы. Весь узел коробки паредач (первичный вал, вторичный вал и механизм переключения передач] вставляется ивынимается из картера подобна тому, как вставляется кассета в магнитофон - так. что ее можно заменить, не снимая двигателя с рамы и не разъединяя половин картера. Несмотря на то, что такая коробка паредач не является обязательной для серийных мотоциклов, данная система начинает проникать и в эту область, особенно на модели, которые считаются гоночными.

Механизм переключений переден

На самых первых мотоциклах переключение передач обеспечивалось за счет введения вращающихся шестерен в зацепление между собой. Такие коробки передач получили название "трещоток" из-за бесчисленных попыток переключения передач и ужасного шума, возникающего при неудачной попытке включения передачи. На сегодняшний день у всех коробок передач шестерни находятся в по-стоянном зацеплении, что избавляет от необходимости плавно вводить в зацепление зубья вращающихся шестерен.

"Внешние* узлы

Процесс переключения паредач начинается с рычага управления коробкой передач, который непосредственно или через промежуточный механизм закрепляется на валу переключения передач.

В наиболее распространенной системе, применяемой для вращения барабана сепактора.испопьзуетсярычаг селектора, один конец которого закрепляется на рычаге переключения передач, а на другом его конце находятся собачки.заиеппяюшиеся за штифты в торце барабана селектора (см. рис. 4.6г, стр. 4.12]. При повороте рычага переключения передач рычаг селектора смешается вверхили вниз и. попадаяна один из штифтов, заставляет барабан вращаться (см. рис. 4.6 д-ж,стр. 4.12 и 4.13). У каждого рычага селектора есть две собачки: одна сдвигает барабан в одном направлении, другая - в другом. Правильное направление вращения и точное позиционирование барабана селекторе валом переключения передач достигается за счет применения двух или более известных систем, носящих всевозможные названия; "ограничители переключения", "системы индексации", "системы точного фиксирования" [или "стопорные устройства"], и "системы возвратных и центрирующих механизмов11, Все они. при полном перемещении рычага переключения передач, обеспечивают поворот барабана селектора, необходимый для перемещения

передача

Рис. 4.6а Разрез типичной пятаскоростной двусторонней непрямой коробки передач, демонстрирующий путь прохождения крутящего момента через валы при различных передачах. Шестерни, соответствующие выбранной передаче, обозначены более темным цветом. Следует обратить внимание на изменение положения подвижных шестерен при включении различных передач, а также на то, квк они зацепляются с примыкающими к ним шестернями


1Шестерни 3е* и 4ой передачи первичного вала

2Первичный вап

3Вторичный вал

4Шестерня 6ой передачи вторичного вапа

5Шестерня 5ой передачи вторичного вала

6Ограничительная пластина штифтов селактора

7Рычаг салектора

8Штифты селектора

9Ограничитель переключения ТО Барабан селактора

11вилка переключения 5ой и 6ой паредач

12Вилка переключения 2м и 4ой передач

13Вилка переклю чения 1ой и 3е* паре да ч

14Купачок фиксатора

15Лапка переключения передач

16Пружина рычагов салактора

17Ось вилок переключения передач

18Штифт возвретной пружины

19Рычаг переключения передач

20Шток фиксатора

21Вал переключения передач

22Возвратная пружина

Рис. 4.6г Типичный механизм переключения передач

випокперешоченияпаредач,аспедовательно, и шестерен в положение, требуемое для включения следующей высшей или низшей передачи,

"Ограничитель переключения" может представлять собой обратную собачку или рычаг, улавливающий один из штифтов ипи выступов, тем самым предотвращая дальнейшее вращение барабена, необходимое для включения следующей передачи. Все валы переключения передач снабжены центрирующим механизмом (центрирующая пружина вокруг стопорного штифта) и ограничителем перемещения (огреничитепь, на рычэгеупирающийся в тот же самый стопорный штифт), Во многих механизмах переключения передач на конце рычага стопора закреплен

ролик, удерживаемый пружиной во впадинах звездообразного кулачка, который перемещается по профилю впадин в кулачке. Число впадин соответствует числу передач, кроме того, имеется дополнительная впадина меньшей глубины для на игрального положения [см. рис. 4.6э). Это способствует точному перемещению механизма для всех передач. Другой часто применяющийся механизм содержит зубчатый сектор, который введен в зацепление с зубчатым кулачком, передающим перемещение от вала к барабану, подпру-жинанные собачки вводятся в зацепление с зубьями сектора, в результате чего барабан поворачивается (см. рис. 4.6и). Механизм, который существенно отличается от описанных выше, но достигающий того же

Переключение на высшую переда чу

Пареключение на низшую передачу

Рис. 4.6д Принцип действия рычагов селекторного механизма переключения передач

1 Рычаг сепектора3 Рычаг переключения перадач

самого конечного результата в виде поворота барабане селектора,является разновидностью планетарной передачи [см. рис. 4.6к]. Он состоит из трех планетарных шестерен, находящихся в зацеплении с центральной шестерней на хвостовике барабана се лектора. Когда рычаг переключения передач воздействует на вап, перемещение передается пластине, на которой эакреппеныпланетарные шестерни, Вокруг шестерен расположена шестерня внутреннего зацепления, закрепленная на картере болтами. При перемещении пластины с шестернями по шестерне внутреннего зацепления происходит вращение планетарных шестерен, в результате чего

2 Штифты барабана селектора

4 Ограничиталь переключения

Рис. 4.6е В данном механизме используется рычаг селекторе [А], зацепляющийся за штифты [Б]. Следует обратить внимание на ограничитель перемещения и центрирующий механизм (В)




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]