страница - 37
двигатель, работающий на касторовом масле, благодаря его характерному запаху
Минеральные масла
Это наиболее широко используемые масла, которые получают путем пофрэкиионной перегонки из сырой нефти, которую добывают из недр земли. Бензин получают из того же сырья, тем же самым методом. Минеральные масла способны противостоять более высоким температурам и менее склонны к окислению, благодаря чему они более подходят под условия внутри двигателя.
Синтетические масле
Синтетические масла - это альтернатива минеральным маслам, полученная химическим путем. Синтетические масла не склонны к окислению и обладают еше лучшими смазывающими свойствами, благодаря чему они предпочтительны для современных высокоскоростных двигателей большой мощности, несмотря на ощутимо большую стоимость. Су-ществуюткак частично, так и полностью синтетические масла. Полусинтетические масла являются неплохим компромиссом между характеристиками и стоимостью для большинства двигателей, которые фактически не нуждаются в полностью синтетических маслах.
Классификаций масел
Американский Институт Нефти [API) и Общество Автомобильных Инженеров (SAE) -общества, ответственные за испытание и классификацию масел, и нз данный момент классификация всех масел в Великобритании производится в терминах применимости {шкала API) и вязкости [шкала SAE}.
Применимость
Код из двух букв классифицирует масла сточки зрения характера применения. Первая буква определяет тип двигателя, в котором может использоваться масло. Все масла, используемые в бензиновых двигателях, имеют обозначение "S" - для двигателей с искровым зажиганием. Масла для дизельных двигателей имеют классификацию "С" - для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия.
Вторая буква определяет качество масла. Классификация начинается с буквы Див настоящее время доходит до буквы J, которая соответствует маслу самого высокого качества. По мере развития масел будут использоваться последующие буквы алфавита, а более ранние сорта станут отмирать, Производители мотоциклов указывают низший сорт масла для данного двигателя, например, SE. SF или SG.
Усложняет положение дел несколько отличная система, используемая Ассоциацией Европейских Автомобилестроителей [АСЕА], В этой классификации буква G указывает на бензиновые и D - на дизельные двигатели, а цифра после буквы обозначает сорт. Так, эквивалент SE-G1, SF соответствует G2, и SG - G4 и G5.
Вязкость
До наступления 20-х годов прошлого столетия масла подразделялись на легкие, средние или тяжелые согласно их густоте, или "вязкости", Но со временем появилась необходимость в создании более точной системы; поэтому SAE представило стандартизированную классификацию масел, которая основывалась на проведении испытаний вязкости при OF и 200F. Марки SAE 20, 30, 40, 50, стандартизированные при более высоких температурах, соответствовали "летниммаслам" .Марки SAE 5W, 10W, 15W, 20W, стандартизированные при более низких температурах, соответствовали "зимним маслам". Чем больше число, тем густота масла выше, следовательно, выше и температура, при которой dho может работать, сохраняя свою вязкость. С тех пор все масла обрели единую классификацию - одним числом, которое определяется вязкостью. Проблема масел, маркировка которых выполнена одним числам, в том, что они могут эффективно работать только в узком температурном диапазоне: жидкое масле хорошо зимой или для холодного запуска, но при повышении температуры оно становится слишком жидким и не обеспечиаает полноценной смазки. Напротив, вязкое масло
хорошо работает в горячих условиях и после прогрева двигателя, но оно слишком вязкое для обеспечения быстрой циркуляции и смазки во время холодного запуска, из-за чего возникает трение. Несколько лет назад необходимо было менять масло при смене сезона, а не после пробега определенного километража!
В 60-х использование полимеров с длинной цепочкой для улучшения индекса вязкости привела к созданию машинных масел со сложной маркировкой.которыми все мы теперь пользуемся. По-видимому, наиболее широко используется 10W40, которое работает как жидкое масло 10W при OF. и 40 при 200F. У трансмиссионных масел, маркируемых одним числовым индексом, есть свой собственный диапазон индексов вязкости по SAE. которые не соответствуют сложным маркировкам моторных масел. Трансмиссионные маспа применяются в машинах, оснащенных отдельнойкоробкойпередач.имаркировкаВАЕ 80 и 90 обычна в таких случаях. В грубом приближении трансмиссионное масло с маркировкой по SAE 90 будет обладать той же самой вязкостью, что и моторное масло SAE 50. Трансмиссионные масла, используемые для особых целей, отмечены приставкой ЕР -для предельных давлений.
Присадки к маспам
При производстве для улучшения характеристик масла к нему добавляют различные присадки.
Моющие присадки улучшают очистку двигателя, особенно в нагретых областях, удерживая побочные продукты окисления в суспензии, таким образом предотвращая коагуляцию образующихся отложений смол и паков. Единственной причиной быстрого загрязнения масла является выполнение своей функции моющими присадками. Дисперсанты контролируют осадкообразование при низких температурах и отводят остаточные составляющие продуктов сгорания в суспензию.
Ингибиторы коррозии и окисления снижают степень окисления масла и контролируют различную коррозию, вызываемую кислотами и водяным пэром.
Противоизносные присадки предохраняют трущиеся узлы от износа, улучшая прочность пленки. Это особенно полезно для узлов клапанного механизма, в котором обычно присутствует граничное трение. Присадки.улучщающие смазочные свойства, снижают трение тяжело нагруженных вращающихся и постулата льно перемещающихся узлов.
Антивспенивающие присадки снижают пено-образоаание, вызванное перемешиванием в картере масла с воздухом под воздействием турбулентности, нарушающей поверхностное натяжение пузырей. Пенообразование ухудшает смазывающие и охлаждающие свойства масла и усиливает окисление. Присадки, предотвращающие застывание снижают температуру затвердевания масла, благодари чему оно не так легко загустевает при низких температурах. Присадки, улучшающие индекс вязкости, способствуютувепичению вязкости нагорячем и снижению вязкости на холодном двигателе, а также контролируют расход масла и улучшают холодный пуск двигатели. Они обеспечивают смазывающие свойства масла, подобные свойствам вязких масел, и свойства текучести, подобные свойствам жидких.
3 Системы смазки четырехтектных двигателей
Циркуляция
Во всех современных четырехтактных двигателях используется рециркуляционная система смазки (см, рис. 5.3а). Насос с приводом от двигателя нагнетает масло через фильтр и каналы в картере двигателя или через трубки, расположенные снаружи двигателя, к его основным нагруженным аонам. Основная маслоподводящая магистраль обеспечивает подачу масла под высоким давлением к шатунным и коренным подшипникам коленчатого вала. Вторая маслоподводящая магистраль подает масло
под более низким давленем в верхнюю часть двигателя, где, перед тем как стечь в картер, она смазывает узлы механизма газораспределения.
На некоторых двигателях через сверление в шатуне масло разбрызгивается на поршень и стенки цилиндра для их охлаждения и смазки. На других подобная схема выполнена при помоши каналов в картере, ведущих к масляным форсункам, которые разбрызгивают масло на эти зоны. В прочих случаях их смазка осуществляется масляным туманом, присутствующим в картере, или барбатацией масла (воздействием шеек вращающегося коленчатого вала на масло в поддоне картера). На большинстве двигателей моноблочной конструкции масло также подается через валы трансмиссии для смазки втулок, на которых вращаются шестерни. Это масло и масло из
поддона методом разбрызгивания смазывает зубья шестерен коробки передач, находящихся в зацеплении.
Хранение
Существуют две основных рециркуляционных системы, используемые на четырехтактных двигателях; они отличаются способом хранения масла на машине. В системес"сухимкартером" масло стекаете поддан картера, откуда оно засасывается через фильтр откачивающей секцией масляного насоса иподаетсяквнешнемумасляномубаку. где она и содержится [см. рис. 5.36]. На ряде систем с "сухим картером" рама мотоцикла выполняет функцию масляного бака (см. рис. 5.3b).
Системас"мокрымкартером"-наиболее простая разновидность системы смазки. Масло
Рис. 5.3а Типичная рециркуляционная система смазки [Kawasaki ZX-6R]
Маслосборник [поддон картера)
Сетчатый масляный фильтр Масляный насос Редукционный клапан Масляный фильтр Масляный радиатор [системы охлаждаемого типа] Коленчатый вал
8Маслоподводяший канал к опорам коленчатого вала
9Шестерня муфты стартера
10Ротор генератора переменного тока
11Маслоподводяший канал к муфте стартера
14Датчик давления масла
15Маслоподводяший канал к головке цилиндров
16Крышка распределительного вала
17Распределительный вал
18Масляная магистраль
15 Первичный вал коробки передач 19 Масляные трубка 13 Вторичный вал коробки передач 20 Сливная пробка
21 Маспнные форсунки
Масляный бак Сетчатый фильтр Масляный насос Нагнетательный масляный контур
Откачивающий масляный контур
Рис. 5.36 Система смазки с сухим картером
1Масляный бак (рама)
2Масляный насос
3Сетчатый аЪильтр
4МаслоподающиЙ контур (также см. белые стрелки)
6 Откачивающий масляный контур
Рис. 5.3в Система смазки с сухим картером, в которой используются элементы ремы мотоцикла
содержится в выступающей части картера, которая носит название поддона, или маслосборника [см. рис. 5.3 г-д. стр. 5.5 и 5.6). это исключает из системы нагнетающую секцию насоса, следовательно, упрощает эксплуатацию. Кроме того, отпадает необходимость в поиске места для расположения масляного бака, хотя из-за наличия поддона высота двигателя несколько увеличивается.
Очистка
Пе ред тем, как попасть в насос, маслопроходит через сетчатый фильтр с мелкой ячейкой, расположенный в поддоне или в масляном баке, в зависимости от типа системы. На этом фильтре оседают всевозможные крупные частицы металлической стружки, нагара, прокладок или уплотнений, тем самым предотвращается их попадание в насос или любой из каналов.
После насоса масло прямо или косвенно подается в фильтр, который очищает масло ото всех остающихся мелкозернистых частиц. Могут применяться как центробежные, так и бумажные фильтры.
Центробежные фильтры
Масло проходит через барабан (центрифугу), расположенный на цапфе коленчатого вала (см. рис. 5.3 е-ж, стр. 5.6). Барабан вращается с той же самой скоростью, что и коленчатый вал, в результате чего все инородные частицы, вес которых превышает вес масла, отбрасываются центробежной силой и остаются на стенках барабана, лоэвопяяочищенному маслу вытекать через центр барабана в двигатель.
Фильтрующие элементы
Существуют фильтры двух различных типов: со сменным элементом, в котором элемент из гофрированной бумаги размещен в приливе, являющимся частью двигателя (см. рис. 5.3г). и со сменным фильтром, в котором элемент и его корпус представляют собой единый неразъемный узел (он навинчивается на выступающую часть картера, см. рис. 5.3з, стр. 5.7}. На сегодня распространеныфипьтрысменного типа [или "навинчивающиесяфильтры"). От насоса масло попадает в фильтр через отверстие в картере, потом оно пропускается через гофрированный бумажный злемент.где очищается и затем возвращается в картер для распределения по двигателю. Фильтрующий элемент обычно содержит перепускной клапан, который позволяет перепускать масло при засорении фильтрующего элемента [см. параграф 4).
4 Системы смазки четырехтактных двигателей -
масляные насосы
В рециркуляционной системесмазки четырехтактного двигателя необходимо подавать масло под давлением через маслоподводящие
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]