Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 39

Рис. 5.46 Масляный насос шестеренчатого типа

Рис. 5.4а Масляный насос роторного типа

понижению давления масла, подводимого к узлам клапанного механизма. Большинство мотоциклов оснащается датчиком давления масла [см. позицию 14 на рис. 5.3а. стр.5.3) и лампой аварийной сигнализации, загорающейся при низком давлении или его отсутствии и гаснущей при создании дввлекия. Ряд мотоциклов оснащается датчиком уровня масла и лампой аварийной сигнализации; такая схема пользуется особой популярностью у компании Yamaha. Принцип действия датчиков давления и уровня масла описан в ЮГпеве.

Производители обычноукаэываютконтрольное значение давления масла, которое позволяет проверить давление в систаме смазки, если есть подозрения в ее повреждении. Обычно проверка давления в главной масляной магистрали производитснпри помощи масляного манометра.гтри заданной час тотаврашенияи температуре двигателя,

Предохранительный клепан

Предохранительный клапан используется для ограничения общего давления в системе. Клапан представляет собой стальной шарик или небольшой поршень, удерживаемый в закрытом состоянии пружиной, противостоящей давлению масла [см. рис. 5.5а). При повышении частоты вращения двигателя, а значит, и насоса, давление масла возрастает; в конечном счете, оно достигает уровня, при котором открывается предохранительный клапан, позволяя излишкам масла перетекать обратно в картер. Предохранительный клапан необходим дляпредотвращенияповреждений уплотнений и прокладок под воздействием избыточного давления масла,кот да двигатель реботает на высоких скоростях. Таким образом, предохранительный клапан позволяет обеспечить достаточно высокое давление при низких скоростях вращения двигателя.

Перепускной клапан

Одним из видов предохранительного клапана является перепускной клапан, который устанавливается в масляном канале, ведущем от фильтра к двигателю, непосредственно внутри масляного фильтра [сменного типа) или в бопте крепления корпуса масляного фильтра [см. рис. 5,56). Его конструкция обеспечиваетоткрытие, когда достигается такое внутреннее сопротивление масляного фильтра, при котором подвод масла к двигателю сильно сокращается, то есть при загрязнении фильтра. В нормальных условиях клапан всегда остается закрытым, но если регулярно не менятьфильтр и масло, то вконие концов фильтрующий элемент плотно забьется улавливаемой грязью.

Согласно названию, перепускной клапан обеспечивает перепуск масла в обход фильтра, обеспечивая бесперебойную циркуляцию масла. Тем не менее, в связи с тем. что фильтрация масла не осуществляется, а следовательно, вся грязь, содержащаяся в нем, попадает в двигатель, это приводит к ускоренному износу деталей двигателя.

Обратный или контрольный клапан

Обратные клапана обеспечивают протекание масла по системе в заданном направлении (см,рис.5,5в).Клэпанудерживаетсявзэкрьлом положении пружиной до начала циркуляции масла. Как только начинается циркуляция масла, клапан открывается, пропуская масло только водном направлении. При прекращении циркуляции масла клапан закрывается, предотвращая утекание масла в обратном направлении,

6 Системы смазки четырехтактных двигателей-

меслнные охладители

Использование

Масло, циркулирующее в двигателе, выполняет важную функцию отвода тепла от отдельных теплойвлряжеиных зон двигателя. Для предотвращения перегрева масла необходимо охладить его перед тем, как оно снова будет подано к этим нагретым зонам. Горячее масло при контакте с кислородом окисляется, и происходит нагаре- и лакообразование. В системе смазки с "сухим картером" масляный бак рассеивает большую часть полученного тепла, что достигается за счет охлаждающего эффекта приобтекании бака потоком воздуха. Аналогичную функцию выполняет поддон в двигателях с "мокрым картером*, который часто делают оребренным для увеличения площади поверхности, обтекаемой воздухом.

Рис 5.5а Редукционный масляный фильтр

1Заглушка 4 Уплотнительная шайба

2Пружина 5 Корпус клапана

3Клапан 6 Выпускное отверстие


7 Стальной шарик

2Пружина

3Седло клапана

Рис. 5.56 Перепускной клапан в виде болта корпусе фильтре

Рис. 5.5в Обратный клапан

Однако на двигателях, обладающих высокой мощностью, такого естественного рассеивания теплоты может быть недостаточно; например, при тяжелых условиях работы двигателя или в жарких климатических условиях, а также при ограничении доступа воздушного потока панелями обтекателя. Для улучшения отвода тепла устанавливается масляный охладитель.

Типы охладителей

Существует две разновидности масляных охладителей. Одинвыполненв виде радиатора, в котором в качестве охлаждающей среды

используется воздух, а второй -в виде рубашки охлаждения. В нем в качестве охлаждающей среды используется охлаждающая жидкость двигателя.

Охладитель радиаторного типе

Охладители такоготипа могут использоваться на машинах как с воздушным, так и с жидкостным охлаждением. Небольшой радиатор, в каналах которого циркулирует масло, устэ-навливаетсяв потоке воздуха в переднайчасти машины (см. рис. 5.6а]. Для увеличения площади охлаждаемой поверхности наканапах радиатора сделаны ребра. Потоки воздуха обтекают эти ребра и рассеивают тепло.

Охладитель с рубашкой охлаждения

Охладители такого типа могут применяться только на машинах с жидкостным охлаждением. Рубашка охлаждения располагается в передней части двигателя и часто используется в качестве основания для масляного фильтра, Масло от насоса, перед тем как попасть в масляный фильтр, проходит через центр рубашки охлаждения (см. рис. 5.66, стр. 5.10], В рубашке охлаждения имеются каналы, обеспечивающие циркуляцию охлаждающей жидкости и отвод тепла от нагретого масла.

7 Системы смазки

и смезочные материалы двухтактных двигателей

Смазывание

Во всех двухтактных двигателях применяется система смазки "на прогар". Из-за того, что картер выполняет второстепенную функцию насосной (продувочной] камеры, исключается возможность использования рециркуляционной системы смазки, потому что в этом случае вместе с топпивовоздушной смесью в камеру сгорания через продувочные каналы попадало бы излишние количество масла. Вместо этого на двухтактных двигателях применяется система, в которой масло, используемое для смазки, подается в небольших количествах, которое затем сгорает с топпивовоздушной смесьюистводитснсотработавшимигазами. Соответственно она называется системой смазки "на прогар".

Проблема, возникающая при смазке узлов дви-гателя, заключается втом, что маспо постоянно смывается топливом [см. рис. 5.7а. стр. 5.10].

5.6а Типичная система охлаждения месле радиаторного типа


Рис. 5.66 Рубашка маслоохладителя

7 Масляныйнасос3 Подвод охлаждающей жидкости

2 Маслоохладитель 4 Отвод охлаждающей жидкости

Коренной подшипник

Именно поэтому в качестве подшипников нижней и верхней головок шатуна всегда используются роликовые подшипники с сепаратором, поскольку они требуют меньшего количества смазки, чем подшипники скольжения, применяемые в четырехтактных двигателях. Коробка передач резмешается отдельно от двигателя, а для ее смазывания используется трансмиссионное масло. На рядеконструкиий двигателя наружные коренные подшипники смазываются маслом, поступающим из коробки передач, а внутренние подшипники смазываются каплями масла, стекающего по сверлению из продувочного канала. Существует два способа подачи масла: предварительным смешиванием с бензином или принудительной подачей при помощи насоса.

Системы с предварительным смешиванием

Небольшое количество масла в определенной пропорции смешивается с горючим в топливном баке.

При попадании и сжатии с меси топлива, масла и воздуха в картере часть масла оседает на деталях двигателяисмазываетих.аостальное масло подаетсяв камеру сгорания для смазки стенки цилиндра и поршневых колец, затем оно сгорает и отводится с отработавшими газами (см. рис. 5.76}. Такая система носит название системы с предварительным смешиванием или совместной системы смазки. Пропорция смеси топлива с маслом обычно составляет от 20:1 до 50:1 в зависимости от двигателя и используемого масла (синтетические и концентрированные масла допускают увеличение топлива в пропорции смеси до 601).

Несмотря на небольшое количество используемого масле, невозможно предпринять что-нибудь другое, кроме обеспечения им двигателя в количествах, необходимых при полной нагрузке. Это неизбежно означает, что при более низких скоростях будет присутствовать избыток масла, который проявляется в сизом оттенке выхлопа (из-за содержания в нем масла) и быстром нагарообрезовании в двигателе и выпускной системе. Кроме того, есть и другие проблемы: масляное голодание при движении накатом на высоких оборотах двигателя и закрытом дросселе или неполном перемешивании масла с топливом в баке,

Системы раздельной смезки

В системах с принудительной подачей масла с помощью насоса проблемы избыточного содержания масла на низких скоростях решаются благодаря дозированию подачи меспа в соответствии с открытием дросселя. Подачу можно регулировать путем изменения активного хода насоса в необходимых пре-делах, при этом "ручка дроссельногй заслонки" присоединяется к насосу посредством разделителя троса. Пропорция смеси топлива с маслом обычно составляет около 100:1 на

Рис. 5.7а Области двухтактного двигателя, нуждающиеся в смазке




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]