страница - 41
вознжавтсесйственньи ей грсблемы, главным образом, связанные с замораживанием и коррозией. Обычна для предотвращения застывания охлаждающей жидкости во время стоянки машины при низких температурах, к воде добавляется антифриз [этиленгликоль). Если пренебречь добавлением антифриза, то, как правило, при расширении льда поврежде-ется радиатор, и может деформироваться или треснуть головка цилиндра или цилиндр. Нормальной, рекомендованной для мотоциклов охлаждающей жидкостью является смесь, состоящая на 50% из дистиллированной воды и на 50% из антифриза [этиленгликолн]. Еще один довод в пользу применения антифриза состоит в том, что он содержит ингибиторы коррозии. Если использовать чистую водопроводную воду, то примеси в ней увеличили бы скорость электролитического взаимодействия между различными металлами, контактирующими с жидкостью, вызывая повышение уровня ее кислотности, а следовательно, приводя к коррозии. Кроме того, водопроводная вода, особенно жесткая, содержит минералы, образующие накипь, забивающую каналы. Можно избежать этого, при-меняяисключитепьно дистиллированную воду,
но на практике большинство изготовителей добавляет химические ингибиторы, полностью решающие все проблемы.
Радиатор
Радиатор представляет собой множествоувких трубок, связанных многочисленными металлическими ребрами. Поступающая в верхнюю часть радиатора охлаждающая жидкость проходитчерез всетрубки и покидает радиатор через патрубок, расположенный в его нижней чести. Тепло от охлаждающей жидкости отводится к ребрам, расположенным снаружи трубок, а затем отдается воэдуху.проходящему через эти ребра (см. рис. 5.1 Ов). Поскольку используется воздух, эффективность системы охлаждения все еще зависит от его температуры, но в меньшей степени, чем при использовании простого воздушного охлаждения.
Электрический вентилятор с температурным регулированием обычно устанавливается за радиатором. Он предназначен для обеспечения дополнительного обдува радиатора воздухом, особенно при остановке машины. При определенной температуре датчик вентилятора, устанавливаемый в радиаторе или
Рис. 5.106 Типичная система жидкостного охлаждения двухтактного двигателя
1Коленчатый вал
2Ведущая шестерня привода водяного насоса
3Первичная передача
А Ведомая шестерня привода водяного насоса 5 Водяной насос Б Крышка насоса
7Шланг к двигателю
8цилиндр
9Рубашка охлаждения головки цилиндра
10Верхний шланг радиатора
11Крышка радиатора
IS Шланг перепива к расширительному баку
13Радиатор
14Нижний шпанг радиатора
корпусе термостата, замыкается, и питание подается к электродвигателю, приводящему вентилятор, который, в свою очередь, прогоняет воздух через радиатор.
Крышка радиатора
Температура двигателя периодически превышает температуру кипения воды, поэтому система охлаждения выполнена герметичной, так чтобыпри нагреве охлаждающейжидкости давление в ней возрастало. При увеличении давления температура закипания жидкости повышается. Таким образом, за счет герметизации системы повышается температура
• | ||||||
1 | У |
Рис. 5.10в Устройство радиатора
Рис. 5.Юг Принцип действия крышки радиаторе: при высоком Рис. 5,1 Од Принцип действия крышки радиатора: при падении давлении в системе открывается выпускной клапандавления в системе открывается впускной (вакуумный) клапан
закипания, т.е. допустимый температурный диапазон двигателя расширяется. Применение антифриза [этипенгликолн] также повышает температуру закипания охлаждающей жидкости, поскольку по сравнению с водой он обладает более высокой температурой закипания,
Герметизация системы осуществляется при помощи специальной крышки радиатора с подпружиненным выпускным клапаном, предназначенным для поддержания заданного давления (обычно от 1.0 до 1.5 бар]. При превышении этого давления выпускной клапен в крышке открывается и стравливает излишки охлаждающей жидкости по небольшой трубке в расширительный бак или резервуар (см. рис. 5.10г].Припонижениитемпературыидавления всистеме охлаждения создается разрежение. При этом в крышке открывается впускной (вакуумный) клапан, и охлаждающая жидкость из резервуара поступает через крышку в радиатор, чтобы снова наполнить систему [см, рис. 5.1 Од). Резервуар делается негерметичным, в верхней его части он оснашен шлангом переполнения. Крышка снабжена системойсброса давления, которая срабатывает при повороте крышки
против часовой стрелки до первого ограничителя. Система позволяет стравливать любое давление, при этом крышка остается на своем месте. Этот элемент безопасности предназначен для предотвращения ожога при открывании крышки на нагретой системе.Если температура охлаждающей жидкости достаточна высока, то при стравливании давления жидкость фактически мажет закипеть,
Насос
Насос - это довольно простое устройство, состоящее из рабочего колеса, расположенного в корпусе с впускными и выпускными патрубкамиили шлангами. На четырехтактном двигателе вал насоса системы охлаждения обычно соединяется с валом масляного насоса, и привод осуществляется от него, 8 связи с этим вал насоса оснашен двумя уплотнениями: лабиринтным уплотнением и обыкновенным резиновым сальником. Уплотнения предотвращают смешивание маспа с охлаждающей жидкостью. На случай повреждения одного из уплотнений в камере между ними есть дренажное отверстие. На двухтактных двигателях привад насоса обычно осуществляется от коленчатого вала,
Термостат
Функцию управления в большинстве систем жидкостного охлаждения осуществляет устройство, носящее название термостата. Термостат представляет собойтермочувстви-тепьный клапан, который перекрывает подвод жидкости к радиатору на холодном двигателе; при этом циркуляция жидкости происходит только в рубашке охлаждения двигателя, и допускается ограниченное регулирование температуры при помощи клапана в крышке радиатора. При достижении двигателем необходимой температуры клапан открывается [см. рис. 5.10 е и ж]. Термостат предназначен для ускорения прогрева двигателя, а следовательно, снижения износа,присугствуюшего при работе двигателя в условиях более низких температур по отношению к оптимальным. В клапане термостата использована камера, заполненная парафином; при нагревепарафин расширяется и, преодолевая усилие пружины, открывает клепан, позволяя перетекать охлаждающей жидкости. При охлаждении парафин уменьшается в объеме, и пружина закрывает клапан. Температуры открытия и закрытия клапана определяются усилием пружины.
—-f |
Рис. 5.1 Ое Принцип действия термостате: при холодном двигателе термостат закрыт, и охлаждающая жидкость через него не проходит
■4» | ||
Рис. 5.10ж Принцип действия термостата: после прогрева двигателя термостет открывается, позволяя охлаждающей жидкости проходить через него в радиатор
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]