страница - 42
Глава 6
Колеса, шины и тормоза Содержание
Введение................................................................................................................1
Конструкция колес-спицованные колеса...............................................2
Конструкция колес-литые колеса из сплава........................................Э
Конструкция колес - составные колеса....................................................4
Конструкция колес - специализированные колеса.............................5
Шины-конструкция...........................................................................................6
Шины - характеристики и маркировка......................................................7
Тормоза..................................................................................................................8
Барабанные тормоза.......................................................................................9
Дисковые тормоза..........................................................................................10
Принцип действия гидравлических тормозов...................................11
Гидравлические тормозные системы - главный цилиндр.............12
Гидравлические тормозные системы - суппорт................................13
Специализированные тормозные системы -система антиблокировки
и комбинированная тормозная система.........................................14
1 Введение
Колеса служат опорой для мотоцикла, обеспечивают точную и надежную установку шин и противостоят нагрузкам, прикладываемым к нимпри торможении, ускорении или со стороны неровностей дорожног о полотна. В дополнение к вышеперечисленному, колесо должно быть как можно легче. Исходя из потребностей, конструкция колес развивалась для удовлетворения все возрастаюших требований, предъявляемых к ним с постепенным ростом мощности двигателей.
Шины устроены гораздо сложнее, чем можно быпо бы подумать; они тоже развились вместе с мотоциклом вте непростые изделия, которые теперь считаются обыденными. Шины должны обеспечивать безопасную и надежную эксплуатацию мотоцикла е широком диапазоне нагрузок, скоростей, температур и погодных условий. Они составляют основу безопасности водителя, но ихиена должна поддерживаться в разумных пределах, поскольку шины скорее являются расходным материалом. Тормоза должны обеспечивать поглощение накопленной энергии большого, быстро движущегося мотоцикла и его водителя в течение нескольких секунд. Тормоза преобразуют эту энергию в тепло и быстро его рассеиваают - факт, который редко приходит на ум водителю во время движения. 6совокупности,рассматривеемыевэтойгпаве колеса, шины и тормоза, возможно, являются наиболее важными деталями, связанными с безопасностью. Любая из них выполняет многосторонние задачи в наиболее неприметной форме.
2 Конструкция колес -
спицованные колеса
Спицованное колесо, с которым, так или иначе, знакомы все, представляет собой довольно замечательное устройство. Оносостоит из трех главных элементов: ступицы, обода и, соединяющих их спиц (см. рис, 6.2а),
Ступица
Ступица - это деталь, расположенная в центре колеса [см, рис. 6.26). Ступица может иметь форму прямой катушки, от которой она способна отклоняться в сторону увеличения для размещения колодочного тормоза или элемента крепления заднвйзвеэдочкииамортиэатора привода. Если ступица не содержит барабана колодочного тормоза, то на ней естькрепления для тормозного диска.
Ось колеса проходит через подшипники, устз-новленныевступиие.позволяяколесу свободно вращаться на оси. Между подшипниками помещена дистанционная втулка для исключения боковых нагрузок при затягивании гайки или болта оси. 8 ступице закрепляются выпуклые головки спиц, которые вставляются в разэен-кованные отверстия вприливе ступицы [см, рис. 6.2в, стр. 6.2]. Обычно головка спицы загибается под углом 90 градусов, хотя на некоторых колесах для усиления применяется прямая спица.
Рис. 6.2а Конструкция спииованного колеса
1.Сальник
2.Подшипник
3.Дистанционная втулка
4.Отливка ступицы
5.Болт тормозного диска
6.Тормозная скоба
7.Трос спидометра
8.Ось
9.Привод спидометра
10.Шестерня привода спидометра
11.Подшипник
12.Стопорная пластина
13.Крышка ступииы
14.Втулка
15.Гвика оси
Рис. 6.26 Детали типичной ступицы в paapeai
Коней спицы устанавливается в ступице | Резьба ц | L |
t Обод-Л | Tint R 1сJЮ \\ | |
м | ||
1. ■ |
Рис. 6.2в Расположение спицы в традиционном спицованном колесе, предназначенном для камерных шин
У спиц есть выпуклые головки, которые устанавливаются в отверстия ступицы. Спицы пропускаются через отверстия в ободе и фиксируются при помощи резьбового ниппеля. Это позволяет обеспечить центрирование колеса при первоначальной сборке и допускает последующую регулировку.
Обод
Обод представляет собой профилированную металлическую полосу, на которой устанавливается шине и закрепляется внешний конец спиц. Обод изготавливается из алюминиевого сплава или из стали с гальваническим покрытием хромом, а его сечение имеет множество различных форм. Они подобраны для соответствия определенным требованиям или размерам шины.
Спицы удерживаются в ободе при помоши тонкостенных резьбовых втулок, носящих название ниппелей. Ниппеля навинчиваются на конец опицы для обеспечения первоначальной центровки колеса и последующей подтяжки спиц. Концы спиц утапливаются заподлицо с головойнителя.аэатемпокрываютсяободной лентой для предотвращения протирания камеры шины.
Спицы
Сами по себе спицы являются самой замечательной деталью колес такого типа. Если посмотреть на спицованное колесо припаркованного мотоиикла.то возникает вопрос, как ближайшая к земле спица выдерживает весь этот вес. Наконец, если взять спицу и попытаться свести ее концы вместе, то она достаточно легко согнется или сломается. Спицы обладают небольшим сопротивлением сжатию, но большим сопротивлением растяжению. Мотоцикл со спицованными колесами буквально висит на верхних спицах колеса, остальные спицы только ориентируют ступицу по центру обода и предотвращают его деоюрмацию под весом машины.
Нагрузка, прикладываемая при торможении и ускорении, требует отдельного рассмотрения. В обоих случаях обод и ступица стремятся провернуться друг относительно друга, следовательно, спицы должны быть установлены
таким образом, чтобы выдерживать эту нагрузку, для этого спицы располагаются не радиэльно, а тангенциально (см. рис. 6.2г). Еспи посмотреть на колесо.томожнозаметить, что каждая из двух расположенных рядом на ободе спиц присоединяется к противоположным сторонам ступицы. Благодаря этому образуется треугольная конструкция, которая будет противостоять любой попытке смешения обода относительно ступицы. Такие осевые нагрузки на мотоииклахне очень велики, потому что машина наклоняется в поворотах, и эти сипы воспринимаются как давление, действующее вниз по оси симметрии колеса. Дело обстоит несколько иначе, если установить коляску, и многие любители езды с коляской переделывают колеса для их усиления в этом направлении.
Шины
На большинстве спицоезнных колес наличие отверстий под спицы в ободе означает, что для предотвращения утечек воздуха необходима камера. 8 связи с тем, что на большинстве дорожных мотоциклов больше не используются спицованные колеса, выбор "камерных" шин несколько ограничен. Спицованные колеса часто применяются на внедорожных мотоциклах, так что по-прежнему существует приемлемый выбор внедорожных шин. 06eKQMnaHHH,MotoGu22iHBMW,pa3pa6oTanH спицованное колесо со сдвоенным ободом, на которое можно устанавливать бескамерные шины, обеспечивая двойную пользу, наличие привлекательных колес и бескамерных шин.
3 Конструкция колес -
литые колеса из сплава
Литые колеса также состоят из ступицы, обода и спиц; разница заключается в том, что они изготовлены единой деталью из одного материала. Основное отличие спиц от прочих деталей - в количестве; их число может достигать трех и редко превышает шесть. Для спии допустимо располагаться радиапьно от ступицы, хотя часто в декоративных целях этого избегают [см. рис. 6,3]. впервые питые колеса были применены на гоночных машинах для снижения веса [а следовательно, снижения момента инерции и гироскопического эффекта) и большей точности геометрии. Они обладали дополнительным преимуществом, связанным с уменьшением, по сравнению с колесами спицованного типа, ширины ступииы, а это, в свою очередь, облегчило установку дисковых тормозов. Настоящие гоночные колеса производились из магниевого сплава ибыпи значительно легче аналогичных спицованных колес. Однако стоимость магния высока, и он обладает ограниченным сроком службы из-за склонности к коррозии и растрескиванию при длительной эксплуатации. Литые колеса, которые устанавливаются на большинстве серийных дорожных машин, изготовлены из алюминиевого сплава, они дешевле, допго-
УскорениеТорможение
Рис. б.Эг Нагрузка на спицы в спицованном колесе
Спицы не располагаются радиапьно по оси симметрии ступицы; наклонное расположение спии используется для усиления колеса ло отношению к крутящему моменту двигателя [заднее колесо) и моменту, возникающему при торможении [оба колеса]. На иллюстрациях изображено колесо, на котором установлен единственный ряд спии. Обратите внимание на то. как спииы, расположенные в два ряда, служат для восприятия нагрузки в различных направлениях
вечней, обладают той же прочностью, но их вес, по сравнению с литыми колесами из магниевого сплава, больше. Колесо выплавляется единой отливкой; затем на станке обрабатываются обод, края спиц и ступица до получения колеса безупречной точности. После обработки колесо не нуждается в центровка или регулировании, а его обслуживание сводится к поддержанию покрытия колеса в хорошем состоянии. Литые колеса допускают применение бескамерных шин. но только в том случае, если они предназначены для этого, поскольку существуют различия впрофипе обода для камерныхи бескамерньи шин. Многие литые колес а ранних конструкций предназначались только для камерных шин, а большинство современных предназначены для бескамерных. Сейчас литые колеса широко применяются на дорожных мотоциклах, но, несмотря на неоспоримые преимущества, они обладают и недостатками. Были отмечены случаи появления трещин в основании спиц в результате воздействия длительных ударных нагрузок. Несмотря на то, что полное разрушение встречается редко, оно часто происходит внезапно и всегда приводит к драматическим последствиям, так что для предотвращения таких случайностей колеса необходимо своевременна заменять. Та же самая проблема возникает в случае дорожно-транспортного происшествия. Если спицованный обод приуда-ре будет деформироваться, и его достаточно восстановить, то более жесткий питай обод можетсломаться или получить микротрешины от напряжения. Из этого следует, что если сложные устройства для обнаружения тре щин недоступны, то в целях безопасности колесо необходимо заменить. Гораздо хуже то, что сила удара может быть передана вилке или раме; это приводит к рээкому удорожанию ремонта последствий ДТП.
4 Конструкция колес -
составные колеса
Составное колесо занимает в классификации промежуточное положение между слицован-ными и литыми колесами, то есть объединяет преимущества обоих типов (см. рис. 6.4). С точки зрения производства установка ободьев различного профиля на основной узел ступица-спицы значительно снижает затраты. Обод изготавливается путем штамповки из сплава анелогично ободьям, применяемым на слииованных колесах, однако здесь отверстия под спицы отсутствуют, это позволяет использовать бескзмерные шины. Фпанеи на внутренней стороне обода служит местом крепления спиц, которые делаются тоже путем штамповки из стали или сплава и могут приклепываться или привинчиваться болтами к ободу и ступице.
В эксплуатации составное колесо во многом похоже на литое, но его конструкция может быть выполнена так, чтобы при ударе оно деформировалось контролируемым образом.
1. Гоязезвшитное уплотнение 9. Дистанционная втулка
3.Сальник
4.Подшипник
5.Дистанционная втулка
6.Колесо
7.Подшипник
8.Стопорное кольцо
9.Сальник
Ю. Редуктор привода спидометра 11.Ось
Рис. 6.3 Конструкция литого колеса
Разрез литого колеса демонстрирует его монолитную конструкцию. В данном примере (Yamaha R0125LC] спиральный профиль спии определяется исключительно декоративными требованиями. Обратите внимание, что на данное колесо устанавливается камерная шина; однако обод большинства колес предназначен для использования бескамерных шин.
Рис. 6.4 Конструкция составных колес
Составная конструкция позволяет устанавливать на одну и туже ступицу ободья розничных размеров и профилей. Штампованные спицы из стали или алюминия присоединяются к ступице и ободу при помощи болтов или заклепок.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]