Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 43

6

Рис. 6.5 Конструкция колеса с разборным ободом

7 Болт3 Половина обода 5 Гвика

9 Половина обода 4 Пружинная шайба 8 Шина

7 Камера

Это предотвращает передачу удара на раму или подвеску. Наверное, самый известный пример составной конструкции колес - колесо Comstar кампании Honda. Его, так же как и литое колесо, необходимо заменять в случае повреждения или искривления, хотя существуют такие колеса, которые можно восстановить при повреждении в результате ДТП.

5 Конструкция колес -

специализированные колеса

Колесе с разборным ободом

Колеса такого типа нетрадиционны в среде мотоциклов, но они могут встречаться на некоторых скутерах и на большинстве внедорожных транспортных средств [All Terrain Vechile. ATV], Колесо изготавливается из стали путем штамповки и состоит из двух половин (см. рис. 6.5). Половины обода соединяются вместе болтами по оси симметрии, а следовательно, обод можно разобрать для облегчения замены шины.

Такой тип конструкции идеален там, где требуются колеса небольшого диаметра, потому что в данном случае избегается проблема бортировки шины на обод, которая превращала бы установку шин в кошмар. В колеса скутеров устанавливается камера, а бескамерные шины, требующие кольцевого уплотнения между двумя половинами обода, устанавливаются на некоторых ATV.

Колесе из магниевого сплава и углепластика

Изначально литые колеса из магниевого сплава появились в гоночной среде, но сейчас их нечинают устанавливать в качестве стандартных не ряде серийных спортивных мотоциклов. Они гораздо легче колес из алюминиевого сплава и значительно снижают инер-циюигироскопическийэфчЬект, но, в основном, они не такие жесткие и более дорогие. Для изготовления колес сейчас также используется углепластик. Он обладает преимуществами меньшего, чам у магния, веса и большей, чам у алюминия, прочности; однако такие копеса очень дорогие. Их используют некоторые гоночные команды, а в качестве аксессуаров они стели появляться на некоторых спортивных мотоциклах

6 Шины - конструкция

Несмотря на то, что шины • расходный материал, как масло или топливо, они очень непросто устроены. Каждая готовая шина - это труд.материалисложнаятехнология.уровень которых отражен в ее иене. Из всех дорожных транспортных срэдств мотоцикл предъявляет самые высокие требования к шинам. Помимо того, что шина должна работать безупречно, если необходимо избежать ДТП, она должно справляться сэтими обязанностями в гораздо

более серьезных условиях, чем те, которые характерны для автомобилей и грузовиков, Основой шины являются слои, которые составляют ее каркас. Эти слои состоят из прорезиненных синтетических волокон корда, уложенных один на другой и связанных между собой в готовой шине. Слои, в свою очередь, покрыты слоем мягкой резины, на который наносится протектор. Внутренние кромки шины • борта - выполнены в виде тщательно сформированной и усиленной области, которая удерживает шину на краю обода. Если шина предназначена для использования без камеры, борт дополнительно усиливается, а внутренняя поверхность шины покрывается воздухонепроницаемым слоем резины, который носит название "герметизирующей вставки", Для уяснения предназначения каждой части шины рассмотрим их в отдельности,

Слои каркаса

Слои каркаса обеспечивают прочность и поддержание формы шины как при низких, так и при высоких скоростях, когда происходит увеличение центробежных сил, стремящихся ее деформировать, Слои должны быть достаточно жесткими для предотвращения нежелательных эффектов деформации шины и вибрации протактора при резком ускорении или торможении. В противопоставление упомянутому выше, слои должны позволить шине изгибаться заданным образом, в месте, где она находится в контакте с дорогой, для обеспечения максимального пятна контакта и поглощения неровностей поверхности, обеспечивая постоянный контакт протектора с

дорогой. Многие мотоциклетные шины содержат четыре слоя (иногда это обозначается на борте шины в виде аббревиатуры 4PR (Four Ply Rating). Там, где требуется более жесткий каркас.шинаможетсодержатьишесть слоев, Спои изготавливаются из корда, сделанного из искусственного шепка. нейлона, полиэстера или кевлара, связанного резиной. Спои оборачиваются вокруг проволочного основания борта на краю шины.

Существуют каркасы двух основных типов слоя: с диагональным и радиальным расположением нитей корда.

Слой с диагональным расположением нитей корда

На протяжении многих лет мотоциклетные шины имели конструкцию слоев с диагональным распопожением нитей корда. Это связано с методом укладки чередуюшихсяслоев в виде буквы "X" для обеспечения жесткости боковины шины [см. рис. 6.6а). Само собой разумеется, что иметь боковину, деформирующуюся по оси симметрии машины, было бы крайне неже-патепьно-мотоциклбудет "рыскать* из стороны в сторону почти так же. как это происходит при спущенной шине. Мотоциклом было бы невозможно управлять должным образом; именно поэтому двухколесные транспортные средства нуждались в конструкции слоев с диагональным расположением нитей корда. Однако шины с диагональным расположением нитей корда при высоких скоростях растягиваются под воздействием центробежной сипы, при этом они становятся более высокими и узкими, а это, в свою очередь приводит к


перегреву и ухудшению управляемости. Для предотвращения деформации под воздействием центробежных сил радиальные шины с диагонельным опоясыванием прошли долгий путь, испытав на себе применение слоев с брекером.

Слой с радиальным расположением нитей корда

В радиальной шине слои каркаса наносятся от одного борта к другому, кроме того, присутствуют один или два слоя бракера, расположенные снаружи каркаса - как на радиальных шинах с диагональным опоясыванием (см. рис. 6.66). Недостаток такой конструкции состоит в том, что боковина покрышки слабее, чем в диагональных шинах. Из-за этого радиальные шиныне использовались не мотоциклах до тех пор, пока производители шин, колес и мотоциклов не собрались вместе и не сконструировали мотоциклы с увеличенной шириной колес, которые допускали установку низкопрофильных шин без каких-либо потерь площади контакта, но обладающих преиму-ществомусиленной боковины, Использование радиальных шин на автомобилях не вызывает проблем, потому что наличие деформирующихся боковин в денном случае восприни-маетсякакпреимущество:еспибыегонебыпо. то при резком повороте внутренняя стороне шины стремилась бы оторваться от вамли, уменьшая сцепление с дорогой. По сравнению с диагональными, радиальные шины могут быть сделаны более легкими, благодаря чему они обладают лучшими характеристиками и износостойкостью. Они лучше в эксплуатации; это означает, что можно применять более мягкий резиновый компаунд, не опасаясь чрезмерного увеличения износа.

Последнее достижение в области радиальных шин - монолитная конструкция слоев. В шине такой конструкции предварительно сформированные ленты заменены материалом единой длины, нанесенным так же, как нитка наматывается на катушку. Шины такой конструкции более легкие и обладают увеличенной прямолинейной устойчивостью при высоких скоростях Этогюслужилопричинойвоэникновения термина шина "нулевого угла" (zero degree), обозначающего, чтоугол между направлением намотки лентыивращениемшины равен нулю. Кроме того, полностью отсутствует эффект подруливакия слоев, характерный там, где присутствуют углы в предварительно сформированных лентах, приводящие к плохой управляемости при более высоких скоростях

Борта

Внутренним кромкам шины придается форма усиленного борта, который удерживает шину на ободе. Борт состоит из непрерывного пучка стальной проволоки, обладающей высокой прочностью на растяжение и покрытого резиной. Профиль борта резреботантак, чтобы правильно располагаться не ободьях различного сечения, как правило, применяемых в мотоциклетных колесах, поэтому многие шины могут использоваться на большинстве серийных ободьев. Иногда используется обод специализированного типа, и это требует применения соответствующих шин Для использования кемерных шин борт лелеется достаточно гибким, чтобы его можно было перетянуть через край обода при устеновке. У бескамерных шин борта более жесткие, и они плотнее устанавливаются на обод. Это необходимо для обеспечения герметичности уплотнения между бортом и

ободом и может вызывать некоторые затруднения при монтаже. Поэтому ремонт и установку шин бескамерного типа лучше предоставить специалистам, обладающим необходимым оборудованием, исключающим повреждения шины или обода при ремонте.

Протектор

Протектор - это видимая часть шины, которая изготовлена из резинового компаунда, выбранного для обеспечения характеристик износа и сцепления с дорогой. Необходимо тщательно выбирать компаунд, соответствующий назначению конкретной шины. Мягкий - обеспечивает превосходное сцепление, но обладает высоким уровнем износа. Более твердый компаунд обладает худшими характеристиками сцепления, но срак его службыдольше. Используемый компаунд всегда представляет собой компромисс между этими двумя характеристиками и должен выбираться в соответствии с назначением и стилем вождения. Некоторые компании производят двух-комлаундные шины, которые состоят из твердого компаунда в центре и мягкого по краям. Такая конструкцияобеспечиваетхорошее сцеп-пение при поворотах, при более киэкомобщем уровне износа, и что наиболее существенно -предотвращает проминание центральной части, влияющее не общую форму шины, а следовательно, на ее характеристики. При идеальных условиях движения шина с абсолютно гладким протектором обеспечивала бы максимальную площадь контакта раэинысповерхностью дороги; именно поэтому "слики" (slick) используются на гонках всякий раз, когда условия это позволяют. Для дорожного мотоцикла важно, чтобы шина могла работать при всевозможных дорожных и


// Правильное \\

I / Повышенное \ \

/ / Пониженное \\

1 { давление в шине \ J

1 1 девление J J

1 [ давление в шине 1)

V4-—-<(

\ \ в шине J I

[Пятно контакта

Пятно контакта

Пятно контакта 1

беговой дорожки

беговой дорожки

дорожки"*-*

протектора с дорогой

протектора с дорогой

протектора с дорогой

Рис. В.Вв Пятно контакта беговой дорожки протектора шины

погодных условиях. Если бы слики использовались на влажной трассе, то между протектором и поверхностью дороги образовывалась бы пленка воды, и шина нечинапа бы скользить. Сеть пазов, или "канавок", имеющихся в протекторе, позволяет воде стекать с поверхности на боковины шины, а небольшой изгиб протектора используется для отвода водяной пленки, По мере износа шины ее способность отводить воду снижается, именно поэтому большинство производителей реко-мендувтзаменятьшиныпри износе протектора приблизительно до 2 мм. На внедорожных машинах различный рису-нокпротектора используется, чтобы справиться с грязными или пыльными поверхностями. Развитый рисунок протектора шин для мотокросса разработан для обеспечения зацепления с рыхлым грунтом, который за секунды забил бы дорожную шину. Выступам протектора придана такая форма, чтобы отбрасывать любую грязь, попадающую между ними. Протектор шин триального типа, ис-

Рис. В.Вг Камерные и бескамерные шины

пользуемых на мотоциклах для триала и мотоциклах двойного назначения, представляет собой компромисс между протектором кроссовых и дорожных мотоциклов; высота выступов меньше [следовательно, они в меньшей мере разрушают поверхность], и они также, в определенных рамках, могут использоваться на дорогах совершенствованным покрытием, □дин из наиболее важных и упущенных параметров, влияющих на характеристику шины -давление воздуха в ней. Производители всегда рекомендуют для каждой шины определенное давление; отклонение от него в любую сторону влияет на эксплуатацию и износ [см. рис. б.бв), При слишком высоком давлении повысится жесткость езды, но гораздо важнее то. что уменьшится площадь контакта с дорогой. При слишком низком давлении площадь контакта возрастет, но шина будет легче деформироваться, приводя к перегреву, быстрому износу и ухудшению управляемости. Можно допустить изменение давления в обе стороны, согласно индивидуальным предпочтениям,

исходящим из ощущений, но отклонение более 4 psi [фунт не квадратный дюйм) от предписанного производителем не рекомендуется. Многие водители находятся в заблуждении, что установка более широкой шины, чем рекомендовано изготовителем,улучшитупраа-ляемость. Это вовсе не обязательно. При установке более широкой шины не стандартный обод, для того, чтобы расположиться не нем, она слегка деформируется, ее форма изменится, и это может неблагоприятно повлиять на управление. Установка ниэкопрофильной шины [с меньшей высотой боковин] - один из способов достижения увеличения ширины без изменения общего диаметра, а следовательно, передаточного отношения. Но производители мотоциклов тратят поразительное количество времени на испытания шин и колес своих машин, и можно быть абсолютно уверенным, что именно этот рисунок протектора и размер шины выбраны только потому, что они лучше всего подходят для данной машины. Даже если применить расширенный обод для установки более широкой шины, то все равно можно нарушить характеристики обшей управляемости машины, тем более учитывая то, что работа заднего колеса и шины взаимосвязана с передним колесом и шиной,

Камарные и бескамарныа шины

Камера представляет собой кольцевую трубку, изготовленную из воздухонепроницаемой резины, с обратным клапаном, которая располагается внутри шины и заполняется воздухом до заданного давления [см. рис. б.бг), Камерные шины обладают множеством недостатков. В случае прокопа камера достаточно быстро повреждается, в результате чего покрышка может мгновенно спустить или сдуться. Кроме того, при ускорении или торможении возможно определенное перемещение шины относительно обода, вреэультатечегокамера может провернуться относительно обода и вырывать клапан. Другой недостаток -склонность к нагреву, особенно при движении с постоянной высокой скоростью. Это влияет

Рис, В.Вд Обрезиненный шинный вентиль в разрезе

А КоппачоквентиляО Резьбовая В Стерженьвтулке

С УплотнениеЕ Седло

(обрезиненныйF В открытом корпус)положении

У камерных шин вентиль закрепляется на камере; уплотнение между шиной и ободом не имеет большого значения, и необходимость в обеспечении герметичности ободе в районе вентиля отсутствует. У бескамерных шин герметичность достигается за счет прилегания борта шины к ободу, а следовательно требуется обеспечение герметичности обода в районе вентиля.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]