страница - 44
на степень износа шины и косвенно требует применения более твердого компаунда для повышения износостойкости. Вместо использования камеры внутреннюю часть бескамерной шины покрывают тонким воздухонепроницаемым слоем, а борт шины и обод колеса изготавливают, не забывая обес-печить между ними герметичность. Воздушный клапан устанавливается и герметизируется в ободе(смрис.6.6д]. Применение бескамерных шин уменьшает или вовсе устраняет большинство проблем, свойственных камерным шинам. Например, воздухонепроницаемый спой разработан так, чтобы удерживаться вокруг прокола, тем самым предотвращается прорыввоздухаи замедляетсяспускание шины, следовательно, повышается их общая безопасность.
7 Шины - характеристики и маркировка
На боковине большинства шин мотоцикла содержится информация о конструкции, размерах и предназначении [см. рис. 6.7). Первостепенное значение имеет маркировка размеров, поэтому начнем с нее. На протяжении многих лет ширина и диаметр шины обозначались в дюймах, например, 4.10Н 18. Это означает, что ширина шины равна 4.1 дюйма, аустаневливается она на 18-дюймовый обод и обладает индексом скорости Н (болееподробно онем-ниже). Сейчас размер большинства шин указывается в метрических единицах, например, 100/ВОН 18, Это означает, что ширина шины равне 100 мм, высота профиля - 90 [высота шины от борта до протектора, выраженная в процентах от ее ширины; в денном примере, при ширине 100 мм, высота соответственно равняется 90 мм]. Такая шина устанавливается не 1В дюймовый обод (достаточно странно, но размер обода по-прежнему обовначается в дюймах] и обладает индексом скорости Н. Грубо говоря, два обозначения шин, указанные выше, эквивалентны.
Посла принятия инструкции ЕСЕ 75 маркировка шин должна содержать величины скорости и нагрузки, например: 180/55 ZR17 [73WJ. Обозначение этой маркировки расшифровывается следующим образом: 180 - ширина в миллиметрах, 55 - как и раньше, высота профиля, Z - обозначает, что шина способна работать при скоростях, превышающих 240 км/час, В- радиального типа, 17 - диаметр обода, на который должна устанавливаться шина, в дюймах, 73 - индекс грузоподъемности, ссылающийся на числа в таблице [в данном случае он обозначает нагрузку на ось 365 кг], a W означает, что шина может испопьзоватьсяприскоростидо270км/ч.Но, поскольку в денно м случае индексы не грузки и скорости заключены в скобки, то это означает, что шину можно использовать при скоростях, превышающих указанные 270 км/час. После данной маркировки производитель может дополнительно указывать предельную скорость
для обозначения окончательного индекса скорости шины, например, V280 [280 километра или 174 мили в час]. Основным правилом должно стать то, что нельзя отклоняться от размеров и характеристик шины, рекомендуемой производителем в качестве стандартной. Существуют исключения из этого правила, когда какой-нибудь производитель шин, возможно, обнаруживает способ небольшого увеличения параметров работы на определенной машине, всегда нежелательно использовать шину более низкого индекса по сравнению со стандартным. Это может означать, что Вы нарушаете гарантийные обязательства и законы.
Тип шины
На диагональных шинах обычно не наносится маркировка. Следует учитывать, что шины с брекером обычно содержат букву "В" в маркировке [как правило, после бухвы, обозначающей индекс скорости, например, VB], а радиальные шины обычно содержат букву "R" (как правило, после индекса скорости, например, ZR).
Высота профипя
Эта маркировка следует за обозначением ширины и отделене от нее косой чертой: /, Если высота шины совладеет с ее шириной, то высота профиля имеет обозначение -100%, что считается стандартным значением и не наносится на боковину покрышки. Если обозначение высоты профиля шины меньше 100%, она называется ниэкопрофильной, и маркировка наносится на боковину шины, Распространенные сейчас ниэкопрофильные радиальные шишспособныуееличитъплощадь протектора без увеличения высоты боковины шины. В свою очередь это означает, что шина
- более прочная и обладает большим уровнем опасности, связанным с потерей устойчивости при более высоких скоростях. В некоторых случаях это позволяет добиться увеличения ширины без изменения самого диаметра шины, а спа довательно, обшегопаредаточного отношения машины. Высота просри ля. соответствующая 50%, традиционна для современных спортивных мотоциклов.
Индекс скорости
Индекс скорости обозначает максимальную устойчивую скорость, достижимую на машинах того класса, для которого предназначена шина. Это предполагает, что шина находится в хорошем состоянии, в ней поддерживается оптимальное давление, она работает в пределах своей номинальной нагрузки и установлена на соответствующем ободе. Наиболее традиционные пределы скорости и соответствующие им буквы, обозначающие индекс скорости, указаны ниже:
Индекс скорости Максимальная скорость (мили в час]
Р95 миль в час (153км/ч)
R105 миль в час (169км/ч1
S113 миль в час [1 В2км/ч)
Н130 миль в час (309 км/ч)
V/VB149 миль в час [240 км/ч)
2R150 миль в час (241 км/ч)
и выше (верхний предел может быть указан после буквы) W16В миль в час (270 км/ч)
Y187 миль в чэс (301 км/ ч)
Индекс грузоподъемности
Числа, обозначающие индекс [коэффициент грузоподъемности, который указывается после маркировки размера), показывают максимальную нагрузку, которую выдерживает шина, Предполагается, что шина находится в хо-
Рис. 6.7 Традиционные обозначения на боковине шины
рошем состоянии, в ней поддерживается нормальное давление, она реботаетв пределах своего скоростного индекса иустановпена на соответствующем ободе. Некоторые обозначения индекса грузоподъемности и соответствующая им нагруека перечислены ниже, но фактически обозначения маркировки простираются от 0 до 99:
Индекс
грузоподъемности
50 60 65 75
Максимальная нагрузка (кг)
140
190 250 290 ЗВ7 560
Диаметр
Он обозначает размер обода, для которого предназначается шина; по сути, это диаметр обода, измеренный в местах, где борта шины гюипегаюткплоскому профилю внутри рельефа обода. Диаметр обычно представлен в дюймах, однако на некоторых шинах также может быть указан в миллиметрах.
Прочна маркировки
На боковине еще бывает нанесен дополнительный ряд букв ицифр, а также стрелки, укааимющие направление. Стрелки исполь-эуютоядля указания превильного направления вращения для данной шины. Например, слои в передней шине могут располагаться таким образом, чтобы обеспечивать ей особую прочность при торможении. Если такую шину установить на обод неправильно, то преимущество в виде дслопнительногоусипения не будет использоваться, и может происходить быстрый износ шин. Если шина подходит для использования на переднем и заднем колесе, то она должна быть усилена против ускорения (в случае использования на заднем колесе), и против торможения (при ее установке на переднем колесе), так что можно обнаружить две раэнонапревпенных стрелки с пометками FRONT (переднее) и REAR (заднее). Кроме того, проставляется значение максимального давления; оно указывает максимальное безопасное давление, которое может выдержать шина. Данная величина вовсе не обозначает рабочее давление, оно будет немного ниже, И неконец, на всех современных шинах есть маркировка TUBED TYPE (камерного типа] или TUBELESS (бескамерная) - по причинем, которые должны быть очевидны.
8 Тормоза
Любая тормозная система предназначена для замедления движущихсяобъектов при помощи трения, при этом происходит преобразование кинетической энергии подвижных частей в тепло. Необходимое трение в мотоциклетных тормозах создается за счет прижатия детали, покрытой специальным фрикционным материалом, к другой детали, являющейся честью колеса или закрепленной на нем.
На мотоциклах применяются тормоза двух типов: барабанные и дисковые, и существует два типа привода тормозов; механический и гидравлический.
Барабанные тормоза были стандартной тормозной системой в течение многих пет. Простота и невысокая стоимость по-прежнему делают их весьма привлекательными для использования не машинах небольшой кубатуры. Однако, с точки зрения преобразования энергии, эффективность дисковых тормозов гораздо выше из-за свойственной им способности рассеивать выребетываемое тепло, что позволяет делать их более мощными.
Тормоэноа усилие и плечо рычага
Тормозное усилие определяется плечом рычага, а плечо рычага, в основном, определяется величиной усилия, приложенного через систему, и расстоянием от оси враще ния, к которой прикладывается это усилие. Например, область на передней тормозной рукоятке, на которую опираются пальцы водителя при торможении, обладает следующим эффектом. Если приложить усилие величиной, равной X, в точке, находящейся в середине рычага, то торможение будет не столь эффективным, как если бы то же самое усилие прикладывалось на конце рычага. Так что чем длиннее рычаг, тем больше плечо рычага, а следовательно, и тормозное усилие. Однако существуют очевидные ограничения размеров рычага, который можно использовать. Аналогичным образом,если тормозное усилие прикладывается вблизи центра колеса, его эффективность будет не столь высока, как если бы то же самое усилие былоприложенок ободу колеса.
В тормозной системе с механическим приводом плечо рычага может быть увеличено в любой точке системы, где присутствует рычаг, закрепленный на оси вращения. В системе с гидравлическим приводом усиление может быть достигнуто за счет различия в диаметрах поршня главного цилиндра и поршня суппорта [рабочего цилиндра].
По существу, если диаметр поршня рабочего цилиндра будет вдвое больше диаметра поршня главного цилиндра, то усилие будет увеличенов четыре реза. Если диаметр поршня суппорта равен трем диаметрам поршня главного цилиндра, усилие возрастет в девять раз. а если они отличаются в четыре раза, то усилие увеличится в шестнадцать раз. Однако существует компромисс, а следовательно, ограничения. Для обеспечения перемещения система гидравлическоголривода полагается на вытеснение жидкости. При одинаковом размере главного и рабочего поршней 10 мм хода главного поршня будут соответствовать 10 мм хода рабочего поршня. Однако чем больше будет рабочий поршень по сравнению с главным, тем меньше он будет сдвигаться относительно перемещения главного поршня, Это связано с тем, что реальный объем жидкости, которая перемешается в гидравлической системе, не зависит от типа системы,
следовательно, при большем диаметре цилиндра жидкость переместит поршень на меньшее расстояние, чем в цилиндре меньшего диаметра. В действительности получение тормозного усилия, необходимого для остановки мотоцикла, не представляет проблем. Важным конструктивным факторам является получение максимальнооблегченной системы [насколько это возможно], такой, которая обеспечивала бы наилучшую чувствительность и срабатывание дляиелесообразных величины перемещения и усилий на рычаге. Совместимость жесткости передней вилки и тормозногоусилия-другойважный показатель. Кроме того, система в целом должна соответствовать шинам. Создать тормозную систему, которая очень быстро останавливала бы любой мотоцикл на любой скорости, легко, но в этом нет никакого смысла, если каждый раз при нажатии на рычаг переднее колесо будет блокироваться.
Фрикционные материалы
Трение - главный определяющий фактор при торможении, поэтому сопряженные трущиеся детали должны быть сделаны из материалов, которые не только обеспечивали бы хорошее трение, но были бы способны противостоять этому трению, не истираясь, а также выдер-живатьвыделяющееся тепло, не деформируясь и не расплавляясь.
Фрикционный материал состоит из множества различных элементов, связанных между собой вусловиях предельных температур и (или) давлений. Существующее разнообразие комбинаций материалов отражается в присутствии множества типов применяющихся тормозных колодок; у каждой - свое собственное особое предназначение. Существуют соединения, содержащие медь, латунь, свинец, графит, уголь, кевлар, смолы, волокна, а также неизвестные и засекреченные компоненты и так далее. Тип и количество каждого входящего в соединение компонента влияют на характеристики работы этого соединения, Наиболее простой и распространенной является колодка спекаемого типа, в основном состоящая из металлических частиц, смешанных с другими материалами. Кроме того, существуют органические и полуметаллические колодки. Органические коподки изготавливаются из волокон кевлара [kevlar) и арамида [aramid); ранее встречались коподки на базе асбеста, но сейчас асбест уже не применяется. Полуметаплические колодки, в основном, представляют собой соединения оргенических и спекаемых материалов. Барабан или диск, по которым работает фрикционный материал, обычно изготавливаются из чугуна или нержавеющей стали, хотя используются и углеродистые диски, применяющиеся на гонках При выборе материала для диска конструктор учитывает: характеристики удержания и отвода тепла, показатели деформации, вес, производственные затраты, совместимость с фрикционными материалами, антикоррозийные свойства и изнссссгтость. ГЗбычно предпочтение отдают
Рис. 6.9а Принцип действия заднего барабанного тормоза
1Тормозная колодка
2Возвратная пружина
3Опорный диск
4Кулачок привода
5Шайба
6Уплотнение
7Рычаг привода
8Стяжной болт
Рис. 6.96 Детали заднего барабанного тормоза
нержавеющей стали. Она лучше чугуна во всех отношениях, кроме стоимости, теплоотвода и характеристик работы в условиях повышенной влажности [хотя, в этом отношении различие может быть устранено за счет использования особого фрикционного материала].
9 Барабанные тормоза
Типичный барабанный тормоз содержит цилиндрический барабан, образованный стальным или чугунным кольцом, залитым в алюминиевую ступицу колеса (см. рис. 6.9 а-б). Барабан закрывается опорным диском, на котором устанавливаются тормозные колодки и кулэчок(ки] привода. Привод барабанных тормозов на мотоциклах всегда делается механическим (не автомобилях обычно используется гидревлический привод). На переднем тормозе для привода кулачка используется трос, связанный с передней тормозной рухояткой. Привод кулачка заднего тормозного барабане осушеств ляетсятросом или стальной тягой, связанной с педалью заднего тормоза. Другой конец траса или тяги присоединяется к рычагу, установленному с внешней стороны тормозного щита на валу кулачка; сам кулачок находится на внутренней стороне тормозного щита. В нерабочем положении между барабаном и удерживаемыми возвратными пружинами колодками с фрикционным материалом обеспечивается небольшой зазор. При нажатии на тормозную рукоятку или педаль кулачок прижимает колодки к поверхности барабана, тем самым создавая трение, необходимое для замедления машины.
В простейшем виде тормоз содержит единственный кулачок, воздействующий на один конец каждой колодки, при этом другой коней каждой колодки опирается на ось. При повороте кулачка концы обеих колодок, расположенные
рядом с кулачком, прижимаются к барабану. Когда колесо вращается, одна из колодок пово-
рачивается в направлении вращения колеса, она носит название первичной тормозной
Направление вращения колесаНаправление вращения колеса
При неэадействованных тормозахПри торможании
Рис. 6.9а Принцип действия простого барабанного тормоза с одной первичной колодкой (однокулачкового типа)
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]