Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 60

фара и т.д). Ппн снижения этого эффекта можно применить траверсу подвижных наконечников випки или более жесткую ось колеса. Установкой рулевого демпфера можно добиться уменьшения этого эсрфекта, на не решить саму проблему, а только лишь скрыть ее.

Галопирование

Мотоцикл попеременно опускается и поднимается при выходе из поворота с включенной передачей. Этот эффект несколько отличается от раскачивания, хотя иногда трудно выделить различия между ними.

Причиной галопирования служат проблемы с задней подвеской, обычно недостаточное демпфирование, а возможно, и невысокая жесткость пружины. Первым шагом при решении данной проблемы должно быть улучшение демпфирования отбоя. Увеличение предварительного поджатия пружин вряд ли будет способствоватьупучшениюситуациибеэ ухудшения других показателей, за исключением случаев, когда у подвески присутствует резко возрастающая характеристика. Лучше заменить саму пружину на пружину другой жесткости, но сохранить тот же самый дорожный просвет.Еспи вышеописанный эорфект происходит только на высокой скорости и при резком ускорении, его можно устранить, повысив давление в задней шине.

Подскоки

Почти на всех мотоциклах можно столкнуться с проблемой подскока - колесо не способно достаточно быстро реагировать на последовательность небольших выбоин из-за инерции неладрессоренных масс. Вместо того, чтобы отслеживать поверхность дороги, колесо подскакивает в верхней точке одной выбоины и опускается в нижнюю точку следующей. При торможении в повороте будет подскакивать заднее колесо, а переднее колесо будет подскакивать при ускорении. Проблема может быть вызвана слишком большим статическим трением в задних амортизаторах или вилке, в этом случае нельзя ничего сделать, кроме очистки и смазки подвижных частей. Но. скорее всего, это связано со слишком сильным демпфированием сжатия или излишней жесткостью пружин. Снижение неподрессоренной массы облегчает решение данной проблемы, особенно, если ее увеличение вызвано дополнительными деталями.

Увод переднего колеса

Это такое явление, при котором мотоцикл отказывается поворачивать. Передняя шина работает при более высоком угле бокового увода (угол между плоскостью движениякопеса и плоскостью его вращения) чем задняя, что приводит к большему скольжению, или уводу передней шины по сравнению с задней, В результате для поддержания заданной траектории движения необходимо направлять мотоцикл в поворот под большим углом. Уменьшить данный эффект можно за счет

увеличения нагрузки на переднее колесо, за счет ее перераспределения, а также небольшого снижения давления в шине или установки шины с большим пятном контакта. Кроме того, снижению данного эффекта может способствовать более раннее открытие дроссельной заслонки в повороте.

Увод заднего колеса

Явление, противоположное уводу переднего колеса - мотоцикл падает в повороте из-за того, что с задней шиной происходит то же, что и с передней при уводе переднего колеса. Увеличение нагрузки на заднее колесо, снижение давления в задней шине, или установка шины с большим пятном контакта способствуют уменьшению эффекта увода заднего колеса.

Пробои

При сжатии подвески она исчерпываетпределы своего хода, в результате чего на раму передается значительный удар. Независимо от того, где происходят пробои, спереди или сзади, это указывает на отсутствие достаточного хода подвески. Если пробоипроисходят эпизодически на крупных неровностях дорожного полотна, при загруженном мотоцикле это не очень серьезная проблема, и в некоторой мере ее следует ожидать на мотоцикле с недостаточно жесткими пружинами. Если же это происходит на небольших неровностях дорожного полотна, при ненагруженном мотоцикле, то г да необходима установка более жесткойпружины иувеличение демпфирования сжатия.

Пробои могут указывать на неисправность клапанов амортизатора, В самом худшем случае пробой передней подвески происходит при чрезмерном проседании вилки из-за

резкого торможения, за которым спедуетудар - в этом случае можно гарантировать стопроцентное повреждение запястьев.

Удары при обратном ходе подвески

В противоположность пробоям, пределы хода подвески исчерпываются при растяжении. Это может быть вызвано как чрезмерным предварительным поджатием пружин, так и недостаточным демпфированием отбоя.

6 Облицовка

Назначение облицовки

Облицовка служит для множества целей. На скутере оне предохраняет водителя от ветра и дождя, защищает жизненно важные приборы электрооборудования и закрываетпрочиеузпы из эстетических соображений. На спортивном мотоцикле она повышает аэродинамику машины, а следовательно, улучшает рабочие характеристики; кроме того, она снижает давление ветра на водителя, что способствуетповышению комфортабельности езды на мотоцикле; она также может положительно влиять на управляемость при наличии эфнректа прижатия к дороге, улучшающего сцепление с ней; наконец, облицовка способствует тому, чтобы на мотоцикл чаще обращали внимание, помогая производителю осуществлять сбыт продукции. На туристическом мотоцикле она выполняет все вышеописанные функции: обеспечивает совершенную защиту от погодных условий, следовательно, предоставляет максимальный уровенькомфюрта для водителя,атакже служит для размещения багажа и принадлежностей.


Рис. 9.66 Вентиляционные каналы в облицовке направляют поток воздуха на охлаждение двигателя и способствуют отводу тепла, выделяющегося при работа двигателя, от водителя

Типы облицовки

Все мотоциклы оснащаются различного рода облицовкой, отпростогоппастмассовогокрыла до совокупности обтекателей, полностью закрывающих мотоцикл. Неизменно присутствуют крылья над передним и задним колесами, причем верхняя сторона заднего крыла часто образует собой основу для крепления электрических приборов, которые затем закрываются сиденьем. Боковые панели также общеприняты, и могут представлять собой какпростыеппастмассовые крышки, так и целиковые питые "обтекатели сиденья", закрывающие задний фонарь. Обтекатели бывают различных размеров: от "небольшого кокпита" или крохотного "бикини" да "больших амбарных ворот". Небольшие обтекатели служат скорее в декоративных, а не в аэродинамических или защитных цепях, они обычно устанавливаются вокруг фары. К переднему обтекателю крепится небольшое стекло, которое немного закрываетприборную панель. Обтекатели такого типа могут крепиться как к раме, так и к рулю. Обтекатели среднего размера обеспечивают лучшие харектеристики с точки зрения аэродинамики и зашиты водителя от атмосферных осадков и ветре, поскольку оснащены большим стеклом, за которым можно укрыться от набегающего потока воздуха. На большинстве спортивных мотоциклов, оснашенныхцельными обтекателями, в переднем обтекателе размещаются воздухозаборники и каналы, направляющие воздух в корпус воздушного фильтра под давлением [см. рис. 9.6а, стр. 9.7]. Большие туристические обтекатели предназначаются для обеспечения полной изоляции водителяотвоэдействия атмосферных осадков и ветра, и позволяют передвигаться на мотоцикле с высокой скоростью в удобном вертикальном положении в течение всего дня. Однако они должны выполнять этио>ункции без ухудшения лобового сопротивления, веса и управляемости мотоцикла. Часто обтекатели продолжаются сбоку и снизу двигателя в виде боковых панелей обтекателя и панелей днища, что придает мотоциклу полностью закрытый спортивный вид. Прежде всего, они предназначены для улучшения аэродинамических характеристик мотоцикла [см рис. 9.66). но, кроме того, они защищают двигатель от грязи и коррозии. Следует отметить, что они несколько снижают охлаждающийся эффект набегающего потока воздуха, хотя на машинах с жидкостным охлаждением это не представляет особых проблем.

Прочая облицовка обычно представляет собой набор декоративных панелей, которым придана соответствующая форма и отделка для улучшения внешнего вида машины. Большие туреры, например, Honda Goldwing ипиРап European,наделены множествомтаких панелей, закрывающих большинство систем мотоцикла.

Конструкция и материалы

Материалы, используемые при изготовлении облицовки, главным образом зависят от того, для какого мотоцикла она предназначается, а следовательно, какой цели служит сама облицовка.

На ранних мотоциклах панели облицовки были выполнены из штампованной стали. Стальные штампованные элементы [часто хромированные) тяжелы и склонны к коррозии с внутренней стороны, особенноэтокасается крыльев. Позже вместо стали начали использовать стекло-

волокно, позволившее изготавливать более сложные панели облицовки и обтекатели. Стекловолокно обладает достаточной прочностью, оно намного легче стали, а стоимость производства таких панелей после создания матрицы невысока. Кроме того, они легко поддаются ремонту и окраске. Сегодня широкое распространение получил АБСлластик (акрилонитрил-бутадиеннстирин). Он легче, проще поддается формовке, и обладает более привлекательным внешним видом по сравнению со стекловолокном. Пластик плохо поддается ремонггу.хотя наборы для "сварки пластика" позволяют произвести ремонт небольших по площади повреждений или трещин

Из углепластика получается самая легкая и прочная облицовка. Этот материал, несмотря на его высокую стоимость производства, все чаще используется на спортивных мотоциклах


Содержание

Введение....................................-........................................................1 Система освещения......................................................................................14

Электрическая цепь.............................................2 Лампы накаливания с волыфрамовой нитью................................15

Получение электроэнергии ~~Z.........Z..............................................3 Галогенные лампы из кварцевого стекла............ .............................1В

Маковичный генератор...............................................................................4 Нераэборный элемент фары.....................................................................т /

Маховичный генератор и батарайная система..................................5 Указатели поворота......................................................................................1»

Генератор переменного тока - однофазного типа.............................6Устройство автоматического выключения

Полупроводниковый стабилитронуказателей поворота.................................................................................та

и электронные регуляторы напряжения...............................................7 Звуковые сигналы..................... .....................................................................du

Генератор переменного тока -трехфазного типа..............................8 Контрольные приборы и система сигнализации..............................d 1

Выпрямители и регуляторы трехфазного типа „...................................9Система контрольных ламп -

Батареи.........................................................10выключатели, датчики и преобразователи......................................2d

Электростартер.........................-...................................................................11 Переключатели управления..........................-..............................-............23

Диностартер......................................................................................................12 Электропроводка и разъемы.............................................................dA

Реле стартера..................................................................................................13 Предохранители и реле................................................................................db

1 Введение

В какой-то мере электрооборудование присутствует на любом мотоцикле, мопеде или скутера. В большинстве случаев электрооборудование питается от батареи, обслуживающей потребности систем освещения, сигнализации и контроля машины. Зтэ Глава посвящена приборам, составляющим систему электрооборудования мотоцикла, и принципам действия этой системы. Более подробно электрооборудование рассмотрено в "Справочнике по мотоциклетным системам электрооборудования Haynes* [Haynes Motorcycle Electrical Techbook). Многим нелегко дается знакомство с электрооборудовением, и некоторые слишком рано отказываются от попыток его изучения из-за недостатка знаний в области физики. Но логичное применение нескольких основных правил облегчитпонимание системы, упростит поиск и обнаружение неисправностей в ней.

2 Электрическая цепь

Система электрооборудования любого мотоцикла состоит из множества различных цепей, которые начинаются и заканчиваются в одном и том же месте - у источника питания. В состав системы электрооборудования входит множество подсистем, их число зависит от самой машины и ее сложности. К числу основных цепей, которые можно обнаружить на большинстве мотоциклов относятся цепь стартера [кроме мотоциклов с одним кик-стартаром), цепь заряда батареи, цепь зажигания (см. Главу 3), цепь освещения, цепь сигнэлизациииконтрольныхприборов.Кчиспу прочих относятся цепь управления системой впрыска топлива, цепь управления двигателем (см. Главу 2]. цепь противоугонной системы

(встроенной или устанавливаемой дополнительно), а на ряде больших туреров - цепи подогрева, дополнительного и развлекательного оборудования (да, это несамом деле так!].

Что таков аивпь"?

Для работы любой электрической цепи должно обеспечиваться протекание электрического тока по всей цепи от источника питзнин, через приборы, обратно к источнику питания: следовательно, необходим замкнутый контур [см. рис. 10.2а. стр. 10.2). При отсутствии замкнутого контура ток отсутствует. Поскольку ток пошел отположитепьной клеммы батареи через какой-то прибор, он должен завершить цепь и вернуться на отрицательную клемму батареи, называемую "землей" или "массой". В цепях экономии пространства, проводов и разъемов отрицательная клемма батареи подсоединена к металлической раме или двигателю мотоцикла (см. рис. 10.26, стр. 105). На раме и двигателе существует множество различных точек, к которым присоединяются провода от различных приборов электрооборудования. Что касается стартера, он непосредстезнно закрепляется на двигателе, который крепится болтами к раме, поэтому рама или двигатель обр азуют собой проводник, сообщающий стартер с отрицательной клеммой аккумулятора.

Что такое электрический ток?

Электрическийток-это движение электронов через проводник. В проводнике уже присутствует множество свободных электронов, так что для движения им необходим только "насос" или источник питания (то есть генератор или батарея). Существует много способов получения электрического тока, например, использование энергии, выделяющейся при нагреве, освещении, трении, давлении, химической реакции или электромагнетизма. На мото-

циклах используются два из вышеперечисленных способов: химическая реакция [батарея) и электромагнетизм (генератор). В отличие от проводника, в изолятора отсутствуют свободные электроны, поэтому, независимо от подводимого к нему напряжения, движения электронов - следовательно, и электрического тока - не последует. Теким образом, электрический ток возникает при наличии на одном из концов проводника источника питания, который создает поток эпактронов в проводнике.Согласноодной точке зрения, электрический ток идет в направлении от отрицательного полюса к положительному, однако в большинстве схем электрооборудования, в том числа и автомобильных, всегда принимается обратное движение, от положительного полюса к отрицательному, важно понять, что батарея не создает электричество в той же мере, как и насос не создает жидкость. Электроны и жидкость уже должны там присутствовать, а батарея или насос - это просто способ приведения электронов или жидкости в движение. И если быть абсолютно точным, тона несос заставляет перемещаться жидкость, а давление, которое он создает. При наличии перепада давлений между двумя точками между ними будет наблюдаться перетекание жидкости для выравнивания давления. Разность потенциалов или электродвижущая сила (ЭДС) - это характеристика батареи, измеряемая в вольтах (поэтому разность потенциалов и ЭДС также называют напряжением), благодаря которой происходит перемещение электронов (подобно перепаду давлений в случае с насосом). Движение электронов носит название "тока" и измеряется в амперах. Величина тока зависит от двух показателей: величины напряжения (разности потенциалов или электродвижущей сипы), вызывающей ток и сопротивления (измеряемого в омах), присущего проводнику. В цепях

Глава 10

Электрооборудование




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]