страница - 66
действительности на мотоциклах неразборные элементы фар уже отошли в прошлое.
18 Указатели поворота
Все современные мотоциклы, за исключением внедорожных, оборудуются указателями поворота. На ряде больших и сложных машин есть отдельный выключатель, позволяющий одновременно включать все четыре лампы, В этом случае указатели поворота выполняют функцию аварийной сигнализации. В стандартную систему входят две пэры фонарей, реле указателей поворота [прерыватель указателеЙповорота),атакжетрехпоэи-ционный переключатель для управления системой. При наличии аварийной сигнализации добавляется еще одно репе и выключатель (см. рис. 10.1 Ва). Обычно фонари закрепляются на стержнях, которые смещают их от оси симметрии машины: это делает неправпение предполагаемого поворота более понятным для других участников дорожного движения. На машинах, закрытых обтекателем, передние указатели поворота часто вмонтированы непосредстве нно в панели обтекателя. Чтобы указатели поворотов нельзя было перепутать с прочими световыми приборами транспортного средства, их отражатель имеет желтую окраску. Реле - это устройство, обеспечивающее прерывистое включение любой пары фонарей. В Великобритании регламентируемая правилами дорожного движения частота мигания находится в предепех от 60 до 120 циклов в минуту, и эта частота принята почти во всем мире. Утрехгоэициожоговы<лючатепн, расположенного на руле, есть левое положение, при котором включены левые указатели поворота, правое положение, при котором включены правые указатели поворота, и центральное положение, при котором все указатели поворота выключены. На некоторых машинах есть устройство автоматического выключения указателей поворота (см, параграф 19).
Конденсаторные реле
Большинство систем оснащается репе кон-денсаторноготипа. Внешне репа представляет собой алюминиевый цилиндр с двумя разъемами на крышке (см. рис. 10.1 Вб, стр. 10.1 В). Внутри цилиндра расположены конденсатор, электромагнитное реле с контактами и небольшое сопротивление, Электромагнитное репе содержит две обмотки: обмотку напряжения, состоящую из нескольких тысяч витков тонкого провода и включенную параллельно, и токовую обмотку, включенную последовательно и состоящую из нескольких сотен витков более толстого провода, намотанного поверх обмотки напряжения.
При включении зажигания и нахождении переключателя указателей поворотов в центральном положении электрический ток течет через обмотку напряжения и заряжает конденсатор. При смещении переключателя указателей поворота влево или вправо через
токовую обмотку, контрольную лампу и лампы указателей поворота ток начинает утекать на массу. Этого небольшого тока достаточно, чтобы зажглась контрольная лампа, однако на этом этапе две лампы указателей поворота остаются выключенными, Электрический ток, протекающийчерезтоковуюобмотку.выаывает магнитное поле, которое притягивает якорь к сердечнику, размыкан контакты. Размыкание контактов приводит к прерыванию подачи питания к реле, при этом происходит разряд конденсатора через обмотки, что позволяет удерживатьконтакты в разомкнутом состоянии и выключать лампы указателей поворота. Как только конденсатор разрядится (его емкость определяет продолжительность погасания ламп указателей поворота), контакты снова замыкаются.
До тех пор, пока конденсатор не зарядится снова, электрический ток в двух обмотках протекает во встречном направлении. Это означает, что магнитное поле отсутствует, контакты остаются замкнутыми, а лампы указателей поворота зажигаются в результате протеканиячерезнихтокаотбатэреи.Помере заряда конденсатора ток, проходящий, через токовую обмотку, прекращается, и контакты
Рис. 10.1 Ва Цепь указателей поворота
размыкаются снова. При этом подача литания к реле и лампам указателей поворота прекращается, и цикл повторяется, Принцип действия конденсаторного репе можетпокаэатьсн достаточно сложным, нооно предназначено для работы при больших перепадах напряжения и воздействии вибрации, которые в противном случае могли бы повлиять на частоту миганий. Этого влияния избегают за счет использования конденсатора для управления частотой включения реле.
Биметаллическое реле
Широко распространенной альтернативой конденсаторному реле служит биметаллическое реле с двумя биметаллическими пластинами. Биметаллические пластины состоят из двух соединенных между собой разнородных металлов (обычно медь и сталь), и представляют собой тонкую ленту (см. рис, 10.18b, стр. 10.19]. При нагреве пластины различие в коэффициента линейного расширения этих двух металлов заставляет пластину изгибаться. В биметаллическомреле две пластины установлены с небольшим зазором, а на их свободных концах находятся контакты реле.
В данном примере второе реле применяется для прерывистого включения всех четырех ламп одновременно с целью использования ихвка честве аварийной сигнализации.
На одну пластину намотана обмотка напряжения, представляющая собой множество витков проволоки с высоким сопротивлением, один конец этой обмотки подключен кклемме, а другой к одному иэ контактов реле. На другой пластиненамотана токоввн обмотка, представляющая собой незначительное количество витков проволоки с высоким сопротивлением, концы токовой обмотки аналогичным образом подсоединяются ко второму контакту и второй клемме.
При включении указателей поворота электрический ток проходит по обмотке напряжения, которая нагревается и начинает изгибать биметаллическую пластину (см. рис. 10.18г]. При замыкании контактов загораются лампы указателей поворота, ток перестает течь по обмотке напряжения - вместо этого он проходит по токовой обмотке. По мере охлаждения первой пластины она начинает выпрямляться, а вторая пластина нагревается и начинает изгибаться. В результате этого контакты
резмыкаются, и лампы гаснут. Затем процесс повторяется до тех пор, пока переключатель указателей поворота не будет установлен в центральное положение.
Полупроводниковые реле
На современных мотоциклах часто встречаются полностью электронные реле. В них для создания прерывистыхимпульсов используется мультивибратор, затем эти импульсы через усилитель поступают на реле, которое включает
■Сопротивление
Рис. 10.186 Устройство, внешний вид и принципиальная схема реле конденсаторного типа
и выключает пампы указателей поворота [см. рис. 10.18д, стр. 10.20). Длнуправления включением указателей поворота вместо реле в некоторых системах используется силовой канальный транзистор.
19 Устройство автоматического выключения указателей поворотов
Это устройство обычно встречается на автомобилях, где угол поворота рулевой колонки больше 360 градусов обеспечивает простоту механизма привода автоматического устройства. Применить такое устройство на мотоцикле гораздо сложнее. Устройства автоматического выключения указателей поворота устанавливались из многие мотоциклы в80-х годах, но сейчас они практически не применяются.
Напрашивается простое решение - использовать для мотоциклетного устройства автоматического выключенияукэзателей поворота какой-либо таймер, который выключал бы указатели поворота после прохождения определенного промежутка времени. Такая система неплохо работает при обгоне или поворотах, когда отсутствует необходимость ждать. Однако, если водитель попадает в "пробку", где ему приходится ожидать
МедьСталь Медь/Степь
</виметаппические*ш Г
AtlL
При возрастании температуры медь расширяется больше, чем сталь
Биметелли ческие пластины
Клеммы
Алюминиевый цилиндр
, Токовая обмотке
Рис. 10.18в Принцип действия и устройство биметаллического реле
Биметаллические пластины
Направление изгиба/Л
при нагреве—WT—
Шматке напряжения
13-вольтовая { батарея I г>-1
Эпектричвсквя чвпь указателей повороте
Переключатель включен - левея пластина начинает изгибаться
Левая пластина охлаждается и выгибается обратно «■
Ток, протекающий через пампы указателей поворота
При замкнутых контактахПравая пластина изгибается вправо, а запевая плестина охладилась Контактытем, после размыкания контактов, изгиба-Правая пластина и >-юаа начинает изгибаться размыкаютсявтся обратно, в направлении левой пластины - начинает изгибаться в направлении правой пластины
Контакты замыкаются - через токовую катушку течет ток к пампам
Контакты размыкаются - и цикл повторяется снова
Рис. 10.18г Принцип действия электрической цепи указателей поворотов с биметеллическим реле
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]