страница - 69
путем включения соответствующей контрольной пампы на приборной панели [см. рис. 10.22и, стр. 10,25), У выключателя есть два контакта: один из них - подвижный, а другой -неподвижный; при выключенном двигателе давление в системе смазки отсутствует, контакты замкнуты, и датчик замыкает цепь на массу через двигатель, при атом горит лампа аварийного давления масла. После запуска двигателя давление масла начинает возрастать, в результате чего подвижный контакт отходит от неподвижного, и датчик размыкает цепь; при этом лампа аварийного давления масла гаснет, Цепь лампы аварийного давления масла обычно состоит из источника питания, лампы и выключателя, при смыкании контактов которого цепь замыкается на двигатель, а следовательно, и на массу.
Датчики уровня жидкости
Датчики уровня жидкости - это выключатели поплавкового типа, предназначенные для оповещения опадении уровня жидкости путем включения соответствующей контрольной лампы на приборной панели. У датчика есть пара контактов, один из которых зафиксирован неподвижно, а второй, подвижный, располагается на основании поплавка. При падении уровня контакты смыкаются, соединяя контрольную лампу с массой. Датчики уровня масла обычно встречаются в масляных баках двухтактных двигателей [см, рис. 22.10к, стр. 10.25), в четырехтактных двигателях обычно полагаются на датчик давления, установленный непосредственно в двигателе. Исключением из правил являются четырехтактные модели компании Yamaha, на которых в нижней части поддона устанавливается датчик уровня масла. Похожие устройства раньше использовались для оповещения водителя о низком уровне тормозной жидкости или электролита.
Датчики и преобразователи уровня топлива
Для точной индикации остающегося в баке топлива применяется преобразователь поплавкового типа в совокупности с указателем уровня топлива (см. рис. 10.22л, стр. 10.25). Поплавок, закрепленный наконце проволочного рычага, может перемещаться вверх ипи вниз вместе с уровнем топлива. При этом рычаг воздействует на переменный резистор, который называется реостатом. Реостат состоит из многочисленных витков проволоки с высоким сопротивлением, навитых на плоскую шину. Лепесток подвижного контакта скользит по виткам, изменяя, таким образом, общее сопротивление цепи.
На указателе уровня нанесена шкапа, отка-либрованнаятак.чтобыприполномбакеисоот-еетствуюшем ему сопротивлении цепи стрелка располагалась напротив метки "FULL" ("ПОЛНЫЙ*). При изменении сопротивления по мере расходования топлива происходит пропорциональное ему смещение стрелки.
Датчик уровня топлива представляет собой выключатель, работающий по "репейному" принципу. Контакты датчика включают лампу аварийного уровня топлива на приборной панели, которая загорается тогда, когда в баке остается определенное количество топлива. Датчики уровня топлива обычно располагаются в нижней части топливного бака, Для предотвращения мерцания лампы аварийного уровня топлива при прохождении поворотов, резком ускорении ипи торможении они зачастую подключаются через резистор.
Датчики и преобразователи температуры охлаждающей жидкости
Мотоциклы с жидкостной системой охлаждения оснащаются указателями температуры, а иногда и лампеми аварийной температуры жидкости.Указателемтемпературыуправляет преобразователь, называемый термосопро-тивпением, сопротивление которого зависит от изменения температуры. Изменение температуры отображается на указателе, шкала которого откалибрована таким образом, чтобы при холодном двигателе и соответствующем этойтемпературесопротивлениицепи стрелка располагалась напротив метки "С". При изменении сопротивления по мере увеличения температуры происходит пропорциональное ему смещение стрелки. Лампа аварийной температуры двигателя используется для оповещения о превышении температуры двигателя. Иногда она используется наряду с указателем, но там, где критичны пространство и вес, используется только пампа. Датчик лампы аварийной температуры двигателя такой же. как и у аналогового преобраэователятемпературы, но в данном случае он работает по "релейному" принципу.
23 Переключатели управления
Управление различными приборами системы электрооборудования осуществляется при помощи основного выключателя (замка зажигания) в сочетании с двумя блоками выключателей, расположенными с обеих сторон руля.
Выключатель зажигания
Замок зажигания объединяет в себе аэункции основного выключателя питания и элемента системы безопасности, поскольку только владелец ключа зажигания может включэть и выключать машину. Замок зажигания обычна содержит устройство механической блокировки, вдвигающее стержень в рулевую колонку так, чтобы руль было невозможно повернуть.
Сейчас большинство замков зажигания оснащаются специальной системой, носяшей название "иммобилайзера". Для включения цепей питания стартера и зажигания этой
системе требуется сигнал, вырабатываемый импульсным передатчиком, расположенным в ключе зажигания. Сигнап фиксируется приемником в корпусе замка зажигания. Замок эажиганияуправляетподачейпитанияв цепи системы электрооборудования. Кроме того, работа некоторых цепей зависит от положения ключа. Например, на большинстве машин есть стояночное положение замка зажигания. Если замок находится в этом положении, то можно включить габаритный и задний фонари, а затем выташить ключ из замка эажигания.призтом система зажигания и все прочие цепи будут выключены, а рулевая колонка забпокируется.
Блок подрулавых выключателей
Переключатели бывают различными в зависимости от типа и модели машины, но в основном они подразделяются на кнопки не-фиксируюшегося типа (кнопки стартера, звукового сигнала исигнала дальним светомфар), клавишные или поворотные выключатели, а также кнопки фиксирующегося типа [для включения указателей поворота и световых приборов).
Проблем, которые иногда возникают с выключателями, можно легко избежать, если уделять им немного внимания. Большинство отказов выключателей возникает из-за коррозии контактов, которая зачастую вызвана водой, попадающей в выключатель при плохой погоде. Выключатели (и многочисленные разъемы системы электрооборудования) можно сделать практически непроницаемыми для воды, если заполнить их силиконовым смазочным материалам. Учитывая стоимость замены блока выключателей при полном его повреждении, стоит это сделать, поскольку выключатели обычно невозможна купить отдельно. При необходимости можно восстановить работоспособность системы электрооборудования поспепопаданиявнееводы.если на места, подверженные коррозии, рэспы-ливать аэрозоль типа WD40 ипи ему подобный.
24 Электропроводка и разъемы
Провода и разъемы
Различные отдельные электрические приборы и системы связаны между собой сетью проводов, которые объединяются вместе и формируют собой жгут. Размер каждого провода определяется протекающим по нему током, а результате этого большинство проводов на мотоцикле оказываются достаточно тонкимии гибкими, Незначительное число проводов гораздо мощнее, например, провод стартера или кабель, соединяющий массу рамысмассой двигателя.
Каждый провод состоит из множества тонких проволочек из чистой меди, заключенных в гибкую пластиковую изоляционную оболочку. Эту же аЬункцию может выполнять один толстый проводник, на в результате провод будет
довольно жестким, его будеттрудно сгибать, и он будет склонен к обрыву. Изоляция окрашивается с целью облегчения распознавания отдельных проводов, Вдобавок ко многим неповторяющимся поцветупроводэм есть еще большее количество проводов, у которых на фонеосновногоцветаприсутствуетпопосаили линия по всей его длине. В различных местах проводки провода соединяются между собой или со всевозможными электрическими приборами. На более старых машинах это осуществлялось при помощи отдельных плоских или цилиндрических разъемов,но нэ современных моделях используются более совершенные многоканельные блочные разъемы. Обычно на них присутствует метка, которая при соединении указывает на правильное положение, так что риск соединить разъем неправильно невелик. Нэ многих больших машинах сложность системы электрооборудования потребовала взаимосвязи некоторых цепей для сохранения разумных размеров электропроводки, Такое объединение можетпривести к возникновению
обратных токов между цепями, Для того, чтобы не допустить этого явления, в жгутах электропроводки установлены диоды, которые работают как обратные" клапана, допуская протекание тока через них только в одном направлении. Иногда диоды вмонтированы в жгут, и поэтому могут быть незаметными. В иных случаях электрооборудование содержит небольшие нерззборные диодные блоки, которые включаются в систему через два или три блочных разъема.
Монтажные и принципиальные схемы электропроводки
Монтажные схемы представляют собой изображение системы электрооборудования и служат для определения пути прокладки каждого отдельного проводника в системе, что позволяет понять, к каким приборам он подключается и через какие разъемы проходит, При поиске неисправностей монтажные схемы могут быть весьма полезны, поскольку можно определить начальные и конечные точки цепи;
Н23946
Рис, 10.25а Перегоревший предохранитель можно определить по обрыву его нити
при этом нет необходимости вручную прослеживать пупзпрокладки проводапо самой машине, С первого взгляда они могут показаться несколько запутанными, но после тщательного изученияипримененияосновных правил, упомянутых в параграфе 2, они становятся абсолютно понятными. Обычно вся
Рис. 10.256 Предохранитель со штекерными реэъемами, или Рис. 10.25в Предохранитель со стеклянным корпусом вставной предохранитель
Рис. 10.25г Предохранитель с керамическим корпусомРис. 10.25д Реле штекерного типа обычно объединяются в
блоки реле
схема электропроводки машины изображается на одном листе, при этом приборы распо-пагаются на своихоб ычных мастах. то есть фара - спереди, левые указатели поворота - слева, а правые-спреваитд Иногда, монтажная схема может быть разделена и представлена в виде отдельных цепей - зажигания, стартера, зарядки, освещения и контрольных приборов, □дна из существующих проблем связанастем, что производители часто пользуются своими собственными обозначениями приборов электрооборудования, отличающимися не только от других производителей, но и от стандартов. Например, символ, используемый одним производителем дпя обозначения батареи.может полностью отличаться оттого, что используется другим, поэтому полезно привыкнуть и запомнить всевовможные обозначения.
Кроме того, монтажные схемы отображают работу блока выключателей [то есть какие провода соединяются при переключении выключателя из одного положения в другое], следовательно, можно выполнить проверку работоспособности выключателя, используя контакты разъемов проводов, идущих от него. При этом не требуется разбирать сам выключатель,
Расположение проводов особенно важно, поскольку оно должно исключать возможность попадания эпектропроводки между подвижными деталями и не должно препятствовать перемещению органов управления. Дпя этого перед монтажом все провода и изоляционные трубки нарезаются в отрезки определенной длины, потому что они предназначены для
установки в конкретном месте машины. Если их установить в другое место, то они могут оказаться слишком длинными или слишком короткими. При излишней длине возможно резкое перекручивание или изгиб провода, которые могутспужить причиной повреждения провода или уменьшения подвижности жгута. При недостаточной длине провода он может вытянуться, порваться или перетереться, если он располагается в непосредственной близости от металлического кронштейна. Это крайне нежелательна, поскольку при повреждении изоляции провод может соприкоснуться с металлическимиэпементами рамы и вызвать короткое замыкание на массу. При этом в лучшем случае сгорит предохранитель, а в худшем - будут повреждены электронные приборы или разрядится батарэя.
25 Предохранители и реле
Прад охранители
Предохранители предназначены дпя защиты электрических иепей от перегрузок и коротких замыканий [см. рис. 10.25а. стр. 10.27]. Плавкие предохранители относительно дешевы и широко доступны. Существует множество различных видов предохранителей, но все они работают по одному и тому же принципу [см. рис. 10.25бг, стр. 10.27). В корпусе предохранителя располагается проволока - нить, рассчитанная под определенный ток. При превышении током, поступающим к некоторомуприбору, установленного значения плавкий предохранитель перегорит
(т.е. нить внутринегорзсппавитсяиоборвется). и прибор будет обесточен. Тем самым удается избежать повреждения самого прибора. Дпя удобства эксплуатации плавкие предохранители объединяют в блоки.
Рале
По существу, репе - это электромагнитный коммутатор, служащий для включения и выключения цепи,вкоторойпротекаетбольшой ток. Управление репе осуществляется при помощи цепи управления, которая подключена к выключателю на руле, и ток, протекающий в ней, горездо меньше. Преимущество использования реле состоит в том. что исчезает необходимость подводить большой ток, а следовательно, и толстый провод непосредственно к выключателю. В противном случае жгуты электрооборудования были бы тяжелыми, громоздкими и способствовали бы большому педениюнапряженин.Прииспольэованиирепе провода, подводящие большой ток, можно сделать максимально короткими, Реле используются для коммутации питания в цепях стартера (см. параграф 13). фары, вентилятора обдуеа радиатора, топливного насоса, выключателя боковой подставки, а также в цепях электронного контроля и управления.
У реле присутствуют пронумерованные контакты, которые подсоединяются непосредственно к разъемам электропроводки или вставляются в разъемы блока репе. Блок содержит множество различных рапе, подобно блоку плавких предохранителей (см. рис. 10.25д, стр. 10.27).
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]