Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 71

3

Зазор в клапанах

Зазор между штоком клапана и коромысла или между купачком распредвала и толкателем, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Иэмерениеирегулировка зазоров в клапанном механизме производится при закрытыхкпапанах на холодном двигателе. Необходимо обеспечить оптимальный зазор в клапанах, поскольку слишком маленький зазор при прогреве двигателя приведет к неполному закрытию клапанов и скорому их прогоранию, а слишком большой зазор будет причиной повышенного шума при работе двигателя. Неправильный зазор также влияет на работу двигателя на холостом ходу.

Заклинивание

Заедание двух подвижных частей, вызванное избыточным давлением, температурой или отсутствием смазки, а чаше всего сочетанием этих трех факторов. Иногда называется прихватом.

Замок (сухарь]

Кольцеобразное устройства, обычно состоящее из двух сегментов, для расклинивания детали на стержне, валу, шпинделе и т,д. Применительно к мотоциклам, встречается на клапанах и амортизаторах и позволяет обеспечить самофиксацию опорной тарелки пружины относительно штока амортизатора или стержня клапана.

Зацепление

Сопряжение зубьев шестерен и подобных им изделий. Шестерни, которые все время вращаются вместе, независимо от того осуществляется через них привод или нет, называются шестернями с "постоянным зацеплением".

Защитный рукав

Гибкое раэиновое цилиндрическое уплотнение (обычно гофрированное) снаружи телескопических и прочих подвижных соединений, служащее для предохранения сопряженных узлов.

Звездочка

Зубчатое колесо, используемое в цепной перадаче.

Земля (масса, заземление)

Отрицательная клемма батареи или часть возвратной цепи через массу. Соединение с массой или землей. По определению- нулевой потенциап (напряжение).

Зубчатое колесо (шестерня)

Деталь, чаще всего круглой формы, с зубьями для передачи вращения ответной шестерне, тех же или отличных форм и размеров.

И

Ibfft

Фунт на фуг. Английская единица измерения крутящего момента.

Ibfin

Фунтна дюйм, Английская единица измерения крутящего момента, Используется применительно к узлам, где присутствует очень низкий крутящий момент.

Сокращенное название интегральной схемы.

Игольчатый подшипник

Подшипник, составленный из множества закаленных роликов небольшого диаметра, обычно разделенных сепаратором. Часто применяется в местах недостаточной смазки.

Изолятор

Материал или деталь, снижающие теплопередачу или не проводящие электричество,

Импульс

[количество движения, импульс сипы]

Стремление движущегося объекта продолжать движение [см. инерция].

Инерция

Свойство материи, согласно которому она остается неподвижной или совершает равномерное прямолинейное движение дотехпор. пока не будут приложены внешние силы. См, Импульс.

К

Келильное зажигание

Преждевременное воспламенение смеси, происходящее до появления искры на свече зажигания. Вызвано воспламенением от раскаленных частей камеры сгорания.

Канал

Строго говоря, полость и ли отверстие, но также используется для обозначения продувочного канала в двухтактном двигателе.

Карбюратор

Прибор для смешивания топлива с воздухом в соотношении, необходимом для формирования горючей смеси при различных скоростях и нагрузках двигателя.

Карданная передача

Способ передачи вращения заднему колесу от трансмиссии,

Картер двигателя в сборе

Обозначение составляюшихкартерадвигателя и всех узлов, содержащихся в нем.

з-к

Картер (кривошипная камере)

Конструктивно-прочный отсек, в котором располагается коленчатый вал, Вне зависимости от количества цилиндров двигателя, в большинстве мотоциклетных конструкций картер выполняется в виде двух незеркальных половин, вместе образующих пару.

Каталитический нейтрализатор

Устройство в выпускной системе ряда мотоциклов, которое преобразует некоторые токсичные компоненты отработанных газов в вещества, менее вредные для окружающей среды.

Качающаяся паре

Склонность некоторых поршневых двигателей кобраэованиютакогосочетания перемещения П.Д. М „ при котором происходит раскачивание машины.

Кик-стартер

Рычаг для запуска двигателя, приводимый в действие ногой,

Киловольт

Одна тысяча вольт, сокращенно обозначается кВ.

Кинетическея энергия

Энергия, связанная с движением тела, а не с его положением.

Клапан

Устройство, при помощи которого можно управлять расходом жидкости или газа за счет открытия, закрытия или частичного прикрытия подвижным элементом одногоилинескольких каналов или отверстий. В головке цилиндра применяются впускные и выпускные клапаны тарельчатого типа.

Клапанный механизм

Узлы, представляющие собой механизм привода клапанов.

Клин

Заклинивающее устройство. Часто применяется в муфтах стартера.

Клинообразный ремень

Гибкий ремень, имеющий клинообразное сечение, Обычно имеет резинотканевую основу,

Коленчатый вал

Кованый узел, использующий принцип эксцентрика [кривошипа] для преобразования воэвратнотюступательногодвиженияпоршней двигателя во вращение.

Колесная база

Расстояние междуосями переднегои заднего колес.

Коллектор

Элемент вращающегося якоря, по которому скользят щетки, позволяющий отбирать электроэнергию, вырабатываемую в якоре.

Колодка

Жесткая деталь, служащая для прижатия к другой детали. Иногда, как в случае с тормозными колодками, покрытая фрикционным материалом.


Конденсатор

Электрический прибор способный накапливать заряд и очень быстро разряжаться. Способствует уменьшению искрообразования между контактами традиционной [контактной] системы зажигания,

Коническая шестерня

Шестерня с наклонными зубьями, Пэра таких шестерен позволяет осуществлять привод под углом девяносто градусов.

Конический роликоподшипник Стальные ролики такого подшипника выполняются не цилиндрическими, а коническими, в результате этого такой роликоподшипник может воспринимать не только большую радиальную, но и осевую нагрузку.

Конический штифт

Металлический палец, сведенный на конус, устанавливаемый в две [или более) детали до заклинивания в отверстии и фиксации всех деталей между собой.

Контактный прерыватель

Электрический коммутатор, обеспечивающий коммутацию тока, создающего поле в первичной обмотке катушки зажигания. При резком прерывании этого тока происходит быстрое нарушение магнитного потокавнутри катушки зажигания, приводящее к образованию тока высокого напряжения в ее вторичных обмотках.

Конусность

Уменьшение диаметра по мера продвижения по длине детали.

Концентрический

Принадлежащий общему центру.

Коренной подшипник

Главный подшипник [ки], на котором устанавливается деталь. Однако в основном этот термин используется исключительно для коленчатого вала.

Коробка передач

Агрегат, содержащий узлы трансмиссии, который служит для изменения перадаточного отношения. Даже тогда, когда вместо шестерен используются коротк ие цепи и звездочки, а также другие способы изменения переде-точного отношения, все еще применяется термин коробка передач".

Коромысло

Детель. ш арнир но закрепленная посере дине и передающая воздействие с одного конца на другой во встречном направлении. Коромысла могут передавать кактянущее.такитолкаюшее воздействие. У некоторых коромысел [например, в ряде клапанных механизмов) качающееся движение как таковое отсутствует, при этом они закреплены шарнирное одного конца и не передают движение во встречном направпании.

Коронное зубчатое колесо Для мотоциклов, у которых привод заднего колеса осуществляется при помощи карданного вала, большее из двук зубчатых колес в паре редуктора [или главной передачи). Меньшее называется шестерней.

Косоэубые шестерни

Зубья косоэубых шестерен расположены под небольшим углом к оси вращения. При работе таких шестерен уровень шума существенно ниже, чем у прямозубых передач. Обычно используются в первичной передаче.

Коэффициент

Численное значение, используемое для перевода какого-либо параметра в другую систему (например, из градусов Фаренгейта в градусы Цельсия),

Крестообразный клапан

Вращающийся клапан, который располагается над цилиндром и управляет как процессам выпуска отработанных газов, так и впуском свежей смеси в четырехтактном цикле. Позволяет достигать высок ихстепенай сжатия, обеспечивает превосходный расход горючего и хорошую детонационоустойчивость.

Крыльчетка

Приводное устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор для усиления естественного термосифонного эффекта. Обычно представляет собой насос центробежного типа.

Кулачковый [копирный] диск

Плоская или слегка изогнутая пластина с газами, в которьи могут пере мешаться цлфты для преобразования вращательного движения в поступательное, например, для привода механизма переключения передач [по такому принципу выполнены вилки и диекпереключения передач, при помощи которых изменяют передаточное отношение коробки передач).

Л

LCD

Сокращенное обозначение жидкокристаллического индикатора [ЖКИ).

LED

Сокращенное название светодиода. LT [Низковольтный]

Термин, применяющийся по отношению к электрической цепи от источника питания до первичной обмотки катушки зажигания.

Лепестковый клепан

Клапан, функционирующий подобно лепестку, который открывается и закрывается под воздействием давления. Сохраняет работоспособность при крайне высоких скоростях.

Литраж

Объем двигателя, ипи объем, вытесняемый поршнем.

Лямбда зонд

Датчик, устанавливаемый в выпускную систему для измерения содержания кислорода в отработанных газах (коэффициента избытка воздуха).

Люфт

Величина перемещения между узлами, находящимися в зацеплении, когда один из них зафиксирован. Обычно используется в отношении зубьев шестерен.

м

Магнетизм

Свойство, которым обладают некоторые материалы, выражающееся в способности притягивать или отталкивать в зависимости от полярности. Имеет некоторое сходство с электричеством.

Магнето

Автономный прибор для получения искры, содержащий первичную и вторичную (НТ) обмотки ине требующий внешнего источника питания.

Масло с двумя маркировками [универсальное, всесевонноа месло) Масло, вязкость которого лежит в широких пределах (например, 10W40), Буква W относится к зимним условиям, следовательно, вязкость масла меняется от SAE10 при низких температурах до SAE40 при высоких,

Масло с единственной маркировкой

Масло, вязкость которого находится в пределах, заданных SAE для масел с единственной маркировкой.

Месляное охлаждение

Использование масла в качестве хладагента для отвода тепла от нагретого узла в окружающую сраду [в атмосферу или в более холодную часть двигателя).

Масляный насос

Устройство с механическим приводом, служащее для распределения мэспз по четырехтактному двигателю ипи нагнетания масла в двухтактном.

Маховик

Вращающаяся деталь значительной массы и радиуса, применяющаяся для сглаживания импульсов и накопления энергии.

Механизм газораспределения

с одним верхним распредвалом (SOHC)

Механизм газораспределения, в котором привод впускных и выпускных клапанов осуществляется через коромысла от одного верхнего распредвала.

Минус на массе

Использование массы [рамы] мотоцикла в качестве отрицательного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме отрицательный или минусовой вывод батареи присоединен к массе.

к-м


Мокрая гипьаа

Гильза, расположенная в блоке иипиндровтак. что внешняя поверхность гильзы оказывается в непосредственном контакте с охлаждающей жидкостью.

Мокрый картер

Традиционная системе смазки четырехтактного двигателя, при которой масло хранится в поддоне, привинченном к нижней части картера.

Момент

Крутящее усилие относительно вала, измеряемое в Н • м, кгс • м или Ibf ft Используется для обозначения усилия затяжки, необходимого для обеспечения требуемой плотности соединения.

Моноамортиэатор

Единственный пружинногидравлический элемент подвески, связывающий рычаг или систему рычагов подвески с рамой.

Моноблочная конструкция

Двигатель и трансмиссия, выполненные в виде адиногоаграгэтэираспопагэющиесявобщам картере.

Мощностной диапазон

Область частот вращения, в которой двигатель вырабатывает действительно полезную мощность, в отличие от скоростей вне этого диапазона, при которых мощность двигателя значительно ниже.

н

Нагнетатель

Насос для увеличения количества смеси, подаваемой в двигатель. На сленге • наддув.

Несос

Устройство для нагнетания в контур масла, охлаждающей жидкости или топлива под высоким давлением.

Натяжной ролик

Колесико, находящееся в непосредственном контакте сцепью или ремнем и расположенное между центрами звездочек или шкивов. Применяется для регулировки натяжения приводной цепи или ремня.

Не железосодержащий (цветной) Сплав, который на содержит железа.

Необслуживаемая батарея (MR

Герметичная батарея, не трабуюшая доливки электролита или дистиллированной воды,

Неподрессоренные массы

Все, что не опирается на подвеску мотоцикла (то есть колеса, шины, тормоза, главная передача и нижняя (подвижная) часть подвески).

Нижние [боковые) клепаны (SV)

Схема газораспределительного механизма, при которой клапанный механизм располагается не сверху, а сбоку от цилиндра.

Нижняя головка шатуна

Большая головка шатуна, сопряженная с пальцем кривошипа (шатунной шейкой коленчатого вала). В сопряжении нижней головки шатуна с коленчатым валом обычно используются подшипники скольжения (вкладыши] или подшипники качения с сепаратором.

Нижняя мертвея точке (НМТ)

Используется для обозначения крайнего нижнего положения поршня в цилиндре.

Нить накаливания

Проволока, обладающая электрическим сопротивлением, раскаляющаяся при пропус-кении через нае соответствующего электрического тока, и. как следствие, вырабатывающая свет.

Н • м (Ньютон на метр)

Единица измерения крутящего момента.

НМТ -см. Нижняя мертвая точка,

О

Об/мин

Единица измерения частоты вращения. Обмотке

Витки провода, намотанные на сердечник для создания магнитного поля или получения электричества.

Обод

В случае колеса - часть, на которую устанавливается шина.

Объем

Пространство, заполненное газом или жидкостью, обычно измеряется в кубических сантиметрах (куб.см.].

Объем камеры сгорания

Пространство внутри камеры сгорания при нахождении поршня в верхней мертвой точке с учетомпоповины объема резьбового отверстия свечи зажигания.

Однолроводнан схема с использованием массы

Электрическая цепь, в которой в качестве второго провода выступает масса мотоцикла, по который электрический ток возвращается в батарею,

Одометр

Счатчик пройденного расстояния, Октан

Бесцветный.воспламеняюшийсяугпеводород, который является составной частью топлива (бензина).

Октановое число

Число, определяющее количество октана в топливе. Используется как показатель стойкости топлива к детонации. Чем больше октановое число, тем выше детонаиионостой-кость топлива.

Ом

Единица измерения электрического сопротивления. 1 ом (сопротивление) - 1 вольт (напряжение]/1 ампер (ток),

Опережение зажигания

Смещение момента искрообразования от ВМТ при повышении частоты вращения двигателя. Осуществляется механически (ATU) на двигателях ранних конструкций или с помощью электронного блока управления зажиганием на более поздних двигателях.

Опорная поверхность

Рабочая поверхность поршня, подшипника, прокладкиит.д..которая воспринимает осевую нагрузку и воздействие трения.

Оребрение

Многочисленные тонкие, но широкие пластинчатые выступы. Применяется для отвода тепла. Часто ребра используются для усиления, а иногда и в качестве декоративных элементов.

Ось

Вал. на котором вращается колесо. Также -неподвижный стержень, относительно которого деталь вращается или качается по дуге.

Отдача

Резкий возврат пружины в исходное статическое положение при ее освобождении.

Отношение

Относительная степень сравнения двух вещей в количественном понимании. Часто приводится в виде дроби, в основании которой находится единица. См. Передаточное число и Степень сжатия,

Очистка

Удаление, в частности отработанных газов из цилиндра или масла из поддона двигателя с сухим картером.

п

PSI

Английская единица измерения давления, сокращение для фунтов на квадратный дюйм.

Падающий поток

Применительно ксистемам впуска двигателя -уклон впускного тракта, в том числе и карбюраторе, вниз.

Паразитная шестерня

Шестерня, устанавливаемая между двумя

другими, для обеспечения одинакового

направления их вращения. П, ш. не изменяет

передаточное отношение между этими

шестернями.

Перевернутые вилки (вилки перевернутого типе)

Подвижные наконечники [нижниетрубы] такой вилки зажимаются в траверсах, а к неподвижным трубам (стойкам) крепится оськолеса. По сравнению с традиционными, вилки такого типа обладают меньшей наподрессоренной массой и большей жесткостью конструкции,

м-п




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]