Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 72

Передаточное число

Отношение скоростей врэшения любой пары сопряженных зубчатых колес или звездочек, определяемое из числа их зубьев. Например, передаточное отношение каждой пары шестерен в коробке передач или общее передаточное отношение трансмиссии.

Передняя вилка

Телескопические трубы, которые содержат пружины и амортизаторы и используются в качестве передней подвески мотоцикла. У традиционных вилок внешние трубы располагаются внизу, соединяются с колесной осью и играют роль подвижного наконечника, перемещающегося по внутренним трубам, которые в верхней части фиксируются в траверсах, См. также Перевернутые вилки.

Переключатель

Устройство для замыкания или размыкания электрической цепи, обычно с механическим приводом.

Перекрытие клапанов

Промежуток времени в углах поворота коленчатого вала, при котором одновременно открыты впускной и выпускной клапана,

Переменный ток

Электрический ток с переменными полярностью и напряжением, периодически полностью меняющий свое направление. Ток такого типа вырабатывает генератор переменного тока [альтернатор]. Часто используется сокращение "а.с." [по аналогии с постоянным током, "d.c."].

Перемычка

Выпуклый участок между двумя пазами [например, между канавками под кольца в поршне).

Петлевая продувка Шнурлв

Схемапродувки.испопьзуюшейсявдвухтактных двигателях с плоскими поршнями. Поступающая смесь направляется продувочным каналом таким образом, что делает петлю в верхней части цилиндра вдоль головки и спускается вниз к выпускномуканапу. вытесняя остатки отработанных газов.

Печатная схема

Дорожка для протекании электрического тока, нанесенная на изоляционный материал. Используется вместопроводов для соединения необходимых выводов. Печатная плата [РСВ] содержит множество печатных схем,

Плавкий предохранитель

Электрическое устройство, защищающее цепь от случайной перегрузки. Чаще всего предохранитель содержит низкоплавкий металлический элемент, расчитанный на перегорание при определенном электрическом токе и прерывание цепи,

Планетарный редуктор

Система шестерен, в которой зубчатые колеса (от двух и более) вращаются вокруг центрального зубчатого колеса, Встречается в ряде трансмиссий и приводах стартера.

Плоская головка

Головкацилиндра без искривленных внутренних контуров. С такой головкой встречаются механизмы газораспределения тиле sv или ohv,

Плунжерный насос

Масляный насос, состоящий из плунжера, поступательно перемещающегося в камере с окнами.

Плюс на массе

Использование массы [рамы] мотоцикла в качестве положительного проводника в цепи. Иными словами, при такой схеме положительный, ипи плюсовой, вывод батареи присоединен к массе.

Пневматический

Использующий или имеющий отношение к воздуху или другому газу,

Подвеска

Конструкция, обеспечивающая гибкую связь между колесами и рамой для сглаживания неровностей поверхности дороги, служащая для повышения комфортабельности при езде. В подвесках широко используются пружины и гидравлические амортизаторы. См. Телеско-пическея вилка и Амортизатор.

Подвижный наконечник

Деталь, которая перемешается поступательно, На передней телескопической вилке - под-вижная [нижняя] труба вилки, которая скользит снаружи ипи внутри верхней неподвижной трубы.

Поддон

Резервуар, полость или емкость для избыточной жидкости, Съемный отсек в нижней части четырехтактного двигателя, в котором содержится масло.

Подрамник

Задняя часть рамы мотоцикла, на которой располагаются сиденье, задний фонарь и электрические приборы. Часто подрамник выполняется съемным относительно основной рамы.

Подшипники

Применяются между двумя рабочими поверхностями для предотвращения износа деталей и снижения тепловыделения, Обычно вмотоцик-лах используются подшипники четырех типов: подшипники скольжения, шарикоподшипники, конические роликовые подшипники и игольчатые подшипники,

Положение поплавка

Высота, на которой поплавок располагается в поплавковой камере, определяющая уровень топлива.

п

Полярность

Электрическое состояние полюса: или положительный, ипи отрицательный.

Поплавковая камере

Элемент карбюратора, служащий для стабилизации уровня топлива, вне зависимости от давления топлива, поступающего из бака самотеком или нагнетаемого насосом. Для управления топливоподающим клапаном используется поплавок.

Поплавок

Плавучий предмет. В карбюраторах используется для поддержания постоянного уровня топлива за счет открытия и закрытия топливо-подающего клапана. Также применяется в датчикахуровня жидкости,

Поршень

Деталь, перемешающаяся в цилиндре, которая служит для его уплотнения и воспринимает или передает давление.

Поршень с плоской головкой

Поршень, верхняя часть которого выполнена плоской, в отличие от поршнай с вогнутой или выпуклой головкой.

Поршневой палец

Палец, посредством которого поршень присоединяется к малой головке шатуна. Обычна изготавливается из стали и проходит термообработку в виде цементации, Одна из наиболее нагруженных опор двигателя.

Порядок работы цилиндров

Порядок, в котором происходят вспышки в цилиндрах двигателя, иначе говоря, последовательность рабочих ходов, начинающихся с первого цилиндра.

Посадка с натягам [плотная посадка}

При такой посадке размер внутренней из двух сопрягаемых деталей выполняется таким, чтобы он был немного больше, чем у внешней детали. При запрессовке внешняя деталь обжимает внутреннюю, и вместе они образуют монолитное соединение.

Постоянная характеристика

Такая характеристика пружины, при которой одинаковое увеличение нагрузки приводит к одинаковому изменению ее длины. Крометого, такие пружины называют пружинами постоянного шага, Противопоставляется пружинам с прогрессивной характеристикой или упругим элементам, составленным из нескольких пружин различной жесткости.

Постоянный магнит

Магнит, сделанный из стального сплава, который долго сохраняет магнитные свойства, в отличие от мягкого железа и электромагнитов.

Постоянный ток

Электричество постоянной полярности, которое может быть постоянным и липеремеьшм по величине. Вид электричества, которое вырабатывает генератором постоянного тока или накапливает батарея. Противопоставляется переменному току.


Поступательно движущиеся массы

Масса деталей, которые перемещаются поступательно. В случае поршня и шатуна к ним относят массу поршня, колеи и поршневого па льиа. а также половину массы шатуна.

Предварительное перемешивание

Способ смазки раннихдвухтактных двигателей, при котором моторное масло смешивается с бензином в топливном баке в определенном соотношении. Смесь маспа с топливом иногда упоминается как бензомасляная смесь.

Предварительное поджатие (подвески)

Степень сжатия пружины в ненагруженном состоянии. Предварительное поджатие можно изменять при помощи газа, прокладок или механического регулятора. Определяет дорожный просвет при движении мотоцикла.

Приводной вал

Любой вал, используемый для передачи вращения. Обычно встречается при упоминании главкой передачи мотоциклов с карданным валом.

Приводной ремень

Зубчатый ремень, используемый на ряде мотоциклов для передачи вращения заднему колесу. Кроме того, приводной ремень применяется для привода распредвалов. Обычно приводные ремни выполнены из кевлара.

Прилив

Локальное утолщение определенного участка детали, обеспечивающее увеличение прочности.

Принцип энерголередачи

Принцип действия системы зажигания, в которой при замкнутых контактах прерывателя происходит нарастание поля в обмотках генератора переменного тока. В таких системах размыкание контактов приводит к резкому возрастанию тока во внешней обмотке катушки зажигания, преобразующей входное низкое напряжение в высокое, которое подводится к свече зажигания.

Пришабривание

Механическая обработка, в процессе которой удаляется минимальное количество металла с целью выправления или выравнивания поверхности.

Прогрессивная характеристика

Такая характеристика пружины, при которой одинаковое увеличение нагрузки приводит к постепенному уменьшению величины, на которую она сокращается. См. Постоянная характеристика и Составная пружина.

Продувочный канал

Канал в двухтактном двигателе, через который свежая смесь поступает из кривошипной камеры в цилиндр.

Прокладка

Любой тонкий мягкий материал-обычно пробка, картон, асбест или мягкий металл, устанавливаемый между двумя металлическими поверхностями для обеспечения надежного уплотнения. Например, прокладка гоповкиципиндра уплотняет сопряжение блока и головки цилиндров.

Промежуточный вел

Вал. расположенный пераллелько главному валу в коробках с прямой высшей передачей. На промежуточном валурасположены шестерни, вводимые в зацепление с шестернями главного вала для изменения передаточного отношения.

Противовес

Груз, устанавливаемый наколенчатом валу для уравновешивания масс поршня и шатуна.

Пружина

Деформируемый элемент, который допускает перемещение и обеспечиваетпринудительное возвращение. В качестве упругой среды может использоваться металл, раэина или даже газ.

Р

Рабочий (исполнительный] цилиндр

Участок гидравлического привода, воздействующий на исполнительный механизм. Применительно к тормозной системе часто упоминается как суппорт.

Радиатор

Устройство для отвода тепла. Тепло от разогретого маспа или охлаждающей жидкости отводится в атмосферу через радиатор с большой площадью поверхности, установленный в воздушном потоке.

Радиус кривошипа

Величина смешения пальца кривошипа от оси коленчатого вала. В традиционных двигателях равна половине хода.

Реэрежение

Величина уровня частичного вакуума во впускном коллекторе.

Рама закрытого типа

Тип рамы, в которой нижние трубы охватывают двигатель.

Распредвал

Кулачковый вал, служащий дпяпреобрззования вращательного движения в линейное перемещение. В основном применяется для привода клапанного механизма на двигателях с тарельчатыми клапанами.

Расточка цилиндра

Удаление изношенной поверхности цилиндра с цепью создания новой рабочей поверхности. Получаемый в результате расточки диаметр цилиндра будет больше, чем прежде и называется "ремонтным размером". Следовательно, после расточки необходимо устанавливать поршни и кольца соответствующего ремонтного размера.

п-р

Ресширительнея камера

Часть выпускной системы двухтактного двигателя, предназначенная для увеличения КПД и мощности двигателя

Регулятор

Прибор для поддержания зарядного напряжения генератора в пределах заданного диапазона.

Реле

Электрический прибор, служащий для коммутации в цепяхбопьшого тока при помощи вспомогательных цепей низкого тока. Репе используется для коммутации большого тока, например, в цепи стартера. Избавляет от необходимости использования длинных проводов большого сечения и выключателей большой мощности, устанавливаемых на руле.

Ременной привод

Привод, осуществляемый посредством ремня. Наиболее часто встречается в приводе газораспределительного механизма и трансмиссии, иногда используется для передачи вращения заднему колесу.

Ремонтный размер

Тармин, применяемый в отношении размеров поршней и колец, используемых для установки после ресточки цилиндра,

Роликовый подшипник

Подшипник, в котором нагрузку несут не шарики, а ролики. Ролики работают по специальным беговым дорожкам иудерживэются на расстоянии друг от друга сепаратором. Обычно ролики изготавливаются из стали и подвергаются термообработке.

Роторный

Способный вращаться. Двигатель, главные узлы которого вращаются, а не перемещаются поступательно.

Рулевая колонка

Часть рамы, служащая опорой для вращения стержня рулевой колонки, связывающего руль с передним колесом.

Ручка газа

Вращающаяся рукоятка справой стороны руля для управления дроссельной заслонкой [ами]. Приводится в действие при повороте на себя.

Рычаг подвески

Деталь, шарнирно связанная с рамой в задней части мотоцикла. К рычагу подвески крапится заднее колесо и элементы задней подвески,

Рычажный механизм подвески

Узлы, связывающие рычаг подвески и амортизатор таким образом, чтобы обеспечить прогрессивную или возрастающую характеристику подвески.


С

SAE

Сокращенное название Общества Инженеров Автомобилестроителей. Числа по SAE формируют собой систему классификации смазочных масел в зависимости от степени вязкости при заданных температурах,

Самовоспламенение

Явление, очень похожее на детонацию, при котором происходит самопроизвольное воспламенение части топливовоздушной смеси, находящейся в отдаленных зонах камеры сгорания, При столкновении внутренних и внещнихфронтов пламенипроисходит звонкий металлический стук, который также называют детонационным.

Свеча зажигания

Устройство для создания электрической дуги [искры] между двумя электродами, расположенными в камере сгорания.

Свечной колпачок

Колпачок, надеваемый на свечу зажигания, который передает высокое напряжение от катушки и высоковольтного провода к свече. Кроме того, коппачок часто содержит поме-хоподавительное сопротивление.

Свободныйход

Величина перемещения до начала действия механизма. Запаздывание между начальным приложением силы и фактическим перемещением, вызванное ослаблением в соединениях или группе деталей, Например, расстояние,на котороесмещаетсятормозная педаль до начала действия заднего тормоза.

Седло клапана

Часть головки цилиндра, на которую опирается рабочая фаска клапана и по которой происходит его уплотнение. Большинство седел выполняются съемными или подвергаются восстановлению.

Сектор

Деталь селектора, обычно с зубьями.похожими на зубья шестерен, служащими для привода. Сектор внешне представляет собой четверть круга[90 градусов), Встречается в механизмах переключения передач и кик-стартера.

Серная кислота

Жидкость [электролит), использующаяся в свинцово-киспотных батареях. Ядовитая и чрезвычайно агрессивная,

Сжатие

Уменьшение размеров объема. В отношении двигателей этоттерминобычно употребляется для описанинпроиесса сжатия свежего заряда в цилиндре при движении поршня к ВМТ.

Система впрыска топлива

Топливоподаюшая система с электронным управлением составом топливовоздушной смеси, Топливо подается во впускные каналы двигателя [непрямой, распределенный, моновпрыск) или непосредственно в цилиндры (непосредственный впрыск]. При этом управление осуществляется на основании информации о частоте вращения и режиме работы двигателя, получаемой от датчиков,

Система зарядки

Приборы, которые обеспечивают зарядку ба-тареи,аименно:генераторпераменноготокэ, выпрямитель тока и регулятор напряжения.

Система контроля

за выбросами паров топлива

Представляет собой емкость, заполненную древесным углем, которая улавливает испарения топлива из бака перед тем, как они попадутватмооферу.Обычно устанавливается на мотоциклы, предназначенные для Калифорнии [США], и сокращенно называется системой EVAP,

Система контроля сцепления с дорогой [TCS]

Электронная система контроля, которая фиксируетпробуксовывэние колеса иустраняет этот эффект за счет понижения мощности двигателя.

Система подачи вторичного воздуха

Система снижения токсичности отработанных газов. Способ активизации догорания избыточного топлива, присутствующего в отработанных газах, за счет подвода свежего воздуха в выпускную систему,

Система смазки с сухим картером

СистемасмазкичетырехтактныхдвигателеЙ.в которой масло хранится не в поддоне, а в отдельном масляном баке. Стекающее в поддон масло удаляется откачивающим насосом так. чтобы он постоянно осушался.

Скорость

Скорость, частота вращения. Мера перемещения.

Скрытая теплота

Количество подводимого тепла, необходимое для перевода вещества из твердого состояния в жидкое или из жидкого в газообразное без изменения температуры.

Смазке

Устойчивая смесь металлосодержащих моющих добавок и смазочного масла. В качестве моюших добавок используются соединения на основе кальция и пития. Служит для снижения трания между трущимися поверхностями.

Смазка на прогар

Система смазки, при которой масло теряется после единовременного подвода к рабочим поверхностям, Такая система смазки используется в двухтактных двигателях,

с

Собачка (кулачок)

Фиксатор, находящийся в зацеплении с храповиком, иногда используется для предотвращения обратного движения. При этом две детали могут соединяться или разобщаться друг от друга, Применяетсявкоробкахперадач для соединения двухшестерен, расположенных на одном валу,

Соленоид

Устройство с электрическим приводом, представляющее собой сердечник из мягкого железа, втягиваемый под действием электромагнитного поля. Обычно служит в качестве реле стартера.

Сопротивление

Электрическое сопротивление. Единица измерения - ом. Способность элемента электрической цепи проводить электрический ток, 1 ом [сопротивление) - 1 вольт (напряжение)/ 1 ампер (ток),

Составная пружина

Пружина с такой характеристикой, при которой одинаковое увеличение нагрузки вызывает неодинаковое изменение ее длины. Противопоставляется пружинам с постоянной и прогрессивной характеристикой.

Составной силовой агрегат [двигатель немоноблочной конструкции)

Силовой агрегат, у которого двигатель и коробка передач представляют собой отдельные узлы. Сравните с моноблочным двигателем.

Спица

Стержень из проволоки, один коней которого развальцован, а на другом нарезана резьба. Служит для связи обода колеса со ступицей. Жесткая, неотъемлемая часть колеса, соединяющая центр с периферией.

Стабилитрон

Электрический прибор, допускающий управляемую утечку тока на землю при превышении напряжением некого заданного уровня. Избыточный ток проявляется в виде тепла.

Статическое трение [трение покоя]

Начальное сопротивление перемещению, После его преодоления деталь перемешается существенно легче. Главным образом применяется в отношении подвесок. Не следует путать с трением сопротивления. Статическое трение существует только тогда, когда перемещение отсутствует.

Степень сжатия

Относительная величина, обозначающая степень, с которой содержимое цилиндра сжимается поршнем. Степень сжатия представляет собой отношение суммы объема цилиндра (рабочего объема) и объе ма камеры сгорания к объему камеры сгорания.

Стехиометрическое соотношение

Оптимальное отношение воздуха к топливу в химической реакции горения. Применительно к бензиновым двигателям равно 14.7. то есть 14.7 частям воздуха к 1 части топлива.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]