страница - 22
Сжимайте рычаг, не дергайте его. ЧТО ТРЕНИРОВАТЬ?
Любой профессиональный стрелок скажет, что курок не надо дергать, на него надо плавно давить. То же самое относится и к рычагу переднего тормоза. Из прошлой главы мы узнали, что газ нужно сначала открыть лишь немного, чтобы загрузить заднее колесо и увеличить пятно контакта задней шины. Тормозить надо так же - сначала несильно, чтобы переместить вес вперед, сжать переднюю вилку и загрузить переднюю шину. После этого можно тормозить решительнее. Без начального подтормаживания перемещение веса будет слишком резким. A если сжать тормоза слишком резко и агрессивно, переднее колесо сорвёт в юз прежде, чем вес успеет переместиться вперед и загрузить его. Юз переднего колеса почти всегда приводит к падению. Итак, запомните: сперва перемещаем вес вперед, потом тормозим.
ТОРМОЗА И ПЕРЕГАЗОВКА
Многие умеют тормозить, почти все умеют переключать передачи вниз, но чтобы объединить эти два навыка придется потренироваться. В конце концов, почему нужно жертвовать торможением ради понижения передачи, или напротив, ждать с переключением до конца торможения? И снова нам на помощь приходит правая рука.
Газовать нужно, когда сцепление разделяет двигатель и трансмиссию. Не надо выжимать рычаг сцепления до упора, используйте в качестве ограничителя безымянный палец. Не бросайте сцепление, отпускайте рычаг плавно и контролируемо - это может спасти вам жизнь, если вы ошибетесь с оборотами или случайно переключитесь на две передачи вниз.
Исследования показывают, что с двумя тормозами можно остановиться быстрее, чем с одним. Многие райдеры обнаружили, что нажатие на задний тормоз на долю секунды раньше, чем на передний, помогает перемещать вес вперед более плавно. Если же отвлечься от спортбайков и посмотреть на мотоциклы с более длинной базой, которые к тому же частенько перевозят пассажиров, то использование заднего тормоза не выглядит совсем уж бесполезным. В общем, потренировать правую ногу тоже не помешает.
ПОЛЬЗУЙТЕСЬ, ТОЛЬКО ОСТОРОЖНО
Ни в коем случае не относитесь к тормозной педали мотоцикла так же, как к тормозной педали автомобиля. Обычно, когда водителю кажется, что он подходит к повороту слишком быстро, он давит на педаль со всей силы, прямо-таки топчет ее. Результат известен - черный след, ведущий к обочине, и рассказы типа " нет, этот поворот надо проходить помедленнее". Легкое касание педали является хорошим способом погасить скорость перед поворотом и прямо-таки отличным способом регулировать скорость непосредственно в повороте. Почему? Да потому, что применение заднего тормоза не так резко загружает нос мотоцикла, как применение переднего. Конечно, нос загрузится, но это произойдет гораздо безопаснее.
СКОЛЬЗКО ИЛИ НЕТ?
Задний тормоз еще и отличный прибор для измерения сцепления дорожного полотна. Продавите педаль до юза при прямолинейном движении - требуемое усилие подскажет вам, насколько сейчас скользко. Я всегда проверяю полотно в дождевых поездках этим способом. Кроме того, так можно оценить свойства новой резины. Нужно только привыкнуть к поведению задней шины при торможении, даже к звуку, который она издает. Повторю - такой тест можно проводить только при прямолинейном движении с разумной скоростью и блокировать колесо только на мгновение, чтобы оно не соскользнуло вбок. И еще - чем мягче вы давите на педаль, тем больше информации получаете.
Если же вы случайно заблокируете колесо, то бороться с этим можно двумя способами. Во-первых, можно отпустить педаль тормоза до того, как заднее колесо поведет в сторону. Второй способ - руление.
Вы оставляете колесо заблокированным и гасите колебания зада рулем. Рулите так, чтобы колесо всегда смотрело прямо, тогда мотоцикл не упадет. Какой способ лучше? В аварийной ситуации вы вряд ли будете думать об усилии на педали, но в то же время тренированная правая нога реально сокращает тормозной путь. Поэтому тренируйте оба способа.
Главный закон тренировок
Если вы разгоняетесь до 120 миль в час, тренируйте торможение со 120 миль в час. Вы поймете, что останавливаться с такой скорости очень непросто. Заодно обратите внимание на длину тормозного пути, возможно это заставит вас пересмотреть свой скоростной режим.
ВСЕ О ВНЕШНИХ ФАКТОРАХ Это не только погода и трафик
Я считаю, что улучшение навыков вождения мотоцикла - это немного разговоров и много тренировок. Чтобы научиться ездить - надо ездить, и чем больше времени вы проводите в седле, тем быстрее и безопаснее вы приезжаете на работу или к финишу гонки. Теория - великая вещь, но она не сможет научить вас плавному - нажатию на рычаг тормоза при подлете к незнакомому повороту на 80 милях в час. В состоянии стресса тело должно действовать правильно, а правильные действия возможны, только если вы грамотно оцениваете внешние факторы.
Вы должны начать поездку гораздо раньше, чем выкатите мотоцикл из гаража. Гольфист много раз мысленно бьет по мячу, прежде чем замахнется клюшкой. Вы тоже должны прокрутить в голове поездку до того, как наденете куртку и шлем.
ПРОВЕРЬТЕ СКОРОСТЬ
Куда вы едете и во сколько должны там быть? Лично я дал себе обещание никогда не превышать скорость. Исключением может быть только опоздание на по-настоящему важную встречу. Советую вам перенять такой подход - глупо ведь получать штрафы за превышение скорости во время скучнейшей поездки по магистрали. Многие ездят быстро всегда, не смотря ни на что. Это плохая привычка, потому что она увеличивает количество штрафов и плохо влияет на безопасность. Нужно совсем немного штрафов, чтобы ухудшить условия страховки, попасть на контроль полиции, а то и вовсе лишиться прав. А тормозной путь с 70 миль в час гораздо длиннее, чем с 50-ти. Так что превышайте скорость, только когда торопитесь на встречу с президентом компании или на хорошо знакомой, пустой и извилистой загородной трассе.
В поездке под дождем случай играет большую роль, чем мастерство и навыки. Поэтому надо ехать медленно, наклоняться не сильно, делать все максимально плавно, надеть самую яркую одежду, избегать разметки и ни в коем случае не рисковать. Можете наслаждаться сыростью, но никогда не состязайтесь с ней.
Еще раз - не ездите быстро под дождем, не рискуйте, вы должны дожить до следующего солнечного
дня.
ХОЛОДНЫЕ ШИНЫ ПЛОХО ДЕРЖАТ ДОРОГУ
Холод делает шины жесткими, а жесткие шины плохо держат дорогу. Шины нагреваются во время использования. Жарким летним днем они нагреются быстро, потому что им поможет температура воздуха и асфальта. А холодным весенним утром понадобится проехать несколько миль, чтобы шины начали нормально работать. Всегда помните о температуре шин и не гоните, если они не прогрелись. Если вы научились чувствовать через руль поведение передней покрышки, вы сможете понять, холодная она или нет. И помните - температура шин важна не только в гонках, но и при поездке на работу.
СМЕНА ШИН
По мере износа шины хуже цепляются за асфальт, поэтому обязательно пересматривайте свой стиль вождения. Старые шины не только хуже тормозят, но и хуже поворачивают. Разные шины изнашиваются с разной скоростью, поэтому постоянно отслеживайте их состояние. Я просто в бешенство впадаю, когда слышу, как кто-то винит в падении изношенные шины - они ведь не износились за последнюю поездку, этот парень просто не обращает на них внимание.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Этот фактор столь же важен, как погода или состояние шин. Правильные партнеры делают катание по-настоящему замечательным, неправильные - по-настоящему безобразным. Если вы катаетесь с идиотами, вы будете ездить как идиот - я вам гарантирую. Возможно все закончится безобидным штрафом за превышение скорости, но, может быть, вам придётся доставать мотоцикл из кювета.
Вывод прост: никогда не катайтесь с неправильными людьми, с теми, кто выезжает на встречку, с теми, кто ездит по улицам на бешеных скоростях, с теми, кто не подчиняется правилам группы. Рано или поздно эти люди сделают вам больно.
ШИРОКИЙ ВХОД: ОТЛИЧНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ И ГРАМОТНОЕ РУЛЕНИЕ
Широкий вход позволяет дальше видеть дорогу в повороте. В случае каких-то неприятных сюрпризов, достаточно будет интенсивно оттормозиться, поскольку мотоцикл пока не наклонен. Особенно полезен широкий вход в закрытых поворотах.
Глаза - главное устройство ввода информации в мозг мотоциклиста. Широкий вход в поворот дает им возможность лучше выполнять свою работу.
Однако помните - широкий вход предъявляет повышенные требования к навыку руления, потому что вам придется быстрее укладывать байк в поворот. При раннем входе в поворот быстро рулить не нужно, иначе можно выскочить вовнутрь поворота. А вот при позднем, широком входе, быстрого руления не избежать, иначе можно просто не вписаться в поворот. Поэтому точка входа в поворот определяется не только рулевой геометрией и загрузкой байка, не только состоянием шин и длиной базы, но и вашей способностью быстро рулить.
ОТ ВХОДА ДО АПЕКСА
Апекс - это точка траектории, ближайшая внутреннему краю дороги. То есть в правых поворотах это ближайшая точка к обочине, а в левых - к осевой линии. У хорошая траектории апекс всегда поздний, то есть находится ближе к выходу из поворота. Поскольку апекс очень важен для безопасности, давайте обсудим его подробнее.
НЕСКОЛЬКО АРГУМЕНТОВ
Есть лишь несколько аргументов против езды на мотоцикле по улицам, но это очень весомые аргументы. Самый главный - угроза для жизни и здоровья, как правило исходящая от неподготовленных или невнимательных соседей по потоку. Зависимость от погоды, уязвимость перед преступниками, взаимоисключающие требования к одежде за рулем и на работе - все это меркнет перед необходимостью каждый день рисковать своей жизнью.
НАЧНИТЕ С НАВЫКОВ
Для начала научитесь как следует управлять мотоциклом, особенно тормозить. Умение останавливаться на кратчайшей дистанции рано или поздно спасет вашу жизнь. Оно так же важно, как умение распознать в потоке пьяного водителя. Исследования показали, что водители часто действуют неправильно в случае неожиданности.
Заведите привычку почаще тренировать экстренное торможение. Тренируйтесь в каждой поездке.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26]