Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 25

Если вы не потеряли сцепление с дорогой, войдя в поворот, достижение развесовки 40/60 не ухудшит сцепление, а стабилизирует его.

Посмотрите еще раз на список того, к чему приводит сброс газа. Добавляя газ вы не добавляете новых вредных сил, вы боретесь с ними. Ваша задача - начать бороться как можно раньше.

Водительская технология

Наблюдение - большинство начинающих гонщиков пытаются свешиваться и рулить одновременно. Это грубая ошибка, которая приводит к рысканью байка при входе в поворот. Одна из основных причин, по которой свешивание так хорошо работает, заключается в том, что ваше тело находится в низком и стабильном положении в момент заныривания байка в поворот. Правильный способ:

1.Займите позицию задолго то начала руления, как правило прямо перед сбросом газа или торможением.

2.Приготовьтесь к торможению, но постарайтесь устроиться поудобнее, чтобы вам не пришлось изменять ваше положение до самого конца поворота.

3.Закрепитесь на байке, прижав внешний ботинок или всю ногу к раме. Можно также прижимать колено к баку или использовать руку, расположив ее поверх бака. Можно использовать все сразу.

4.Начинайте рулить. Вы в повороте!

ПИС №2

В результате опроса, проведенного среди 8000 водителей, в классе "не желаемые условия вождения" победил ПИС №2 - слишком сильное сжимание руля . Причины для этого неосознанного действия те же, что и для ПИСа "сброс/добавление газа". И единственное сообщение, которое пытаются до тебя донести мышцы твоих рук это: пожалуйста, дай кислорода, мы голодаем.

Простой совет - расслабьтесь. Но вот выполнить его очень сложно. Если бы существовал способ как-то обмануть эти реакции, я бы вам сказал. Но такого способа нет. Единственный способ - использовать понимание.

Почему современные спортбайки выглядят именно так? Что кроется за дизайнерскими изысками? Используете ли вы все функции вашего байка?

Если ваше тело напряжено, вы являетесь причиной проблем с управляемостью. Огромное количество тюнинговых пружин, амортизаторов, демпферов, рам, шин и прочих деталей было куплено мотоциклистами, чтобы решить проблемы, которые они сами же и создают. (Конечно, хороший водитель получит преимущество при грамотном использовании тюнинга.)

Правильное использование конструктивных особенностей вашего спортбайка позволит вам пребывать с ним в согласии.

Сопротивление воздуха

Многих водителей беспокоит поток воздуха при большой скорости и они стараются покрепче держаться за руль. Туловище на скорости работает как парус. Байк даже можно повернуть с помощью встречного потока. Старайтесь держаться пониже и вы сократите сопротивление воздуха как минимум на 75%.

Езда по неровной дороге в напряженном состоянии приводит к самопроизвольному добавлению/сбросу газа. Подвеска от этого работает еще интенсивнее. Сцепление с дорогой ухудшается. Все это может привести к весьма драматичному финалу. Используйте "локтевую проверку". Если вы можете легко двигать локтями - все в порядке, вы не напряжены.

Чтобы крепко держаться, нужно держаться за что-то. Внутренняя по отношению к повороту ручка руля - самое удобное место. Проблема в том, что байк в результате контр-руления начинает двигаться наружу поворота, если вы прикладываете усилие к внутренней ручке. Старайтесь держаться с помощью ног, и проблема исчезнет сама собой. Лучше при этом еще и опираться руками на бак.


При свешивании в высокоскоростных поворотах колено работает как парус. Ветер пытается развернуть вас на байке. Старайтесь держаться пониже, а колено - поближе к мотоциклу.

Свешивание.

Неправильное выполнение свешивания - когда водитель опирается на руль при перемещении тела с одной стороны байка на другую - приводит к рысканью, особенно если байк ускоряется. Используйте для опоры внешнюю ногу, прижатую к баку.

Байк трясется при ускорении - после поворота и/или когда дорожное покрытие неровное. Значит вы слишком сильно вцепились в руль. Не забывайте про правильную работу газом - плавное и равномерное добавление газа невозможно, если вы слишком крепко держитесь.

Чем сильнее вы сжимаете руль, тем больше вам передается вибраций от двигателя. Во-первых, это утомляет руки. Во-вторых, вам кажется, что вы едете быстрее, чем на самом деле и/или что двигатель работает на больших оборотах, чем на самом деле.

Аналогично, вы чувствуете каждое срабатывание подвески. Чем сильнее напряжены руки, тем больше кажутся кочки и сильнее рысканье.

Почему некоторые гонщики любят правые повороты и не любят левые, а некоторые наоборот? Отгадка проста - в нелюбимых поворотах водитель напрягается сильнее и, значит, проходит их хуже.

Напряженная посадка, неровности дороги и сопротивление воздуха заставляет ваш шлем и голову совершать небольшие колебания. Перед глазами все расплывается, шея болит. Чем сильнее вы пытаетесь держать голову, тем хуже.

Если вы слишком сильно держитесь за руль и вообще напряжены при вождении, вы становитесь причиной одиннадцати нежелательных эффектов. Возможно, вы встретитесь со всеми ними в одном повороте. ПИС №2 запускает цепную реакцию неправильных действий. Располагайтесь поудобнее, тогда ваша посадка облегчит вам управление байком. Вам не нужно сражаться с самим собой. Используйте подножки при смене посадки на мотоцикле. Это сведет к минимуму воздействие на руль, и, кроме того, вы будете меньше уставать.

Наиболее распространенный занос - занос задка, когда заднее колесо " сносит" и мотоцикл "разворачивает". Большинство водителей не понимают, что байк компенсирует такой занос автоматически.

Когда заднее колесо сносит, переднее движется в ту же сторону - в сторону заноса. Основная часть мотоцикла движется наружу поворота и переднее колесо поворачивается ровно на угол, необходимый для стабилизации движения. Эта полезная особенность поставляется с каждым мотоциклом совершенно бесплатно. Когда заносит задок автомобиля, передние колеса поворачиваются внутрь поворота, тем самым усиливая процесс. Чтобы научиться водить машину по скользкой дороге, нужно научиться поворачивать колеса в сторону заноса. Но мотоцикл - совсем другое дело. Когда байк начинает сносить и срабатывает ПИС №2, водитель с хорошей реакцией и сильной спиной оказывается в опасности. Если он сможет удержать руль от поворота в сторону заноса, мотоцикл начнет разворачивать вокруг точки соприкосновения передней шины с дорогой. Только в отличие от машины, которую просто развернет, в данном случае это приведет к хайсайду.

Множество небольших заносов стали причиной больших неприятностей. И все из-за ПИС №2. В такой ситуации лучше быть слабым и медленным. Лично я, когда впервые столкнулся с этой ситуацией, просто оцепенел (тоже один из ПИСов). Потом я заметил, что мотоцикл не делает ничего плохого. Так я осознал способность мотоцикла к самокоррекции. Для мотокроссменов это главное средство в повороте.

Комбинация ПИСов

Сброс газа (ПИС №1) и жесткое удержание руля (ПИС №2) вместе составляют смертельный дуэт. Если при заносе вы сбросите газ, мотоцикл тут же нащупает сцепление с дорогой и распрямится. Это -первый шаг к хайсайду. Если вы осознаете ситуацию и успеете отреагировать, ничего страшного не


произойдет - байк немного потрясет, и все. Причем, чем меньше вы закроете газ, тем устойчивее будет байк.

Самое простое решение проблемы сноса передка - добавить газ, разргузив перед. (Как вы помните, идеальная развесовка - 40/60). Попытка исправить положение поворачивая руль приведет к тому, что я видел по телевизору. Когда передок сносит, а вы пытаетесь вернуть руль в "нормальное" положение, получается не что иное как контрруление, что приводит к еще большему наклону байка. Если же вы позволите байку делать то, что ему хочется, вы решите много проблем. Кроме того, когда сносит переднее колесо, байк замедляется, следовательно он распрямляется, потом выравнивается, и продолжает прописывать поворот. А это как раз то, что вам нужно. Вообще говоря, сносы переднего или заднего колеса чаще исправляются гонщиком, чем нет.

Пытаясь удержать при торможении вес в районе бака и уменьшая тем самым усилие на руле, вы достигаете двух вещей: (1) заднее колесо остается на земле (при очень сильном торможении) немного дольше и (2) у передней подвески остается больший запас хода, она лучше отслеживает неровности, а значит улучшается стабильность и сцепление с дорогой.

Посадка в поворотах

Многие водители остаются напряженными и после торможения. Тогда верхняя часть тела стремится двигаться вперед под воздействием замедления величиной в 0,2-0,3 G, продолжая избыточно нагружать перед. До 100 лишних фунтов перемещается вперед, вместо того, чтобы остаться в районе бака, т. е. на 24-36 дюймов ближе в заднему колесу. А все потому, что вы забыли расслабиться.

Плавный газ

Еще одно преимущество расслабленной посадки появляется как только вы начнете ускоряться. Если вы уже расслаблены, вам не нужно перемещать эти 100 фунтов назад. Поэтому изменение развесовки становится более плавным с самого начала ускорения. Это приносит огромную пользу, поскольку ваша цель - развесовка 40/60 - достигается значительно быстрее. Расслабляйтесь сразу же после окончания руления. В идеальном случае, вы должны расслабиться, как только шины "схватились", т.е. в момент достижения желаемого угла наклона.

Если вы приподниметесь с сиденья во время вобблинга или сноса, это позволит байку самостоятельно стабилизироваться, поскольку вес будет приложен ниже. Чем меньше вес тела болтается, тем быстрее байк стабилизируется.

Подвеску можно настроить на разные трассы. Неправильная посадка

сведет все на нет. Держаться расслаблено и позволить мотоциклу работать - вот лучший способ избежать неожиданностей и настроить подвеску. Кроме того, если вы считаете мотоцикл непредсказуемым - вы потакаете ПИСам и культивируете неверие в собственные силы.

Вы не можете применять контрруление, если ваши руки напряжены. Будь готов. Будь расслаблен.

Контрруление. Два волшебных слова. Контр: активное противодействие, противоположность, противопоставление. Руление: смена направления движения. Получается, контр-руление -это смена направления движения противоположным образом. Все просто. Вы едете прямо и решаете повернуть, скажем, направо. Для этого вы поворачиваете руль налево. Байк едет направо. Мало кто готов принять такой метод сразу. Почти все в этом мире работает наоборот - потяни или толкни что-то вправо и оно движется вправо, нужно влево - толкай влево.

Мотоцикл в движении достаточно стабилен. Чем быстрее вы едете, тем труднее поворачивать. Чем больше угол наклона вилки, тем легче поворачивать и наклонять байк.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26]