Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 5

начинается движение мотоцикла. Старайтесь избегать пробуксовки сцепления - это приводит к повышенному износу дисков.

«Яеду!!! Ура!!!» ... примерно такие мысли будут у Вас в голове. И это действительно клёво. Нус ... едем ... хорошо!!! Старайтесь ехать со скоростью 20-25 км/час. Теперь плавно закрываем газ, выжимает сцепление и плавно тормозим передним или задним тормозом свесив ноги для остановки. Так ... Вы остановились ... поздравляю!!! Несколько раз потренируйте троганье/остановку. Очень важно почувствовать сцепление, газ и тормоза Вашего мота!!!

Трогаемся ещё раз ... едем ...пока ещё на первой передаче ... а ехать на первой может быть сложно из-за высокой чувствительности двигателя на малейшие изменения газа. Так что надо немного разогнаться (примерно до 2/3 оборотов) и переключиться на вторую передачу. Для этого быстро сбрасываем газ, одновременно выжимаем сцепление и приподнимаем рычаг переключения скоростей вверх. Убедитесь, что Вы нормально переключились на вторую, а не воткнули неитралку- [N]. В противном случае Вы дадите газу, что повысит обороты двигателя, и, поняв что попали на неитралку попытаетесь ещё раз щёлкнуть вверх ... и рискуете услышать неприятный скрежет в коробке передач. В такой ситуации прежде чем с неитралки втыкать вторую передачу подождите пока обороты двигателя понизятся. Теперь сцепление можно отпускать немного быстрее, но газ добавлять всегда плавно. Запомните: для переключения на повышенную передачу (с 1-й на 2-ю или с 3-й на 4-ю) двигаем рычаг вверх; на пониженную - вниз.

Ну вот ... уже едите на второй!!! Молодец!!! ... Но вот беда - прямо по курсу конец площадки со зловещим бордюром!!! Во первых - никакой паники!!! Всё что надо сделать - это снизить скорость плавным уменьшением газа (но не закрывайте его полностью) и использованием переднего тормоза (при необходимости) и начать поворачивать в ту сторону, где больше места. Первые повороты старайтесь проходить на низкой скорости и подальше от бордюров, что бы понять с каким усилием и как надо рулить - «Тише едешь, дальше будешь».

Поворачивать на мотоциклах сложнее, чем кажется!!! При повороте рычаг сцепления не трогаем ... коробка передач на второй, газ ровный и чуть-чуть открыт!!! И ни в коем случае не тормозим в повороте!!! Использование заднего или переднего тормоза во время наклона мотоцикла может привести к его падению. Всегда оттормаживайтесь в вертикальном положении, перед поворотом!!!

Так ... поворот прошли успешно ... значит выходим на прямую и начинаем небольшой разгон. Когда обороты двигателя достигнут отметки 5-6 тыс. то можно переключиться на 3-ю передачу, если размер площадки позволяет Вам это сделать. Готовьтесь к следующему повороту как можно раньше, так как Ваша скорость выше, чем при первом повороте. Итак, начинаем замедляться плавным закрытием газа и притормаживаем передним тормозом. Через 3-4 секунды переключитесь с 3-й на 2-ю передачу - со сцеплением работаем быстрее, ручку газа не трогаем (при переключении вниз надо бы делать перегазовку, но об этом потом). На 2-й передаче байк сильней замедлится и когда скорость будет казаться Вам не сильно высокой, то начинаем поворот ... опять в ту сторону, где больше места. В идеале повороты желательно проходить с небольшим ускорением чуть-чуть добавляя газу, но для начала будет достаточно и ровного газа.

Если бордюр уже близок и Вы понимаете что скорость всё ещё высока для входа в поворот, то не пытайтесь тормозить и рулить, чтобы вписаться и пройти поворот. Лучше оттормаживайтесь держа байк прямо до полной остановки, так как в наклоне при использовании тормоза (как говорилось выше) байк может просто выскользнуть из-под Вас.

При остановки не трогаем рычаг сцепления вплоть до почти нулевой скорости (байк будет замедляться более эффективней при включенной передаче, точно так же как и на автомобилях). Хотя на некоторых мотоциклах при торможении коробкой без выжатого сцепления двигатель может просто заглохнуть. Тогда выжимайте сцепление пораньше. Можно нарисовать стоп линию на Вашей тренировочной площадке (или выбрать трещину в асфальте для определения таковой) и потренируйтесь останавливаться перед ней (как будто это стоп линия на перекрёстке).

Сцепление выжимается при подъезде к стоп линии (3-5 метров). Можно попытаться воткнуть неитралку, но если это затруднительно (сложно с непривычки держать под контролем равновесие, давление на рычаг


тормоза и работу левой ноги по переключению передач), то сделать это можно после полной остановки мотоцикла.

Желательно с самого начала приучить себя при выполнении поворота перемещать стопу внутренней (по отношению к повороту) ноги чуть назад и опираться на подножку носком, а не серединой стопы. По мере совершенствования своих навыков Вы будете закладывать мотоцикл в поворотах всё круче и круче. Так вот, на многих (в основном спортивных) мотоциклах при ощутимом наклоне можно запросто носком зацепить дорожное полотно, что может привести к травме и даже к падению. Обратите внимание на мотоциклистов во время прохождения поворотов в кольцейношоссевых гонках по телевизору - все они перед наклоном байка перемещают стопу назад и опираются на подножку только носком.

Покатайтесь так и потренируйтесь переключать скорости, тормозить и поворачивать как влево, так и вправо. Необходимо помнить о важности поворотников . Учитесь с самого начала их включать перед совершением поворота и выключать после его завершения. Поворотники придуманы не для красоты, а предназначены для оповещения других участников движения о Ваших манёврах. Не стоит думать, что раз Вы движетесь на мотоцикле, то вы круче и быстрее всех. Это самая распространённая ошибка новичков. При выполнении каких-либо манёвров на дороге всегда пользуйтесь поворотниками и зеркалами !!! Взгляд в зеркала заднего вида даст информацию о том, что происходит у Вас за спиной. И поглядывайте в зеркала каждые 5-10 секунд. «Лётчиков» на крутых тачках (как машинах так и мотоциклов) хватает на дорогах и ситуация за Вашей спиной может поменяться за несколько секунд. Поэтому во время тренировок учитесь пользоваться поворотниками и смотрите в зеркала перед выполнением поворотов или перестроением. И ещё желательно перед самим манёвром бросить короткий взгляд через плечо, так как имеется «слепая зона» и часть дороги скрыта от Ваших глаз при взгляде в зеркала.

И так, последовательность действий, которые надо отработать до автоматизма:

1)Перед посадкой на мотоцикл провести визуальный осмотр мотоцикла, открыть топливный краник;

2)Сесть на мот и убрать подножку;

3)Завести двигатель и дать ему немного прогреться;

4)Включить первую скорость, плавно отпустить сцепление и начать разгон;

5)Переключайтесь вверх; ... держите скорость ровной; ... начните замедляться плавным закрытием газа и переключением вниз с перегазовкой (смотри далее как её делать);

6)Включите указатель поворота, посмотрите в зеркало заднего вида и бросьте короткий взгляд через плечо (взгляд через плечо может спасти Вашу жизнь, это на самом деле так);

7)Совершите поворот, отключите поворотник, бросьте контрольный взгляд в зеркало (не зацепили Вы кого-нить в повороте ©)

8)Начните небольшой разгон, далее сброс скорости и торможение до полной остановки;

9)Перед тем, как слезть с мотоцикла не забудьте поставить его на подножку !!!

10)Закрытие топливного краника (если необходимо).

Ещё раз заострю внимание на последовательности действий при выполнении поворота или перестроении:

*) заблаговременно включить указатель поворота (за 3-4 секунды до выполнения манёвра); посмотреть в зеркало; взгляд через плечо; выполнить намёвр; выключить поворотник; контрольный взгляд в зеркало.

Как говорилось выше - взгляд через плечо однажды (а может и много раз) спасёт Вам жизнь. А забытый мигающий указатель поворота может ввести в заблуждение других участников движения и привести к ДТП, так что старайтесь про них не забывать и сразу после поворота или перестроении нажмите на кнопку поворотника и сигнал отключиться (поз.16 рис.1).

Немного хочу сказать про подножки для парковки мотоцикла. Некоторые мотоциклы оборудованы боковыми подножками, некоторые центральными, а некоторые имеют оба варианта. Так же на некоторых мотоциклах есть датчик положения боковой подножки, который остановит работающий двигатель при попытки проехаться с неубранной подножкой. Так что не удивляйтесь если Ваш мотоцикл вдруг заглох после включения первой передачи - возможно у Вас как раз такой вышеописанный вариант. Иметь центральную подножку - это хорошо и удобно. Например смазывание цепи из аэрозольного балончика при парковки мотоцикла на центральной


подножке не представляет никаких трудностей - заднее колесо находится в воздухе и при неитральной передачи свободно вращается вместе с цепью. Но вот поставить мотоцикл на эту самую подножку ... не так-то просто с первого раза и требуется знание техники выполнения этого «приёма». Желательно попросить друга подстраховать Вас и встать с правой стороны мотоцикла. Удерживайте мотоцикл вертикально обеими руками держа руль стоя слева как перед посадкой. Носком правой ноги слегка надавите на боковой выступ подножки (см. рисунок) пока обе стороны «подковы» не упрутся в землю. Убедитесь что мотоцикл стоит строго вертикально и руль смотрит прямо. Если на Вашем мотоцикле есть сзади дуга для пассажира как на фото справа, правой рукой возьмитесь на неё сбоку. Теперь надо одновременно всем своим весом надавить носком правой ноги на выступ (как будто Вы поднимаетесь на ступеньку с отрывом левой ноги от земли), левой рукой потянуть руль на себя, а правой рукой потянуть вверх и назад. Если не получилось, значит не весь свой вес перенесли на выспут ... ну или просто веса в Вашем теле маловато © . Ну и прежде чем поставить мотоцикл на подножку (центральную или боковую) убедитесь что поверхность под мотоциклом достаточно прочная. В противном случае подножка может просесть в мягком грунте и байк упадёт.

Хотел бы упомянуть интересную особенность мотоцикла - он едет туда, куда ты смотришь !!! От сюда вытекает основное правило мотоциклистов - «Смотри туда, куда хочешь ехать (или где хочешь оказаться)». Это означает что при движении не смотри себе под колёса или на бампер впереди движущегося грузовика. Если заметил открытый люк на дороге, кирпич или лужу солярки - ищи пути объезда. В противном случае может произойти так называемая «фиксация взгляда» и ты окажешься именно там, где тебе быть не хотелось. Спроси любого мотоциклиста - он подтвердит мои слова. Значит сразу учись при движении на мотоцикле смотреть туда, куда тебе надо ехать.

Вот примерно такие моменты надо тренировать.

Через несколько таких тренировок чувствовать себя Вы будете гораздо уверенней © . И тогда нужно будет преступить к освоению важного приёма - интенсивного торможения.

Так вот, идеальное торможение происходит примерно так (спасибо Maxie Max panins@online.ru за

перевод):

Ты постепенно нажимаешь на рычаг переднего и на педаль заднего тормозов одновременно и с примерно одинаковой силой - это первая фаза торможения. Часть массы при сжатии передней подвески переносится вперед, и твои руки немного сгибаются.

Теперь приотпускаешь или отпускаешь полностью задний тормоз и плавно (!) увеличиваешь давление на передний; передняя шина приняла на себя большее или даже все сцепление с дорогой. В этой фазе пропорция распределения тормозного усилия может достигать соотношения 100 / 0. Помни, что если она в области 85/15, то ты используешь тормозную силу своего мотоцикла не полностью.

Скорость гасится, и сила, которую ты прилагаешь к тормозам и шинам, уменьшается (количество энергии мотоцикла пропорционально квадрату скорости). Передняя подвеска распрямляется. (Если торможение было экстренным, именно в этот момент ты переводишь дыхание и произносишь коротенькую молитву-благодарение). Ослабляешь усилие на переднем тормозе во избежание блокировки переднего колеса на малой скорости - и вновь увеличиваешь давление на педаль заднего тормоза.

Даже если ты оттормаживаешься со 160 км/ч, все равно последние метры (или сантиметры?), которые ты проезжаешь на 10 км/ч - это движение на малой скорости, и поэтому непосредственно перед остановкой желательно пользоваться только задним тормозом. Поэтому в заключительной фазе торможение происходит по формуле 0 / 100.

Главное правило - не дай колёсам заблокироваться!!! Если блокировка наступила - сразу же приотпусти рычаг тормоза!!!




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26]