страница - 8
Глава 7. Физическая подготовка
Езда на мотоцикле сильно отличается от езды на автомобиле. В нашем случае во время движения на байке основное, что надо постоянно делать это визуально контролировать ситуацию: состояние дорожного полотна, поведение на дороге участников движения, а так же следить за ситуацией в придорожной полосе (дети, пешеходы, собаки и т. д.). Тут основным органом чувств являются глаза. Имеются несколько рекомендаций в случае если Ваше зрение не 100% и в нормальной жизни Вы носите очки. Если нет возможности заполучить лазерную операцию по коррекции зрения, то, желательно, обзавестись контактными линзами, так как при аварии есть вероятность повредить глаза разбитым стеклом от очков. Да и носить очки в интегральном шлеме не очень удобно.
Периферийное зрение очень важно для мотоциклистов и его можно развить при помощи выполнения не
сложных упражнений, описанных ниже.
(из книги НикаЙенача. "Техника спортивной езды").
Выполните следующие упражнения, чтобы оценить свое периферийное зрение и выполняйте их почаще, чтобы его улучшить.
1.Идите по тротуару, глядя строго вперед, и считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для всех мотоциклистов, потому что учит собирать информацию (считать трещины) не отрывая взгляд от дороги.
2.Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнения полезно для тех, что часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляд от дороги.
3.Постарайтесь посмотреть фильм, глядя в угол экрана телевизора. Это научит вас лучше ездить в группе. Вы сможете сфокусироваться на дороге перед ведущим байком, отслеживая его положение периферийным зрением.
4.Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает научиться быстро усваивать информацию, что особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо. Вы должны научиться видеть как можно больше за минимальное время. Конечно, если обернуться и не спеша все рассмотреть, вы увидите больше, но есть ли у вас такая возможность в плотном трафике?
Выполняйте эти четыре упражнения почаще и ваше периферийное зрение улучшится, а вместе с ним улучшатся и ваши навыки вождения
Ещё хорошее упражнение по укреплению мышц глаз, которое я сам часто делаю, так как по работе много приходится сидеть за компьютером.
• Поставьте ладони друг к другу и переплетите пальцы рук. Теперь необходимо выпрямить и сомкнуть оба указательных пальца; так же выпрямите и сомкните большие пальцы образовав прямой угол между указательными и большими пальцами. Должен получиться «пистолет» (который часто держит в руках Mr.Bean © ). Пойдите на балкон или подойдите к окну (при условии, что там можно смотреть вдаль), поставьте локти рук на подоконник, обопритесь подбородком на большие пальцы, а носом слегка касайтесь поднятых вверх указательных. Кончики указательных пальцев должны быть на уровне глаз или чуть ниже. Ну а теперь выполняйте само упражнение: попытайтесь сфокусироваться на кончиках указательных пальцев и старайтесь удержать взгляд как можно дольше; теперь расслабьте взгляд и посмотрите как можно дальше; через 3-4 секунды опять
сфокусируйтесь на кончиках пальцев, задержите взгляд на 3-4 секунды и снова посмотрите вдаль. Выполнение этого упражнения по 3-4 минуты хотя бы несколько раз в неделю значительно поможет укрепить Ваше зрение, говорю из личного опыта.
Ну и хотел бы порекомендовать время от времени посещать тренажёрные залы и уделять внимание укреплению мышц торса (особенно спины), рук и ног. Если у Вас «хилая» спина, то Вы постоянно будете «висеть» на руле, что очень не желательно!!! Как я упоминал выше, Ваши руки не должны быть напряжены: руль - это не штанга!!! При правильной посадке локти должны свободно двигаться, т.е. Вы не должны опираться на руль всей своей массой. Тут хорошая сильная спина очень важна. Даже если в спортзал ходить нет возможности, то очень простое упражнение можно выполнять и дома:
• Лягте животом на пол (предварительно подложив под таз большое полотенце или маленькую
подушечку - для уменьшения давления на лобковую кость), ступни ног необходимо заблокировать (можно попросить кого-нить подержать или сесть на голени; использовать выступ кровати или дивана как упор) и начните подъём корпуса вверх (как бы «прогиб назад») как можно выше используя только мышцы спины. Руки при этом можно держать по бокам (если такое упражнение тяжеловато для Вас); за головой или рядом с ней для увеличения нагрузки. Выполняйте 3-4 подхода по максимальному количеству раз. Через несколько регулярных тренировок Вы заметите, что теперь получается прогибаться значительно больше и выполнять большее количество повторений. Не ленитесь!!! Крепкая спина - это ещё и красиво!!!
И делайте небольшой комплекс упражнений перед каждой поездкой, особенно если ехать придётся долго. Медленно наклоните голову влево-вправо несколько раз, сделайте несколько медленных круговых движений головой; сделайте несколько вращательных движений руками и наклонов туловища вперёд-назад и влево-вправо; покрутите тазом и сделайте несколько приседаний - всё это увеличит приток крови к мышцам, которые будут почти неподвижны во время движения на мотоцикле. Если затекают руки, то используйте моменты остановок на светофорах чтоб их немного размять. И если во время долгого путешествия начинает накатывать усталость - «сделай паузу, скушай Twix», т.е. остановись на обочине или, ещё лучше, возле кафешки минут на 5-10, немного походить, или попрыгать для восстановления кровообращения в ногах и спине, да и стаканчик горячего кофе или чаю тоже не помешает!!! Лучше потратить пять минут на сугрев и восстановление подвижности на обочине, чем потом долгие недели на послеаварийную реабилитацию в больнице.
И последнее что я хотел бы порекомендовать включить в список физических упражнений - тренировку кувырков («ха-ха» скажут многие). Часто при шгшае (перелёте через руль, например в результате лобового столкновения или из-за сноса заднего колеса с последующим выпрямлением мотоцикла) и выполнения «полёта шмеля» (как часто говорят ©) человек будет лететь кубарем по поверхности. Вот тут умение правильно кувыркаться и группироваться будет очень полезным.
Глава 8. Советы «Бывалых»
Далее я собрал советы «бывалых» (полезные и бесполезные ©) которые, хочется надеется, помогут Вам при использовании мотоцикла в своей жизни, сократят количество опасных ситуаций на дорогах с Вашим участием и уменьшат число синяков и царапин на Вашем теле и мотоцикле. Все «советы» собирались на просторах Интернета и спасибо всем «бывалым» за их труд.
Перевозка пассажира
Это очень серьезное и ответственное мероприятие, которое к тому же влияет на управляемость и динамику мотоцикла. Тут нет и тени схожести с перевозкой пассажира в автомобиле, где все несравненно проще. Забудь о перевозке пассажиров и не вспоминай до тех пор, пока не приобретешь относительно хороших навыков в управлении.
При перевозке пассажиров ты должен знать и выполнять следующие требования:
•Если мотоцикл не предназначен для второго седока, не бери его. На мотоцикле должны иметься сиденье и подножки промышленного изготовления, установленные производителем.
•Никогда не позволяй пассажиру сидеть нигде, кроме специально предназначенного для этого места.
•Суммарный вес водителя, пассажира и багажа не должен превышать полезной нагрузки, указанной в технической документации к мотоциклу.
•Пассажир тоже должен иметь защитную одежду. Ведь ты не думаешь, что для него это менее важно, чем для тебя?
•Убедись в том, что пассажир знает правила поведения на мотоцикле. Если до этого ты не ездил с этим седоком и не уверен, что он в точности выполняет твои требования, потрать немного времени и объясни, как себя нужно вести. Пассажир должен:
o Всегда опираться ногами на подножки и не опускать ноги даже на светофоре, то есть вплоть до окончания поездки. Избегать контакта с горячими частями двигателя.
o Сидеть по мере возможности неподвижно, особенно при остановке или торможении.
o Всегда наклоняться вместе с мотоциклом. Это значит, что угол наклона его тела должен соответствовать углу наклона мотоцикла. Держаться за пояс водителя и стараться повторять его движения - но не переусердствовать!
•В повороте пассажир должен смотреть вперед через плечо водителя в направлении поворота.
•Параметры подвески и давление в шинах должны быть должным образом настроены на дополнительный вес.
При езде с пассажиром делай акцент на комфорт езды в ущерб острым впечатлениям, при этом не забывай настроить подвеску и изменить давление в шинах. Старайтесь переключать передачи настолько плавно, чтобы пассажир в идеале этого просто не замечал (показатель - отсутствие характерного кивка головы в момент переключения).
Старайтесь начинать движение и останавливаться так, чтобы пассажир не замечал фактического начала движения или остановки. Абсолютная плавность хода - вот к чему надо стремиться. И пассажир должен быть полностью экипирован!!! Если нет шлема и одежды для пассажира (причём всё должно быть подходящего размера) - не сажайте на свой мот никого!!! Как сильно бы Вас не просили покатать!!!
Периодически попадаются заметки на форумах, что произошла авария, пассажир - обычно молодая девушка - погибла, водитель с тяжёлыми травмами в больнице ... произошла ли авария по вине водителя мотоцикла, пьяного пешехода или из-за открытого люка на дороге - не столь важно ... важно с каким грузом предстоит дальше жить водителю мотоцикла и какие ещё разборки с ГАИшниками и родителями погибшей девчёнки ему предстоят ... Так что прежде чем кого-то «покатать» - подумай как следует !!!
Благодари небеса перед каждым выездом. И благодари их еще больше после удачной и приятной поездки.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26]