Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 10

3 .СЦЕПЛЕНИЕ, КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 75. Как правильно отрегулировать работу сцепления на мотоцикле «Иж-Юпитер»?

Регулировка сцепления на мотоциклах «юпитерского» ряда осложняется тем, что здесь выключение сцепления должно быть определенным образом синхронизировано с переключением передач. Добиться этого совсем нетрудно, если соблюдать установленный порядок действий и выполнять эти действия не бездумно.Прежде всего нужно снять левую крышку двигателя (предварительно слив, конечно, масло!) и, нажимая на рычаг на руле, проследить, как перемещаются диски в пазах ведущего барабана. Само по себе это перемещение незначительно, около 2 мм, поэтому любой, даже самый маленький перекос дисков уже приведет к неполному выключению механизма. Подтягивая или отпуская соответствующие гайки пружин сцепления, добейтесь равномерного хода всего пакета дисков. После этого заверните до упора винт регулировки сцепления на руле, чтобы он не мешал свободному ходу рычага. И начинайте осторожно вворачивать винт регулировки сцепления (рис. 26) в нажимной диск до появления ощутимого упора. Как раз тут нужно проявить особую чуткость пальцев: не просто вертеть винт, но вворачивать до того момента, когда он соприкоснется с толкателем, проходящим сквозь первичный вал. (Попробуйте несколько раз ввернуть-вывернуть винт—и вы научитесь определять этот момент!) После соприкосновения отверните винт на 1/4...1/3 оборота и застопорьте контргайкой. Остается вывернуть винт на руле настолько, чтобы свободный ход рычага, замеренный на его конце, составлял 5... 8 мм, и регулировка закончена.

76.Как разобрать и собрать сцепление тяжелого мотоцикла?

Отверните шесть винтов, ввернутых в пальцы маховика двигателя. Винты эти обычно закернены, поэтому используйте массивную металлическую отвертку. А еще лучше—простой съемник, показанный на рис. 27. Он представляет пластину с болтом 2,заостренный конец которого заправлен в виде лезвия отвертки и закален. Понадобятся еще три болта длиной 40...50 мм с резьбой М8х1 и три гайки к ним. После того как будут сняты заднее колесо, главная передача и коробка передач, на две освободившиеся верхние шпильки картера двигателя наденьте планку и закрепите снятыми ранее гайками, не заворачивая их до конца. Вверните болт 2;поверните коленчатый вал и подведите к нему винт крепления диска сцепления и, совместив лезвие винта со шлицем, затяните гайки. Теперь отворачивайте болт вместе с винтом. И так с каждым винтом по очереди. Вместо трех снятых винтов установите три болта с гайками и сожмите диски, заворачивая гайки. Выверните оставшиеся три винта и затем освободите весь пакет.

77.Отчего может буксовать сцепление?

Усилие, с которым прижаты друг к другу диски сцепления, может порой достигать 140 кгс. Оно является од ним из важнейших условий создания надежного момента трения. Вторым важным условием является материал дисков (или, что еще точнее—коэффициент трения!). Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, сцепление начинает «буксовать», т. е. диски проскальзывают друг относительно друга и не способны полностью передать крутящий момент от двигателя. Если речь идет о сцеплении тяжелого мотоцикла, а в нем диски работают в условиях сухого трения, то усилие пружин может уменьшиться либо из-за поломки их, либо из-за износа фрикционных накладок. Критической можно считать толщину накладок около 3,5 мм: после этого сцепление работает ненадежно, усилие пружин падает. Коэффициент трения уменьшается, если на сухое сцепление попадает масло или вода. В этом случае помогает промывание сцепления бензином. Применительно к многодисковому сцеплению, работающему в масляной ванне, можно сказать, что оно начинает пробуксовывать в случае: неправильной регулировки; при ослаблении нажимных пружин; износе дисков. Заново перерегулировать


сцепление труда не составит: увеличить усилие пружин можно, либо ввернув их на 1...1,5 оборота (мотоциклы ММВЗ), либо увеличив затяжку регулировочных гаек (мотоциклы «Иж»). При износе дисков можно увеличить толщину пакета, добавив еще пару: ведомый и ведущий диски.

78.На моем мотоцикле «Иж-Юпитер» что-то непонятное происходит с переключателем передач. На стоянке, когда двигатель не работает, все передачи переключаются совершенно четко. Когда же двигатель работает, включить или выключить передачу очень трудно. В чем дело?

Устранение этой неисправности надо начинать с регулировки привода выключения сцепления—об этом было сказано чуть выше. А теперь объясним, почему. Дело в том, что зубья шестерен коробки передач сделаны с некоторым «поднутрением», чтобы шестерни в процессе работы произвольно не разъединялись. Если сцепление работает нормально—все в коробке происходит как надо. Но если только сцепление выключается не полностью, «ведет», на первичном валу появляется заметный крутящий момент, постоянно прижимающий кулачки друг к другу. Вывести их из зацепления становится тем труднее, чем этот момент больше, чем сильнее «ведет» сцепление.

79.При эксплуатации мотоцикла «Восход» появилось странное явление: рывки при движении мотоцикла. Отчего это может быть и как от этого избавиться?

Эта неисправность чаще всего появляется вследствие смятия кулачков шестерен коробки передач и их недостаточного зацепления. А рецепт один: необходимо отрегулировать зацепление, а изношенные детали заменить. Коробку передач надо собрать на левой половине картера, установить нейтральное положение и проверить зазор между кулачками неподвижной (на первичном валу) и подвижной шестерен. Максимально допустимый зазор—0,8 мм; минимальный зазор определяется условием — шестерни не должны при вращении задевать друг за друга. Если зазор больше 0,8 мм, то следует снять сцепление, вынуть стопорное кольцо подшипника первичного вала в левой половине картера и, осаживая подшипник внутрь картера и смещая таким образом первичный вал с неподвижной шестерней, установить зазор не более 0,8 между кулачками подвижной и неподвижной шестерен первичного вала. Обратите при этом внимание на вилки переключения: если они имеют большую выработку—замените их; если люфт их больше 2 мм—его надо уменьшить. Освободившееся пространство между подшипником первичного вала и его стопорным кольцом нужно заполнить регулировочными шайбами подходящего размера. Если зазор меньше 0,3 мм, то следует попытаться легкими ударами через деревянную проставку по торцу первичного вала сместить его справа налево. Если это не удается—нужно сместить вправо обойму подшипника вторичного вала.

80.Как устроена коробка передач мотоцикла «Иж» и как ее регулировать, если она начинает «барахлить»? Устройство и работу коробки передач рассмотрим на примере мотоцикла «Иж-Юпитер З». Она показана на рис. 28. В задней части картера расположены валы коробки передач: первичный 1, выполненный заодно с шестерней 2 первой передачи и установленный на двух опорах; вторичный, вращающийся в роликовом подшипнике, запрессованном в правую крышку картера, и сам служащий опорой для правого конца первичного вала; промежуточный 11, вращающийся в двух шариковых подшипниках. На первичном валу находится свободно вращающаяся шестерня 3II передачи и шестерня-каретка 4, установленная на шлицах, вращающаяся совместно с валом и входящая в зацепление с торцовыми кулачками либо шестерни 3, либо вторичного вала- Левый конец первичного вала вращается в подшипнике, запрессованном в половину картера, правый—во втулке вторичного вала. Вторичный вал выполнен в виде шестерни с длинной ступицей. На его правом конце крепится ведущая звездочка задней цепной передачи. Вторичный вал в картере уплотнен сальником, а в соединении с первичным— резиновым колпачком. На промежуточном валу 11установлены: ведомая шестерня 10 I передачи, свободно вращающаяся на левом конце вала; шестерня-каретка 9,свободно скользящая по шлицам вала и входящая в зацепление либо с шестерней 10,либо с шестерней 8,вращающимися на валу свободно. Необходимая передача включается шестернями-каретками 4 и 9,передвигающимися с помощью вилок 12 и 13,управляемых копирпым валом 14 и являющихся частью механизма переключения. Коробки передач ижевских мотоциклов весьма надежны, поэтому при правильной регулировке и нормальной эксплуатации служат очень долго. Неисправности возникают чаще всего из-за грубого ударного переключения, плохой регулировки сцепления, несвоевременной замены масла или неквалифицированного ремонта, при котором нарушены элементарные регулировки. Самопроизвольное выключение передач может наблюдаться при сильном износе вилок переключения, появлении сколов па зубьях шестерен, смятии кромок зубьев или при больших осевых люфтах копирного или вторичного валов. В таких случаях коробку необходимо разобрать и заменить изношенные детали. Регулировка люфта валов производится в следующем порядке. В каждой половине картера отдельно надо измерить расстояние (глубину) от плоскости разъема до мест опоры валика переключения. Из суммы этих расстояний вычитают длину копирного вала плюс 1,4 мм (толщина толстой регулировочной шайбы). Таким образом устанавливают значение осевого люфта вала. Ввести его в нужные параметры можно, подкладывая соответствующее количество тонких регулировочных шайб под левый конец копирного вала. Сам же люфт должен быть в пре-делах 0,2...0,4 мм. Осевое перемещение вторичного вала проверяют при полностью соединенных половинах картера и затянутых винтах. Этот лю4)т должен составлять 0,4...0,6 мм. Если он больше, первичный вал нужно сместить вправо с помощью легких ударов через трубчатую оправку, приставленную к наружному концу подшипника Освободившееся пространство между подшипником и его стопорным кольцом нужно заполнить регулировочными шайбами, наружный диаметр которых 47 мм, а внутренний—38 мм. Произвольное выключение IV передачи наблюдается при образовании люфта вторичного вала из-за выпадения установочного кольца роликоподшипника или его смещения. Для устранения неисправности надо снять звездочку вторичного вала и осадить установочное кольцо легкими ударами по наружной кромке сальника через


медную или алюминиевую прокладку. Не включаются II и III передачи. Это может быть следствием чрезмерного осевого люфта вала 16, на котором крепится педаль переключения передач. Нужно снять правую крышку картера, ослабить болт 15 кулачка 1втомата выключения сцепления, подпереть кулачок массивным бруском и легкими ударами по валу переключения переместить его слева направо и кулачок закрепить болтом.

Риг, 28. Коробка передал *ИЖ-Ю*:

I — исрмгшый ЦДЛ; 1 — inecitpjisi I передачи; S — шестерня IL перед*"Я пср-внчм.ч"о сала; i — riTfjcrepHrii;sp?№» П ■] IV передач Titpmr-iFiord ns.-cfl; а — vsiccTcpnn игоричнегJ вала; ft — релущья аиезди-схь. зидик пер£Лй!](; ? — шестерня пинчежуточыогп игла; S-—цимиерии 111 irepcjiiiin ирвиемуч-ачнитр ffijrii; J—гам-.-йрия-наритна I 11 II передач промежуточного пала: №—нтда терпя I передачи промежуточного нала; — щитежуточимй вал; Й — вилка переключения 11 и IV передач.; I?— ктпкл герекл!ьч*нип ! н Г!1 передач; Н ~ кспиримй абд; /5 — (5олт крепления кулачка аытомата сцепления; —j

81.Есть ли особенности в регулировке коробки передач мотоциклов «Иж- Планета»?

Да, есть. Они связаны с отличиями в устройстве самих коробок и механизмов переключения. На мотоциклах «планетовского» ряда имеется специальная крышка коробки передач—в ней устанавливается вторичный вал и промежуточный. Кроме того, вилки переключения здесь имеют собственные направляющие. Они вставляются в гнезда левой половины картера и фиксируются специльной стопорной пластиной, одновременно запирающей подшипник первичного вала. В связи с этими особенностями люфт копирного вала здесь определяется иначе, чем у мотоциклов «Юпитер». В левую половину картера вставляют на свое место без регулировочных шайб копирный вал переключения передач, на правый его конец надевают упорную толстую шайбу (ее толщина 1,4 мм) и кладут жесткую линейку так, чтобы она легла на плоскость разъема картера и прошла над упорной шайбой. Если между половинками картера была установлена прокладка, ее, разумеется, в этом случае следует убрать. Зазор между линейкой и шайбой должен быть в тех же пределах 0,2...0,4 мм. Если он больше, под левый конец копирного вала устанавливают необходимое количество (0.1...0,2 мм) шайб. При регулировке осевого перемещения вторичного вала здесь также смещают первичный вал вместе с подшипником. Тогда в углубление левой половины картера устанавливают шайбы того же размера, что и в случае с коробкой передач «Иж-Ю»,— 47х38 мм и фиксируют опорной пластиной. Если не включаются II и III передачи—нужно проверить, не ослабло ли крепление упора механизма переключения передач. Подтянуть эти винты можно, только вскрыв коробку, сняв сектор, а затем и весь механизм переключения.

82.Стали плохо переключаться передачи на мотоцикле М-67. На что, в первую очередь, обратить внимание? Если вы совершенно уверены, что коробка еще достаточно новая и дело не в износе шестерен, в этом случае может помочь регулировка. Осуществлять ее следует винтами, расположенными на коробке, у основания рычага. Но прежде чем браться за эти винты, обратите внимание еще на некоторые детали: не изношены ли шарики и лунки, не погнут ли сектор переключения? Если и здесь все в порядке—можно приступать непосредственно к регулировке. Установив мотоцикл на центральную подставку и вывесив заднее колесо, обеспечьте синхронность ножного и ручного переключения. Установите ручным рычагом II передачу. Нажмите педаль пяткой для включения III передачи. Если шарик совпадает с лункой, нижний винт не трогайте, но затяните его контргайку. Если лунка III передачи не доходит до шарика, рычаг ручного переключения надо подать вперед, до совпадения лунки с шариком, т. е. нужно немного вывернуть нижний винт. Если лунка переходит шарик, рычаг надо подать




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]