Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 11

назад, т. е. нижний винт ввернуть. При переключении с III на II передачу ножной педалью, если лунка II передачи не доходит до шарика, рычаг надо подать назад, отвернув верхний регулировочный винт; если лунка переходит шарик—рычаг подать вперед, завернув верхний винт.

83.Коробка передач мотороллера «Турист»—достаточно надежный агрегат. Но вот примерно после пробега 80 тыс. км в коробке появился посторонний шум и передачи стали произвольно выключаться. В чем дело? Обычно появление постороннего шума («визга») в коробке связано с разрушением одного из подшипников. Произвольное же выключение передач может объясниться либо поломкой пружины, прижимающей фиксатор к диску, либо износом кулачков на муфтах включения, закруглением их граней. Для устранения любой из перечисленных неисправностей коробку передач надо разобрать и заменить изношенные детали. Иногда при эксплуатации появляются затруднения при попытке включить ту или иную передачу. Причина кроется либо в нарушении регулировки сцепления — оно «ведет» (более подробно этот случай рассмотрен в вопросе 78), либо в том, что заедают или погнулись тяги переключения. В первом случае надо отрегулировать сцепление, добиться того, чтобы все диски перемещались параллельно, без перекосов. Во втором — выпрямить погнутые тяги, промыть и смазать шарниры и сочленения тяг.

84.У меня мотоцикл минского завода. Какие неисправности могут стать причиной плохого переключения передач?

Прежде всего проверьте, не ослабло ли крепление основания механизма переключения передач. И если это случилось, закрепите его понадежнее. К тем же отрицательным последствиям может привести и увеличенный осевой люфт вала переключения. Его устраняют регулировочным винтом, расположенным на крышке коробки передач: отпустите контргайку, заверните винт до упора и затем отпустите его на 1/3...1/4 оборота и затяните контргайку. Из других характерных неисправностей коробки передач этих мотоциклов можно отметить также самовыключение III или IV передачи и недостаточно надежную фиксацию включенной передачи. Если выключается III передача, дело, вероятно, в увеличенном осевом разбеге промежуточного вала. Нужно в этом случае снять корпус сальника, установленного на правом конце вторичного вала, и осадить внутрь картера подшипник промежуточного вала, а образовавшееся углубление заполнить шайбами подходящего размера с таким расчетом, чтобы до плоскости коробки передач все же оставался зазор около 0,1.,.0,2 мм. Самовыключение IV передачи может происходить из-за большого люфта вторичного вала. Это легко обнаружить, пытаясь переместить вал рукой. Люфт устраняется установкой шайб между подшипниками вторичного вала и корпусом сальника. Нормальный остаточный люфт в этом случае 0,1...0,3 мм. Конечно, самовыключение передач может происходить и в том случае, если кулачки шестерен сильно изношены и их кромки стали закругленными, но это особая ситуация, когда неисправность вызвана выходом из строя детали. Изношенные шестерни следует тут же заменить новыми. Нечеткая фиксация передач—чаще всего следствие ослабления пружины фиксатора или износа язычка на диске переключения. Пружину можно заменить либо более тугой, либо усилить, установив дополнительную шайбу. Лунки можно чуть углубить, выпилив в их основании площадки шириной около 2 мм.

85.Почему на «Яве» изнашиваются вилки переключения передач?

Не только на «Яве», на любом мотоцикле вилки переключения изнашиваются только в том случае, если после включения передачи вилка не освобождается, а остается прижатой к шестерне. Чем больше это прижимающее усилие, тем больше нагрев вилки и ее износ. Чтобы определить, почему прижата вилка, нужно двигатель разобрать и затем, собрав коробку на одной левой половине картера, проверить включение передач. Если вилка прижимается кулисой—отогните обойму фиксатора до освобождения вилки. Между неработающими шестернями при включении всех передач

должны быть зазоры. Их можно гарантировать установкой дистанционных шайб.

86.Имею мотоцикл К-750М. Хочу поставить на него коробку передач с задним ходом. Возможно ли это? Кстати, у моего товарища мотоцикл «Урал» и его тоже интересует этот вопрос.

На мотоциклы К-650 и К-750М коробку передач с задним ходом (она имеет обозначение МТ-804) установить можно. Но так как она на 15 мм длиннее старой, то для нее потребуется и новый карданный вал—его обозначение по каталогу МТ 905301. Чтобы эту коробку установить на «Урал» М67-36, нужно также поставить либо более короткий карданный вал в сборе от М-63, М-66 (дет. 6305031), либо перебрать существующий кардан, установив только новый вал.

После сборки двигателя с новой коробкой нужно прежде, чем окончательно все монтировать, произвести контрольную установку задней передачи с карданным валом сначала без упругой муфты, а затем с ней—чтобы убедиться, что при всех возможных прогибах подвески заднего колеса передний конец карданного вала не выходит из зацепления с центрирующим его концом вторичного вала коробки передач и не становится с ним «в распор»; что упругая муфта не заклинивается между фланцами полумуфт и не имеет излишнего зазора. Убедившись, что все в порядке, или устранив замеченные «нестыковки», можно приступать к окончательной сборке всех агрегатов на раме мотоцикла.

4. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

87.Что такое искра? Как происходит воспламенение смеси?

Прежде всего вспомним, что в момент зажигания камера сгорания заполнена сжатой горючей смесью. То есть газами, которые обладают свойствами изолятора. Чтобы искра смогла даже при атмосферном давлении пробить нормальный искровой промежуток между электродами свечи зажигания, составляющий 0,7...0,8 мм, необходимо напряжение около 2... 3 тыс. вольт. Это на воздухе! Под свечой же в конце такта сжатия давление значительно выше, а потому и пробить зазор гораздо труднее, нужно прикладывать напряжение уже в 5—6 раз больше! А


чтобы гарантировать надежное искрообразование, система зажигания должна иметь еще н запас, т. е. ее коэффициент надежности должен быть больше единицы. Если эта система работает нормально, то между электродами свечи зажигания проскакивает искра—образуется столбик ионизированного газа (плазмы), являющегося проводником. По этому столбику, как по каналу (а это специалисты и называют каналом!), происходит разряд электроэнергии, накопленной в соответствующих элементах системы. Температура газа в канале составляет около 1800° С, что в несколько раз выше температуры бензовоздушной смеси. И потому смесь загорается не только в канале, но и на некотором расстоянии от него, вокруг него, где она успевает за этот краткий миг нагреться до температуры воспламенения. Этот первичный очаг будет тем больше, чем мощнее и длительнее разряд. Казалось бы, есть прямой смысл увеличить промежуток между электродами, удлинить искру. Но тогда потребуется увеличить мощность системы зажигания. Это неприемлемо по ряду причин. Поэтому на менее форсированных двигателях, где давление в камере сгорания ниже, зазор между электродами можно увеличить до 0,8...0,9 мм, а на более форсированных—уменьшить до 0,5...0,6 мм. Кстати, опытные мотоциклисты, даже не зная всей этой теории, чисто практическим путем дошли до простой истины: когда батарея сильно разряжена, для пуска двигателя нужно зазор между электродами свечи уменьшить до 0,3...0,4 мм. Нередко это единственный способ «оживить» двигатель.

88. Как устроена свеча зажигания? Расскажите о маркировке свечей...

Свеча зажигания работает на двигателе в очень тяжелых условиях и крайне для нее неблагоприятных. Она испытывает жесткие тепловые нагрузки, изменяющиеся в предках от —40° (а порой и еще ниже!) до +2500° С; подвергается высокому давлению газов (до 40 кгс/см2), воздействию высокого напряжения (до 25 тыс. вольт). На мотоциклетном же двигателе свеча нередко еще подвергается прямому воздействию воды и грязи. Понятно, что все это заставляет искать особо устойчивые материалы и предъявляет жесткие требования к ним. Наиболее ответственная часть свечи (рис. 29)—изолятор. Он изготавливается из керамических материалов с высоким содержанием окиси алюминия; уралита,

боркорунда, синоксаля. Для повышения изоляционных качеств изолятор покрывается глазурью.

Рис. 29. Свеча зажигания:

а— холодная; б — горячая; 1—изолятор, 2 — корпус, 3 — прокладка, 4- уплотнительное кольцо, 5 -центральный электрод, 6- боковой электрод, 7- термоцемент, 8- стеклогерметик.

Стальной корпус 2 для защиты от коррозии подвергается воронению или цинкованию. Корпус состоит из ввертной части с резьбой 14 мм (автомобильные свечи бывают и с иной резьбой) и шестигранника под ключ— у современных свечей он имеет размер 20,8 мм. Центральный электрод 5, обычно круглый, делают из высокохромистых сплавов; боковой 6(прямоугольного сечения)— из никельмарганцевых.

В соответствии с ГОСТ 2043—74 свечи маркируются буквами и цифрами в следующем порядке. Первая буква обозначает размер резьбы: А—резьба М14Х1,25;

М—резьба М 18Х1,5. Следующие одна или две цифры—калильное число, главная тепловая характеристика свечи. Длина резьбовой части обозначается буквами: Н— 11 мм, Д— 19 мм, без буквы— 12 мм. Буква В показывает, что тепловой конус изолятора выступает за торец корпуса; буква Т—что соединение изолятора с центральным электродом герметизировано термоцементом.

89. Что такое калильное число? Как правильно подбирать свечу к двигателю конкретного мотоцикла?

Калильное число—величина условная. Она показывает, как скоро при работе данной свечи на эталонном двигателе (на стенде) температура наиболее нагретых ее элементов становится такой, что воспламенение смеси произойдет уже не от искры, а от этих элементов. Чем быстрее будет достигнуто это состояние, значит, тем хуже свеча отдает тепло, тем меньше ее калильное число, тем свеча «горячее». И наоборот: чем больше свеча работает без калильного зажигания, тем лучше она охлаждается и отводит тепло—тем больше калильное число, тем она «холоднее». В процессе работы на всех режимах температуры электродов и теплового конуса (выступающей в камеру сгорания части изолятора свечи) должны находиться в определенных пределах. Пределы эти ограничены, с одной стороны, температурой самоочищения свечи от продуктов сгорания (500...550°С), с другой—температурой калильного зажигания (850...900° С). Если температура указанных элементов в процессе


работы будет ниже температуры самоочищения, они быстро покроются слоем токопроводящего нагара. Когда электрическое сопротивление слоя нагара падает до определенной величины - порядка 1 МОм, начинаются перебои в искрообразовании из-за сильной утечки тока на «массу» по поверхности

теплового конуса. Это приводит к пропускам рабочих ходов двигателя. При большом нагаре свеча вообще перестает работать. В случае, когда электроды и юбочка свечи нагреваются выше температуры калильного зажигания, воспламенение смеси происходит преждевременно, двигатель при этом еще больше перегревается, появляются дополнительные нагрузки на его детали из-за встречных ударов, начинается нередко детонация. Очевидно, что каждому двигателю должна соответствовать своя свеча, подобранная по результатам всесторонних испытаний. Применяемость отечественных свечей зажигания см. в табл. 4. Зимой, когда охлаждение очень интенсивное, рекомендуется «штатные» свечи заменить иными, с меньшим калильным числом, стоящими левее в тепловом ряду; летом, в особую жару или в районах с особо жарким климатом,— наоборот.

90. В продаже бывают свечи зарубежного производства. Как определить их калильное число? Калильное число свечей «Изолятор» (ГДР) примерно в 10 раз меньше указанного на маркировке. Например, для свечи М 14-175 это будет примерно 17; для М 14-225— около 23 и т. д. То же относится к свечам БОШ (ФРГ). Калильное число чехословацких свечей ПАЛ таково: ПАЛ 14-5 равно 14; ПАЛ 14-7 равно 17; ПАЛ 14-8 равно 23; ПАЛ 14-8У—20; ПАЛ 14-9—26.

91. Как очистить свечу зажигания от нагара?

В условиях мастерских свечи очищают от нагара, как правило, с помощью пескоструйного аппарата. Это обеспечивает очень быструю и высококачественную очистку, но одновременно несколько портит изолятор центрального электрода, делает глазурь матовой, пористой, что в какой-то мере сокращает срок последующей службы. В домашних или походных условиях часто прожигают свечи в пламени газовой плиты или костра. Но этот способ еще более ненадежен и часто совсем выводит свечу из строя. Лучше удалить нагар с помощью деревянной палочки или, в крайнем случае, «щеточкой», сделанной из расплетенного конца старого тонкого троса. Однако если свеча подобрана правильно, а двигатель верно отрегулирован, необходимости в чистке свечей не возникает, поскольку свечи в процессе работы самоочищаются. Свечи, отработавшие свой ресурс (а для мотоцикла это 10...15 тыс. км), следует просто заменять новыми, не дожидаясь, когда они откажут в движении.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]