страница - 12
92. В разных книгах по-разному говорится о порядке установки момента зажигания. Какую методику считать правильной? Как устанавливается момент зажигания на разных двигателях?
Действительно, в разных источниках нередко по-разному трактуется порядок установки момента зажигания. В одних рекомендуется при положении поршня в ВМТ отрегулировать зазор между контактами прерывателя и после этого устанавливать момент опережения; в Других — при положении кулачка, обеспечивающем наибольшее размыкание контактов прерывателя, отрегулировать зазор и лишь после этого устанавливать зажигание. Мы считаем, что вторая методика точнее, поскольку она гарантирует установку оптимального зазора между контактами прерывателя; именно такого, при котором угол замкнутого состояния контактов, обеспечивающий накопление необходимой энергии в катушке зажигания, будет соответствовать норме. А теперь — по порядку. В любом случае работу следует начинать с проверки состояния контактов. Прежде всего посмотрите, как расположены контакты один относительно другого: нет ли смещения или перекоса. Устранить то и другое удается незначительным подгибанием стойки неподвижного контакта. Алмазным или бархатным надфилем обработайте поверхности контактов так, чтобы обеспечить их параллельность и максимальную площадь соприкосновения— в этом случае достигается минимальное падение напряжения на контактах. Если контакты не новые, уже изрядно послужили, то на неподвижном контакте вы наверняка обнаружите кратер, а на подвижном — соответствующий ему выступ. Это следствие эрозии, переноса частиц металла с одной поверхности на другую вместе с искрой. Выступ нужно убрать, кратер по возможности сгладить. Но если он очень велик, не старайтесь выводить его до конца. После зачистки контактов их желательно промыть. Для этого годится кусочек замши, смоченной в спирте
или чистом бензине (например, для зажигалок): она не оставляет на поверхности волокон и не ухудшает электрические характеристики. Проверьте, не изношены ли изоляционные втулки, не заедает ли подвижный контакт на оси, не ослабла ли пружина... В случае обнаружения дефектов втулки и пружину лучше сразу заменить.
Теперь об установке самого момента зажигания. Начнем с одноцилиндровых двигателей. Выверните свечу зажигания и, медленно поворачивая коленчатый вал ключом за болт крепления якоря генератора, определите момент наибольшего размыкания контактов прерывателя. Найдя его, регулировочным винтом - эксцентриком отрегулируйте зазор между контактами 0,35...0,45 мм. Вместо свечи зажигания установите прибор для определения положения поршня в цилиндре. В наилучшем случае это может быть индикатор часового типа (рис. 30), вставленный в специальную втулку с резьбой М14х1,25; достаточную для практики точность обеспечивает, однако, и обычный стержень с делениями через 0,5 мм, свободно скользящий во втулке с резьбой. Тем же способом, вращая коленчатый вал за болт генератора, подведите поршень к ВМТ и зафиксируйте нуль отсчета: если пользуетесь индикатором—поверните шкалу до совпадения отметки «О» со стрелкой; если стержнем — выверните втулку из свечного отверстия до совпадения ее верхнего обреза с ближайшей риской на стержне. После этого отведите коленчатый вал назад (естественно, при этом опустится стержень и отойдет стрелка) на величину, соответствующую моменту зажигания в мм (табл. 5).
Не старайтесь при этом «ловить» сотые доли миллиметра—это ничем не оправдано. Заводы-изготовители, как правило, указывают величину опережения с достаточным разбросом, поскольку по чисто технологическим причинам двигатели комплектуются деталями разных размерных групп и не могут быть абсолютно одинаковыми. Параллельно контактам прерывателя подсоедините сигнальную лампу (очень удобно пользоваться для этой цели поступающей в продажу магнитной «переноской») и включите зажигание. Ослабив винт крепления основания прерывателя, поворачивайте основание до тех
Рис. 30. Индикатор часового типа:
пор, пока лампа загорится, — этот момент точно покажет начало размыкания контактов: когда контакты были замкнуты, ток при включенном зажигании шел по пути меньшего сопротивления, через них; как только контакты разомкнулись—ток пошел через нить накаливания включенной параллельно контактам лампы. Закрепите основание. Если есть время, можно произвести контрольную проверку, повернув коленчатый вал на полный оборот и подведя поршень к ВМТ «с прямого хода». Установив опережение, не забудьте капнуть несколько капель масла на фильц, смазывающий кулачок. Установка момента зажигания на двухцилиндровом двухтактном двигателе отличается от описанной лишь тем, что эту операцию приходится проделывать дважды, для каждого цилиндра отдельно. Начинать нужно с того прерывателя, основание которого закреплено непосредственно на крышке генератора. Например, у «Иж-Юпитера»—с левого прерывателя (если смотреть на генератор), он обслуживает правый цилиндр. Установив момент зажигания в правом и закрепив основание одним винтом, повторите то же для левого цилиндра и после этого окончательно закрепите основание. На «ижах» последних моделей установлены модернизированные прерыватели, в которых каждый закреплен двумя независимыми винтами. Устанавливая момент зажигания на двигателе «Иж-Планета-Спорт», помните, что у него нормальное направление вращения коленчатого вала—против часовой стрелки, если смотреть со стороны генератора. На двигателях минского и ковровского заводов, оборудованных системой зажигания, которая в заводских инструкциях именуется электронной, момент зажигания устанавливается следующим образом. Ослабьте винты крепления пластины датчика и, перемещая его без перекоса, установите по щупу зазор 0,25...0,35 мм между стержнем сердечника датчика и ротором. Затяните винты и, вращая ротор, проверьте, не задевает ли он за датчик Установив поршень, как это было рекомендовано выше, в положение, соответствующее моменту зажигания, отпустите болты крепления статора генератора и поверните его так, чтобы пластмассовый выступ на датчике совместился с пазом на роторе. Затяните винты крепления статора.
На четырехтактных двигателях, имеющих прерыватель ПМ-302 с центробежным регулятором, опережение устанавливается так.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазор между контактами в пределах 0,4...0,6 мм. Выньте резиновую пробку из смотрового отверстия на картере двигателя около маслозаливной горловины и, медленно вращая коленчатый вал, совместите метку «Р» («Раннее») на маховике с меткой на картере. Присоедините контрольную лампу к клемме низкого напряжения катушки зажигания и к «массе»; включите зажигание, ослабьте винты крепления и при разведенных до отказа грузиках автомата медленно поворачивайте основание до тех пор, пока лампа загорится. Этот момент нужно зафиксировать,закрепив основание. Он будет
соответствовать, например, для двигателя МТ10-36 32...36 или 6,3...8,0 мм.
Если под рукой не окажется контрольной лампы, можно по-иному определить момент размыкания контактов прерывателя. Включите зажигание. К одному из концов сердечника катушки зажигания приложите отвертку или небольшой ключ. При замкнутых контактах сердечник намагничен и стальной предмет на нем прочно удерживается. Как только контакты разомкнутся—поле исчезнет и ваш «сигнализатор» упадет, совершенно достоверно сообщив о нужном моменте.
На тяжелых мотоциклах с прерывателем ПМ-05 и ручной регулировкой момента зажигания с помощью манетки на руле перед началом регулировки следует манетку повернуть в положение «Раннее» и винтом упора троса обеспечить его свободный ход 2... 3 мм. Присоединив сигнальную лампу, включите зажигание и медленно поворачивайте коленчатый вал до совмещения метки «Р» на маховике с меткой на картере. В этот момент лампа
должна загореться. Если она не загорелась, необходимо в ту или иную сторону повернуть регулировочный винт, находящийся слева на подвижном диске прерывателя. При этом будет обеспечен максимальный угол опережения 32,..36° до ВМТ по коленчатому валу. Затем поверните манетку в положение «Позднее» и повотором коленчатого вала совместите с меткой на картере метку «П» на маховике. Если лампочка при включенном зажигании не загорится, нужно, как и в предыдущем случае, подрегулировать момент винтом—но уже другим, находящимся справа на корпусе прерывателя. Позднее зажигание в этом случае будет соответствовать, например, для двигателя К-650 4...8°.
93.Попытка установить момент зажигания на моем «Урале» не увенчалась успехом, хотя помогали опытные механики. В чем наша ошибка?
Вероятно, речь идет о мотоцикле недавнего выпуска. Если так, ошибка связана с тем, что помогали люди опытные. Мотоцикл, вероятно, снабжен модернизированным перывателем ПМ-302А с центробежным регулятором.
Установка опережения в этом случае производится по позднему углу опережения при неразведенны.к грузиках— и это должно соответствовать положению поршня в ВМТ.
94.В последнее время все чаще можно слышать, что при установке зажигания нужно регулировать не зазор между контактами, а угол замкнутого состояния контактов—УЗСК. Почему же в мотоциклетной литературе об этом ни слова?
Угол замкнутого состояния контактов в значительной мере определяет мощность искры: если этот угол очень мал—искра будет слабой и смесь может не воспламениться. У четырехцилиндрового двигателя за каждый оборот распределительного вала контакты размыкаются четыре раза. Естественно, угол замкнутого состояния в этом случае очень сильно зависит от зазора между контактами и к нему надо относиться совершенно серьезно. На отечественных мотоциклах применяются одно- и двухцилиндровые двигатели. У них УЗСК всегда гарантированно велик и потому с достаточной для практики точностью можно говорить о зазоре между контактами прерывателя, который контролировать в процессе эксплуатации несравненно проще.
95.Хочу сам сконструировать автоматический центробежный регулятор опережения зажигания — ведь, судя по всему, с ним двигатель будет работать много эффективнее. Что вы посоветуете?
Мы посоветуем не тратить напрасно сил. И вот почему. Если вы помните, на мотоцикле «Иж-49» стоял центробежный регулятор. Но после этого ни один мотоциклетный завод к этой схеме, применительно к одно- и двухцилиндровым двигателям, не возвращался, поскольку сложность конструкции не оправдывает тех преимуществ, которые дает регулятор. Тем более трудно предположить, что в домашних условиях вам удастся преодолеть многочисленные трудности, связанные как с подбором материалов, конструированием, изготовлением, так и с определением нелинейных характеристик регулятора. На наш взгляд, такая работа совершенно не оправдана.
Можно, конечно возразить, что применяются же такого рода прерыватели с регуляторами на тяжелых мотоциклах. Да, применяются, но не только потому, что на четырехтактных двухцилиндровых двигателях их польза уже ощутима, но и потому, что эти мотоциклы более дорогие, и такое усовершенствование тоже сделано не даром. На двухтактных же двигателях «овчинка выделки не стоит».
96.Можно ли на мотоцикле «Днепр» использовать поступающую в продажу систему электронного зажигания автомобильного типа?
В принципе на мотоцикле с четырехтактным двигателем и с 12-иольтовой системой электрооборудования может быть использована любая конструкция электронного зажигания, если она не требует замены штатной катушки. Например, электронный блок системы зажигания «Электроника» может быть установлен так: наконечник №7 присоединяется к выводу «ЛК» реле, а наконечник № 9 — к «массе». Четыре провода, собранные в кабель, подключаются так; № 1 и № 3—к выводам катушки зажигания; № 2—к прерывателю; № 8—к замку зажигания. Конденсатор не нужен, его следует отключить. Схему присоединения смотрите на рис. 31.
Рис. 31. Схема присоединени блока «Электроника» к схеме электрооборудования мотоцикла «Днепр»: 1— кабель блока;2 —провод от замка зажигания (+12В); 3 — катушка зажигания Б-204; 4 — прерыватель
97. Вышел из строя конденсатор, а запасного нет. Можно ли использовать автомобильный?
Вместо штатного можно использовать любой конденсатор—не только автомобильный, но вообще любой
радиотехнический емкостью 0,25...0,35 мкФ, рассчитанный на рабочее напряженке 350...400 В.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]