страница - 13
98.Как обеспечить долгую жизнь аккумуляторной батарее?
Чтобы батарея служила долго и безотказно, нужно выполнять три главных условия: правильно подготовить ее к эксплуатации, не допускать глубокой разрядки батареи, при которой напряжение на одной банке упало бы ниже 2,05 В; систематически проверять плотность и уровень электролита и доводить их до нормы. Это общие правила. А теперь о каждом из них подробнее.
Все мотоциклетные аккумуляторные батареи выпускаются с завода в сухозаряженном состоянии, поэтому для
приведения их в рабочую «форму» нужно приготовить электролит—водный раствор серной кислоты. Для
приготовления электролита вам понадобятся дистиллированная вода, химически чистая серная кислота Н2S04 3
плотностью 1,83 г/см (кг/л) и ареометр—прибор для измерения плотности электролита. Если ареометра под рукой нет, можно приготовить электролит нужной плотности, добавляя к 1 л воды следующие количества кислоты:
Плотность электролита 1,12 1,28 1,32 1,40 Количество кислоты, л 0,112 0,365 0,450 0,650
При приготовлении электролита кислоту всегда вливают тонкой струйкой при непрерывном помешивании в воду
— а не наоборот! При смешивании выделяется большое количество тепла: если вливать воду, она будет тут
же вскипать на поверхности кислоты и разбрызгиваться, что может привести к тяжелым ожогам!
Аккумулятор заполняют электролитом плотностью 1,26 кг/л при 20±5°С и оставляют на 30 мин, чтобы пластины
полностью пропитались. Если после этого плотность упала более чем на 0,03, батарею следует поставить на
зарядку постоянным током, величина которого составляет 0,05 от численной величины емкости для батарей с
напряжением 6 В и 0,06—для 12-вольтовых батарей. Например, для батареи ЗМТ9 ток зарядки составляет
примерно 0,5 А, а для 6МТ10—0,6 А. Длительность первого заряда составит при этом около 50 ч.
В нашей технической документации чаще встречается другая рекомендация: проводить контрольно-
тренировочный цикл (КТЦ) током 10-часового режима, т. е. равным 0,1 емкости.
Конец зарядки определяется по следующим основным признакам; во всех элементах наблюдается равномерное «кипение» электролита, напряжение на отдельных элементах батареи составляет 2,6.. 2,7 В; плотность электролита во всех банках одинакова и равна 1,28 кг/л; плотность и напряжение не изменяются в течение последних двух часов при продолжающейся зарядке. Если при зарядке температура электролита превысит 40°С, зарядку нужно либо прервать и дать батарее остыть, либо улучшить охлаждение батареи.
То, что мы назвали КТЦ, кроме зарядки, предусматривает еще и разрядку током, равным 1/20 или 1/10 номинальной емкости до падения напряжения до 10,5 В у
12-вольтовой и до 4.5 В—у 6-вольтовой батареи. После этого аккумулятор нужно снова зарядить током, равным 1/10 емкости до появления уже известных вам признаков конца зарядки. На этот раз процесс будет продолжаться примерно 10...13 ч.
Во время эксплуатации степень заряженности батареи определяется по плотности электролита. Зависимость между этими показателями объясняется тем, что при разрядке группа §04 из электролита соединяется с активной массой на электродах и образуется сернокислый свинец РвS04. при этом происходит относительное увеличение содержания воды в электролите, естественно, плотность уменьшается.
При заряде идет обратный процесс, сернокислый свинец переходит в перекись свинца па положительных пластинах и образуется серная кислота—плотность
электролита увеличивается. Процессы эти химически безупречно точны, и потому плотность дает точную картину состояния батареи. Разумеется, при условии, что на последней фазе зарядки плотность во всех банках была доведена до 1,28 кг/л.
Важное значение для эксплуатации имеет и то обстоятельство, что от плотности электролита зависит температура его замерзания. Взаимная связь трех параметров определяется табл. 6.
Можно сказать даже так: снижение плотности на 0,01 кг/л дает падение заряженности на 6,25%. В батареях старого типа довольно распространенной
«болезнью» была так называемая сульфатация — вредное явление, связанное с наличием органических веществ в сепараторах и активной, недостаточно чистой массе. Сульфатация проявлялась в том, что глубоко разряженная и долго не заряжавшаяся батарея теряла свои электрохимические характеристики из-за осаждения сернокислого свинца на пластинах в форме крупных кристаллов. Боролись с сульфатацией с помощью зарядки очень малыми токами.
Но в современных батареях практически с этим явлением уже покончено.
Последнее условие, обеспечивающее долгую жизнь батареи,—нормальный уровень электролита. Обычно он устанавливается на 10...15 мм выше решеток.
Мы уже говорили, что в процессе работы плотность электролита меняется. Чаще всего—падает, поскольку идет разряд батареи. Но во время длинных пробегов,
особенно летом, происходит интенсивное испарение воды и тогда нужно особенно внимательно следить за уровнем, вовремя доливая дистиллированную воду. Подчеркиваем: нельзя использовать речную, водопроводную или родниковую воду (т. е. содержащую соли) —от этого аккумулятор необратимо портится. Нужна только дистиллированная вода! Ее можно приобрести в аптеке.
Годится также дождевая вода, собранная не с железных крыш и не в металлическую посуду. Но проще всего добыть воду, оттаивая «шубу» домашнего холодильника. И наконец, последнее. Берегите аккумулятор от толчков и ударов: плотно закрепляйте в гнезде через амортизирующие прокладки, следите за исправностью подвески и не допускайте ее срабатывания до упора.
99.Вышла из строя аккумуляторная батарея. Можно ли как-то обойтись без нее, пока не куплю новую?
Если нет батареи, а непременно нужно ездить, можно использовать обычные сухие элементы—батареи для карманного фонаря. Например, собрать блок из круглых батареек «373» (рис. 32). При этом нужно собирать последовательно четыре элемента для напряжения 6 В или восемь элементов для напряжения 12 В. Параллельное соединение таких блоков обеспечивает увеличение емкости и, следовательно, срока службы. Желательно объединить по крайней мере четыре таких блока. Батарея такого типа не требует обслуживания. А хватает ее месяца на четыре, а то и на полгода.
Рис. 32. Схема соединения элементов «373».
100. Отказала аккумуляторная батарея. Поиски новой затягиваются. Решил поставить щелочную. Расскажите о ее свойствах, чем ее заправлять и как заряжать?
Щелочные аккумуляторные батареи (рис.33) издавна привлекают внимание мотоциклистов. Эти батареи менее требовательны к уходу, не боятся тряски; их не разрушают короткие замыкания во внешней цепи и он не проливаются при опрокидывании мотоцикла; плотность электролита практически не зависит от степени заряженности и не нуждается в контроле; что же касается срока службы, то он зачастую превышает срок службы мотоцикла. Препятствует же их широкому распространению несколько большие масса и размеры, что для мотоцикла немаловажно.
Наиболее подходящими для использования на мотоциклах являются кадмиево-никелевые или железо-никелевые аккумуляторы емкостью 10 А-ч (НКН-10, КН-10,ЖН-10).
Обычно щелочной аккумулятор состоит из стального сварного прямоугольного корпуса, на верхней крышке которого располагается одна или две клеммы и пробка с резиновым кольцом. Активным материалом положительных пластин аккумуляторов названных типов служит смесь гидрата окиси никеля с чешуйчатым графитом; отрицательных пластин кадмиево-никелевых— смесь кадмия и железа; железо-никелевых—мелко измельченного электрохимического чистого железа.
Каждый заряженный аккумулятор обладает напряжением 1,25 В. Поэтому для получения 6-вольтовой батареи нужно последовательно соединить пять аккумуляторов, тщательно изолировав банки друг от друга и от
Рис. 33. Щелочные аккумуляторные батареи:
1—аккумуляторы; 2 — пробка; 3—резиновое кольцо; 4 —резиновая прокладка
корпуса мотоцикла (обернув их хотя бы полиэтиленовой пленкой в несколько слоев). Электролитом названных щелочных аккумуляторов, независимо от типа, служат растворы едкого кали (КОН) или едкого натра аОН). Смешивание этих электролитов не вызывает порчи аккумулятора. Чтобы приготовить раствор едкого кали плотностью 1,19...1,21 (для лета), нужно в керамической, чугунной или стальной посуде смешать одну весовую часть твердого кали (сорт А) с тремя весовыми же частями дистиллированной воды; для электролита плотностью 1,25...1,27 (зимний режим) на одну весовую часть КОН берут две части воды. Раствор едкого натра плотностью 1,17...1,19 (круглогодично) получают, смешивая одну весовую часть твердого едкого натра (каустическая сода, сорт А) с пятью весовыми частями дистиллированной воды. Охлажденный электролит заливают в аккумуляторы. Для улучшения характеристик батареи рекомендуется к раствору едкого кали добавить моногидрата едкого
лития из расчета 20 г на 1 л; к раствору едкого натра - едкого лития 15 г на 1 л. Чтобы уменьшить испарение электролита, можно в каждую банку влить по 3...5 г вазелинового масла. Работать следует в резиновых перчатках. Если электролит попал на кожу или одежду, пораженное место необходимо обработать 10%-иым раствором борной кислоты. Раз в год электролит надо менять. Зарядка батарей проводится током, равным 1/4 емкости. Меньшие токи нежелательны; большие—не дают улучшения процесса. Плотность электролита в ходе зарядки не изменяется. Показателем ее окончания служит возрастание напряжения у кадмиево-никелевых аккумуляторов до 1,75...1,85 В, а у железо-никелевых—до 1,8...1,95 В и его стабилизация в течение последующих 20...30 мни.
101.На моем мотоцикле с бесконтактной системой зажигания появился странный дефект: коленчатый вал вращается в обратную сторону. Почему?
В этом повинен, вероятнее всего, электронный коммутатор КЭТ-1, а еще точнее—неисправный или утративший свои характеристики тиристор К.У-201И. Замените его—и неисправность исчезнет.
102.На мотоцикле «Иж-ПС» вышел из строя релерегулятор Иж-РН 2С. Можно ли его заменить каким-то другим прибором?
Его можно заменить автомобильным реле-регулятором РР-380, который применяется на автомобилях «Жигули». При этом клеммы реле «15» и «67» следует подсоединить соответственно на «+» и клемму «Ш» генератора. «Минус» реле выведен на корпус. Можно использовать и автомобильный реле-регулятор РР-362Б (или РР-362А). Клемму «+» регулятора присоедините к клемме «+» ВКМ; «Ш» - к клейме «Ш» генератора; «—» соедините с «массой». Можно использовать и реле РН-4. Схема его присоединения ясна из инструкции.
103.Вышел из строя реле-регулятор РР-330. Чем заменить?
При необходимости двухэлементный реле-регулятор РР-330, состоящий из регулятора напряжения и реле контроля заряда, можно заменить автомобильным прибором РР-310Б, состоящим только из регулятора напряжения. При этом будет осуществляться регулирование напряжения генератора без контроля заряда батареи, Клеммы ВЗ, Ш и М регулятора РР-310Б подключаются точно так же, как и клеммы РР-330.
104.На мотоцикле с генератором Г-424 вышел из строя выпрямительный блок. Нет ли ему полноценной замены? Выпрямительный блок генератора Г-502А от автомобиля зАз полностью идентичен блоку ВБГ-2А, о котором вы спрашиваете.
105.Как устроен блок БПВ 14-10, применяющийся на мотоциклах «Иж»; как его ремонтировать?
Внешний вид блока показан на рис. 34, схема—на рис. 35. Технические данные прибора таковы: максимальный постоянный ток—20 А, регулируемое напряжение при постоянном токе от 2 до 10 А, частоте питающего напряжения 165..,800 Гц (1650,..8000 об/мин)и температуре 25±5С— 13,4,..14,3 В.
Блок состоит из силового выпрямителя, собранного на диодах V10-V15, подключенных к фазным обмоткам генератора (Г) через контакты Х4, Х5, Х7; управляемого выпрямителя на тиристорах V5 и V7, диодах V6, V8, V9 и резисторах К9 и Р11, включенных в цепь обмотки возбуждения 0В генератора через контакт—XI. К нагрузке мотоцикла Rн и аккумуляторной батарее Б силовой выпрямитель подключен через выключатель зажигания В и контакты +Х8 и —Х2. Контрольная лампа Н подключена через —Х2 и ХЗ. Транзисторы V16 и V17, стабилитрон V2, диод V3 и резисторы R3—R8 образуют схему управления тиристорами.
Конденсатор С1, диод V1 и резисторы R1 и R2 составляют фильтрующую цепь. Диод V4 предназначен для уменьшения влияния ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]