страница - 14
В случае каких бы то ни было сомнений в работе блока следует прежде всего проверить, не нарушен ли электрический контакт в точках присоединения цепей.
Проверку следует вести по такой методике. При положении замка зажигания 1, неработающем двигателе и отключенном блоке убедитесь, что фазы генератора и обмотки возбуждения не замыкаются па корпус. Для этого лампу типа А 12-3 подключите между проводом, подходящим к клемме +Х8 блока, и поочередно к проводам, подсоединенным к клеммам блока Х4, Х5, Х7,—Х1. Лампа гореть не должна.
Чтобы удостовериться, что генератор работает нормально, отключите блок и замкните два провода в ответном разъеме, подходящие к —X1 и —Х2. При холостых оборотах двигателя лампа должна гореть постоянным накалом (напряжение около 8 В). Если картина иная—генератор или подходящие к нему провода неисправны. Если на этой стадии проверка показала, что генератор и провода в порядке, значит, в неисправности повинен блок. Последовательность его проверки и ремонта заводская рекомендация излагает так.
Если при включенном зажигании и неработающем двигателе не горит контрольная лампа Н, то: нужно временно замкнуть контакты —X1 с ХЗ. Если лампа исправна, но не горит—неисправна цепь возбуждения обмотки генератора (обрыв обмотки, зависание щеток и т. п.). Лампа горит—выключить зажигание и продолжить проверку;
временно замкнуть управляющий электрод тиристора V5 с точкой соединения диодов VI и резисторов R1 и R2, включить замок. Если лампа не горит—проверить исправность резистора R1. При исправном конденсаторе С1 заменить тиристор V5. Лампа горит—выключить замок зажигания и продолжить проверку; временно замкнуть коллектор с эмиттером транзистора V17, включить замок зажигания. Если лампа не горит— заменить диод V6 при исправном резисторе R8.
Лампа горит—выключить зажигание, продолжить проверку; временно отсоединить коллектор транзистора VI 6 от резисторов Кб, К5 и включить замок зажигания. Если лампа не горит при исправных резисторах R5, R6, R7 и диоде VЗ—заменить транзистор V17. Лампа горит— замок выключить, проверку продолжить, подсоединивV16; временно замкнуть базу с эмиттером транзистора V16, включить замок зажигания. Если лампа не горит— заменить транзистор V16. Лампа горит—заменить стабилитрон V2 при исправных резисторах RЗ и R4. Имейте в виду: после замены стабилитрона V2 или транзистора V16 необходимо проверить регулируемое напряжение на клеммах +Х8 и -Х2 блока при работающем на средней частоте вращения двигателе. Величина его должна находиться в пределах от 13,5 до 14,2 В при температуре окружающей среды 25±5 °С. Если напряжение ниже— увеличить RЗ или уменьшить R2; если выше—уменьшить RЗ или увеличить R2. Если перегорают лампы, перезаряжается батарея вследствие повышения напряжения (более 14,2 В при 1650...8000 об/мни и указанной уже температуре), то: подключить вольтметр к клеммам +Х8 и —Х2 блока и замкнуть на время замера напряжения управляющий электрод тиристора V5 на клемму —Х2. Если напряжение не уменьшилось до напряжения аккумуляторной батареи (12В), заменить тиристор V5 при исправных диодах V4, V8, V9. После замены повторить эту проверку и, если напряжение не уменьшилось до 12 В, заменить тиристор V7. Напряжение упало—перейти к следующему этапу проверки; подключить вольтметр к клеммам +Х8 и —Х2 блока и замкнуть на время замера напряжения участок коллектор—эмиттер транзистора V16. Если напряжение не уменьшилось до напряжения аккумуляторной батареи, заменить транзистор V17. Если уменьшилось—заменить транзистор V16 при исправных резисторах RЗ и R4 и стабилитроне V2.
Если нет напряжения в системе электрооборудования при исправном генераторе, то: отсоединить блок от системы и проверить силовые диоды V10—V15 выпрямителя с помощью контрольной лампы мощностью 3...4 Вт следующим образом: соединить клемму —Х2 с «минусом» батареи и поочередно подключить клеммы Х4, Х5, Х7 через лампу к «плюсу» батареи. Лампа не должна загореться. Поменять полярность подсоединения батареи к диодам, т. е. клемму —Х2 соединить с «плюсом» батареи, а клеммы Х4, Х5, Х7— поочередно через лампу с ее «минусом». Лампа должна загореться. Если она загорается в первом случае и не загорается во втором—вышел из строя один из диодов V14, V13 или V15, соответствующих клеммам Х4, Х5 и Х7; для проверки трех других диодов соединяют клемму +Х8 с «плюсом» батареи, а клеммы Х4, Х5, Х7 с «минусом» через лампу; затем наоборот: 4-л8 с «минусом», а Х4, Х5, Х7—с «плюсом». Если лампа загорается в первом случае и не загорается во втором, неисправны соответственно диоды V11, V10 или V12.
При отсутствии радиодеталей, указанных в схеме, их можно заменить другими с подходящими характеристиками—для этого нужно заглянуть в соответствующие справочники.
106. Можно ли на мотоцикл «Иж-П» поставить генератор переменного тока?
Вероятно, речь идет о генераторе Г421. Такой генератор поставить можно. Но для этого нужно изготовить специальный переходный фланец (материал ст. 5) в соответствии с рис. 36, закрепить его на посадочном месте старого генератора и уже на этот фланец установить «переменник». Попятно, что схему электрооборудования придется теперь собрать новую, в точном соответствии со схемой мотоцикла Восход» или ММВЗ. Поскольку посадочное место и присоединительные размеры генератора переменного тока Г421 с контактной системой зажигания и генератора переменного тока Г427 с бесконтактной системой совершенно одинаковы, то на новом фланце можно установить и генератор Г427 и, следовательно, собрать схему электрооборудования, подобную схеме мотоцикла «Восход-2М».
Рис. 36. Переходный фланец для установки генератора переменного тока
107.Можно ли на «Иж-ПЗ» установить генератор на 12 В?
Нет, это сделать не удастся, поскольку у старого 6-вольтового и нового 12-вольтового генератора разные посадочные места.
108.Можно ли переделать 6-вольговый генератор на напряжение 12В?
Чаще всего на этот вопрос можно ответить только отрицательно, поскольку в большинстве случаев перехода на 12 В осуществлен за счет принципиального изменения рода тока: все новые генераторы—«неременники». Но в одном случае такая переделка возможна; генератор Г-414 сравнительно легко модернизируется в 12-вольтовый. Для этого достаточно лишь заменить статорную обмотку. Однако начинать следует с подготовительной операции: в соответствии с рис. 37 нужно изготовить несложный намоточный станок. Сердечник 5 (рис. 37,6)—это, но существу, шаблон сердечника полюсного башмака генератора, а конусная поверхность у него сделана для облегчения снятия намотанной катушки. Изготовив станок, проводом ПЭТВ-2 или ПЭВ-2 диаметром 0,524Л:0,01 мм намотайте 550 витков, плотно и по возможности равномерно укладывая их между щеками 4 (рис. 37, а). Промаркируйте начало и конец обмотки, снимите катушку, «спеленайте» ее одним слоем бязевой ленты с перекрытием на половину ее ширины, пропитайте лаком ГФ-95 (бакелитовым, другим электропроводным) и просушите; в крайнем случае обмотайте еще в один слой синтетической изолентой. На выводные концы катушки наденьте полиэтиленовые трубки и напаяйте наконечники. Разберите старый генератор, промойте (но не бензином!), снимите полюсный башмак и, удалив с него прежнюю обмотку, наденьте новую. Чтобы она приняла нужную форму и плотно легла на корпус генератора, надо изготовить еще оправку, имитирующую якорь, и после того, как башмак будет слегка закреплен в корпусе винтом, вставьте оправку, как показано на рис. 37, е, в корпус и подожмите все струбциной или иным приспособлением до упора (рис. 37, г). После этого окончательно затяните и закрепите винт крепления башмака. Оправка должна легко извлекаться из корпуса—и это будет означать, что между башмаком и якорем останется гарантированный зазор. Теперь соедините обмотки, как показано на схеме (рис. 37, д). Если вы располагаете возможностью, изготовьте новую шестерню привода генератора с 14 зубьями (модуль 2,5 мм, угол зацепления 20°, левое направление угла наклона зубьев к оси вращения равно 20°21,8) —это повысит частоту вращения генератора и он начнет раньше отдавать зарядный ток. Наконец, не забудьте заменить все прежние приборы электрооборудования на 12-вольтовые.
109. Можно ли на мотоциклы старого поколения минского и ковровского заводов установить бесконтактную систему зажигания?
Такая переделка возможна. Потребуются новый генератор Г427, тиристорный коммутатор КЭТ-1А, высоковольтный трансформатор Б-ЗООБ, центральный переключатель ВК-863 и удлиненный болт крепления генератора (длина болта 85 мм). Установка генератора и катушки зажигаишя никаких проблем не представляет. Коммутатор можно разместить там, где вам это покажется наиболее подходящим. Только имейте в виду, его габариты 110Х84х37 мм и расстояние между ушками крепления 95 мм. Кроме того на него не должна попадать вода. Новый центральный переключатель устанавливается либо в фаре, либо в специально для него изготовленном корпусе. Форма и размеры посадочного места показаны на рис. 38. Соединение проводов нужно осуществлять в соответствии со схемой электрооборудования мотоциклов М.М.ВЗ-3.112 или «Восход-2М».
Рис. 38. Посадочное место для ВК-863
110.В чем разница между генераторами Г421А и Г421Б?
Генератор Г421А содержал четыре катушки, работавшие на систему освещения. Их мощность была велика и часто из-за этого перегорали лампы. Поэтому и появился новый генератор Г421Б, в котором на систему головного освещения работают только три катушки, а освободившаяся четвертая обслуживает указатели поворотов.
111.Сообщите обмоточные данные генератора Г414...
2
Катушка возбуждения выполнена медным эмалированным проводом марки ПЭ сечением 0,74 мм , направление навивки—против часовой стрелки. Количество витков—300 в 24 слоя. Обмотка якоря: провод медный, в
2
высокопрочной эмалевой изоляции в два слоя, марка ПЭВ-2, сечение 1,16 мм . Число витков в секции—5, число секций—2, число проводов в пазу—20, число пазов—34, шаг по пазам 1—7, шаг по пластинам — 1—2.
112.Каковы обмоточные данные магнето, установленных на двигателях мопедов Д-5 и Д-6? Интересующие вас данные приведены в табл. 7.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]