Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 16

124.Знаю, что для увеличения тяговых характеристик мотоцикла имеет смысл увеличить передаточное отношение задней передачи, т. е. либо уменьшить число зубьев ведущей звездочки, либо увеличить число зубьев ведомой. Но как сделать новые звездочки?

Сразу оговоримся: имеет смысл изготавливать только маленькие звездочки, ведущие в главной передаче. Во-первых, это куда проще. А, во-вторых, на большинстве сегодняшних мотоциклов главная передача заключена в кожух, размеры которого не позволяют увеличивать диаметр задней звездочки. Сделать любую звездочку— совсем не простое дело. Для этого нужны сложные станки и соответствующая квалификация рабочего. Однако цепной привод—довольно гибкая система, допускающая значительные упрощения и колебания в размерах деталей. А потому вполне допустимо изготовление звездочек упрошенной формы по более простой технологии. Необходимые данные приведены в табл. 10 и 11 для мотоциклов, использующих две разновидности цепи.

125.До сих пор в литературе встречаются разные обозначения шин. Нельзя ли узнать правила обозначения и размеры шин и ободьев в дюймах и миллиметрах?

Старая система обозначения шин и ободьев в дюймах оказалась, как ни странно, очень живучей и ею пользуются до сих пор. Объясняется это, во-первых, тем, что мотоциклистам старшего поколения привычней именно она; а во-вторых, что само обозначение в дюймах экономичнее, лаконичнее, проще для запоминания. Со временем дюймовое обозначение, конечно, отомрет совсем, но пока, на какой-то переходный период, принято давать оба обозначения: первое—в миллиметрах, а второе, в скобках,— в дюймах. Первая цифра обозначения (рис. 39) показывает ширину профиля шины в накачанном состоянии (в обозначении ободьев—ширину обода); вторая— диаметр шины в свету (посадочный диаметр обода). Размеры мотоциклетных шин и ободьев приведены в табл. 12. Рис. 39. Размеры шины и обода:

Т .". Г л. и j и 15

Pjhk7.ii щнл и iivi».ar,F«

■ LJ.:. IihjTMx

пЧ- Tji МО

jD—<Ё4 Нг>- М

Ил- «А

>-v.l Cli.j.*. 1 "I* IО 1

f3,5l>-iff*i

v:. - -mi

:.n?=i-Jb-j

•4/(1—17)

7П -VP,

i-3 CJ—Ji"l

it—1ГЧ

(ЗД --H--1

Ел ■ 4»

i?,::J—1D"I

3 - LSI

tt.Elj—,9j

■: И . M-A

~<—4i-l

i..s-:o"i

;:V4-JV"j M.K?—IS--"i

V, -—ib") .-2.0—jli" :

r.,:i<i")

126.Можно ли на переднее колесо мотоцикла «Иж-ПС» ставить шину 3,50-18 вместо предназначенной сюда шины 3,25-19?

Да, такие шины использовать можно. На проселочных дорогах они даже предпочтительнее, поскольку рисунок протектора у них больше приспособлен для движения по грунтовым дорогам.

127.Можно ли использовать на отечественных мотоциклах шины чехословацкого производства и наоборот? Если шина по посадочным размерам соответствует той, что предназначена для вашего мотоцикла, ее можно использовать независимо от того, в какой стране она изготовлена. Это объясняется тем, что мотоциклы одного или смежных классов имеют очень близкие характеристики и потому шины подвергаются примерно одинаковой нагрузке.

128.Вышли из строя обода колес мотоцикла М-67. Купил новые, но не знаю, как собрать колесо. Помогите советом!

Работу следует производить на верстаке. Начните с того, что вставьте в отверстия ступицы с одной стороны все спицы. Затем возьмите две рядом расположенные и правую из них направьте налево, а левую направо таким образом, чтобы они перекрещивались у фланца ступицы. Вставьте концы спиц в первое и одиннадцатое отверстие обода (между спицами должно остаться девять свободных отверстий!). Поскольку отверстия для ниппелей выдавлены в ободе косо, под углом, то место для первой определите с учетом этого обстоятельства. Теперь в каждое четвертое отверстие обода (считая от того же первого) вставьте остальные спицы этой стороны ступицы, поочередно обоих направлений, как это показано на рис. 40. Между спицами одного направления в


ободе должно оставаться три свободных отверстия. Вставленные спицы закрепите ниппелями, навернутыми примерно на полрезьбы. Чтобы установить спицы с другой стороны колеса, т. е. со стороны тормозного барабана, приподнимите обод и сильно нажмите на ступицу, утопите ее, как

Рис. 40. Сборка колеса мотоцикла М-67

позволят спицы. Переверните колесо. Вставьте спицы и для первой подберите место в ободе —длина спицы сама его подскажет, да и головка ниппеля должна лечь, как надо. Вслед за первой в каждое четвертое отверстие обода вставьте остальные спицы и закрепите. Равномерно подтяните ниппели.

129. Как устранить дефекты монтажа обода?

Чтобы обеспечить точное положение обода относительно ступицы, нужно, зажав ось колеса в тисках, надеть на нее собранное колесо. Вращая его, подносите к ободу мел, опирая руку на неподвижную подставку (рис. 41). Если будете подносить мел к ободу сбоку— следы его касания покажут осевое биение; если по радиусу колеса — радиальное. Первым устраняют радиальное биение (рис. 41, б). Тут возможны два варианта. Если след мела на ободе виден только на одном участке—ступица смещена относительно центра. Если на двух, диаметрально противоположных,—деформирован обод (имеется «овал»). В первом случае нужно ослабить натяжение спиц на той стороне обода, где нет следов мела, причем в середине этого участка ниппели надо отвернуть больше, а по мере удаления от середины меньше и меньше. На той же стороне обода, где есть следы мела, спицы надо натянуть, придерживаясь того же принципа. После этого протрите обод и повторите операцию с мелом. Возможно, дело этим не ограничится и все придется проделать еще и еще раз, но тут уж необходимо запастись терпением. Таким же способом устраняют и овальность, но делают это, понятно, на двух сторонах обода.

Pnc4LJ<aK исправлять обод: а осевая деформация; б— радиальная деформация

л;

I iT ■

i;

Ли

I." .

i!! Hi If !

! Ь: I

Осевое биение («восьмерка») (рис. 41, а) доставляет больше хлопот, работа тут хлопотливая и кропотливая. С той стороны, где виден мел, спицы нужно ослабить: тем сильнее, чем отчетливее след. Спицы, чередующиеся с ослабленными, но идущие к другой стороне ступицы, сразу же подтягивайте. И повторяйте операцию с мелом. Допустимое остаточное биение как по овалу, так и по «восьмерке» не должно превышать 1 мм. Заканчивается вся процедура подтягиванием спиц. Слабо натянутые спицы дребезжат. Перетянутые звенят на высокой ноте, если по ним легонько ударять отверткой или небольшим ключом. Нужно стремиться к тому, чтобы все спицы по возможности звучали на одной ноте. Теперь проверьте, не выступают ли из ниппелей концы спиц. Если такое заметите, снимите эти выступающие концы полукруглым напильником. И только после этого приступайте к монтажу шины на обод.

130. Как собирается колесо современного мотоцикла?

Колеса современных мотоциклов собираются гораздо проще, чем тех, о которых рассказано выше. Соседние спицы перекрещиваются у ступицы и направляются в отверстия обода, между которыми остается одно свободное отверстие.


Для облегчения точной сборки целесообразно изготовить несложное приспособление (рис. 42). Его основа— любая ровная плита, хотя бы старая чертежная доска. На плите нужно тщательно разметить окружность с радиусом, равным наружному радиусу обода, а в центре просверлить отверстие для оси. На окружности надо через 90° расположить упоры, которые позволят точно сцентрировать обод. Если после этого свободно и равномерно завернуть ниппели на спицы, не пользуясь ключом, колесо соберется практически без искажения формы.

131.После ремонта камеры при ее монтаже иногда сам наношу повреждения монтажной лопаткой. Как избежать этого? Как правильно демонтировать и монтировать шину?

Начнем по порядку, с демонтажа шины, поскольку еще на этом этане нередко неумелый мотоциклист наносит ей повреждения. Перед тем как снять шину, необходимо вывернуть золотник и полностью выпустить из камеры воздух. Затем, нажимая на покрышку ногами, добиться, чтобы она отстала от обода. После этого нужно поддеть монтажной лопаткой борт покрышки около вентиля и одновременно с противоположной стороны вдавить борт в углубление обода. Вторая монтажная лопатка вводится под борт на расстояние 4...6 см от первой, и борт перетягивается через закраину обода, при этом с противоположной стороны борт опять-таки утапливается в желоб обода! Не старайтесь глубоко засовывать лопатки, достаточно только зацепить край покрышки (примите попутно еще один совет: постарайтесь при первой возможности укомплектовать дорожный набор инструментов тремя лопатками—так гораздо удобнее проводить монтаж). Придерживая вторую лопатку, вставьте рядом с ней па том же расстоянии третью и перетяните через кран обода еще участок покрышки. Освободившуюся первую лопатку выньте и продолжайте передвигаться но окружности, все время утапливая каблуками в желоб обода противоположный борт покрышки. Если в ремонте нуждается только камера, всю покрышку можно с обода не снимать, достаточно разбортовать одну сторону и вынуть камеру через щель между покрышкой и ободом. Если покрышку предстоит ремонтировать или менять, ее снимают с обода, но и это лучше делать после удаления камеры, Прежде чем укладывать на место отремонтированную камеру, непременно удалите из шины песок (он там есть почти наверняка), протрите ее внутреннюю поверхность чуть влажной тряпкой. Тщательно прощупайте эту поверхность рукой—не торчат ли из нее острые предметы: гвозди, проволока, кусок стекла—и удалите их. Камеру, немного накачанную и слегка припудренную тальком (можно детской присыпкой), вложите в шину, введите в отверстие обода вентиль и сразу соедините его со шлангом насоса. Если есть возможность, намыльте руку и хорошенько протрите рукой борт покрышки, это значительно облегчит дальнейшую процедуру. Дальний от вентиля участок обода наденьте на обод и каблуком вдавите в желоб. (Внимание: проследите, чтобы борт шины не защемил камеру!). Вдавливая шину в желоб, продвигайтесь по ободу одновременно с обеих сторон к вентилю. Если шина намылена—монтажные лопатки не понадобятся. Если нет—па последнем этапе монтаж придется закапчивать с их помощью. В это время особенно важно не запускать лопатку очень глубоко, чтобы не защемить и не повредить камеру. Чем тщательнее вы будете утапливать борт покрышки в желоб обода, тем легче пройдет вся операция.

Закончив монтаж, проверьте правильность положения покрышки па ободе и доведите давление в ней до нормы.

132.Старые мотоциклисты говорят, что ремонтировать камеру клеем нельзя, заплата отвалится. Так ли это?

До тех пор пока автомобильные и мотоциклетные аптечки комплектовались обычным резиновым клеем, это было действительно так. При движении, особенно летом, колесо сильно нагревается и заплата, поставленная на таком клее, отваливается. Поэтому надежным считался только ремонт с помощью горячей вулканизации. Что было, конечно, связано со множеством неудобств: требовалось возить с собой вулканизатор и сырую резину, уметь проводить процесс вулканизации (особенно, если для разогрева вулканизатора использовался бензин) и т. п. Часто неумелый мотоциклист в результате вообще оставался без камеры—она сгорала. Сейчас в продажу поступают «Наборы для ремонта резиновых изделий с самовулканизирующимся клеем», в которые входит тюбик специального клея, несколько подготовленных заплат, кисточка, терка и прокаточный ролик. Таким клеем комплектуются теперь и мотоциклетные, и автомобильные аптечки. Пользоваться этим набором следует так. Место вокруг прокола в радиусе 2...2,5 см хорошо обрабатывается теркой. Если есть чистый бензин, подготовленную поверхность протрите им, удаляя грязь, пыль и обезжиривая камеру. Очень удобно для этого иметь флакон бензина для зажигалок стоимостью 17 уе. Если бензина нет (смесь бензина с маслом из бака мотоцикла, конечно же, не годится), обработанный участок смажьте клеем и клей тут же соскоблите ножом. Можно повторить эту операцию. Обезжиренное место промажьте тонким слоем клея и дайте просохнуть в течение хотя бы 10 мин. С одной из подходящих по форме и размеру заплаток снимите целлофан и освобожденную от него поверхность промажьте клеем и просушите. Наложите заплатку на поврежденное место и старательно прикатайте роликом от центра к краям, удаляя воздух и обеспечивая плотный контакт между заплатой и камерой. Все—ремонт окончен! Он занимает не больше 15 мин и абсолютно надежен.




содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]