страница - 1
7.Если двигатель внезапно заглох в пути, как правильно и быстро определить причину неисправности?
Нужно усвоить простую и эффективную систему поиска неисправностей, и тогда вы научитесь «ставить диагноз» довольно быстро. Как известно, двигатель может внезапно остановиться в пути из-за отказа одной из двух систем: питания или зажигания. Случаев одновременного отказа сразу обеих систем практика не знает. Варианты механических поломок мы, естественно, здесь не рассматриваем. Первую ориентировку для поиска вам даст анализ поведения двигателя непосредственно перед самым отказом. Если он задымил, если стал работать через такт, теряя обороты, обратите внимание на впускной тракт. Частенько забытая под сиденьем тряпка перекрывает входное отверстие воздушного фильтра и становится единственным источником неисправности. Во всяком случае проверку начинайте с системы питания: убедитесь, что топливо в баке есть; снимите шланг с топливного крана и проверьте, исправно ли оно вытекает из штуцера (бывает, что засорившееся отверстие в пробке бензобака или отслоившийся кусочек краски перекрывает трубку крана). Если здесь все в порядке, снимите крышку поплавковой камеры и проверьте, как активно поступает топливо через игольчатый клапан. Если и тут все в порядке, прервите поиск в системе питания и перейдите к электрооборудованию. Проверьте наличие напряжения на клеммах аккумуляторной батареи, состояние предохранителя: при включенном зажигании контрольная лампа должна гореть и звуковой сигнал действовать. Если предохранитель сгорел, ищите короткое замыкание: какой-нибудь провод отсоединился и коснулся «массы». Если предохранитель цел, но лампа не светится и сигнал не работает, проверьте состояние контактов и батареи. Следующий этап—проверка катушки и свечи зажигания. Сначала убедитесь, что провода у катушки не оборваны. Затем снимите колпачок со свечи, вставьте в него кусок проволоки или гвоздь (на обочине всегда можно найти то или другое), поднесите к «массе» на 5...10 мм, включите зажигание и поверните коленчатый вал кикстартером. Если между проволокой и «массой» проскакивает мощная искра, значит, катушка исправна. Теперь следует вывернуть свечу. Чаще всего причиной отказов в такой ситуации бывает «мостик» из частиц нагара, замкнувший электроды. Удалите его, почистите электроды — и двигатель снова оживет. Полезно всегда иметь в запасе заведомо исправную свечу: ее нужно использовать, когда штатная свеча вроде бы не вызывает подозрений, а двигатель все равно «молчит»: причиной может быть скрытая неисправность свечи. Иногда достаточно уменьшить зазор между электродами до 0,3...0,5мм—и двигатель заработает. Учтите и такую возможность: если провод высокого напряжения касается бензобака или головки цилиндра, то в дождь, а то и просто в сырую погоду с него идет, попросту говоря, утечка напряжения, которая может быть настолько существенной, что двигатель заглохнет. Наконец, замените конденсатор. Увы, проверить его в дороге никак нельзя, но уж эту-то деталь можно всегда возить в собой! Если и теперь причина не найдена, проверьте величину зазора между контактами прерывателя и состояние контактов. Если же и теперь неисправность «не дается»—снимите карбюратор и проведите его ревизию.
8.Хочу получить удостоверение на право управления мотоциклом, но от меня требуют свидетельство об окончании курсов. Нельзя ли обойтись без него?
В соответствии с действующим сегодня «Положением о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуске водителей к управлению транспортными средствами» лица, желающие получить водительское удостоверение на право управления транспортным средством одной из категорий, в данном случае категории А, и мотоколясками, обязаны пройти курс обучения по подготовке водителей, предварительно получив заключение медицинской комиссии. В тех местностях, где организация обучения пока поставлена слабо, где, попросту говоря, нет курсов и их организация невозможна по каким-либо причинам (перечень таких районов и сельских советов определяется в каждой области и республике отдельно), допускается сдача экзаменов без предварительного обучения, после самостоятельной подготовки.
9.Длительное время я находился в командировке, поэтому мотоцикл был законсервирован и на техосмотр не представлялся. Теперь мне говорят, что я должен платить штраф...
Да, это действительно так. За непрохождение техосмотра в установленные сроки ГАИ вправе оштрафовать вас и предложить уплатить сбор за непрохождение технического осмотра, но не больше, чем за последние два года. Впрочем, если причина будет признана уважительной, санкций может и не последовать.
10.Как определить, можно ли ту или иную краску, эмаль использовать для окраски мотоцикла?
Сведения о качествах лакокрасочного материала зашифрованы в его обозначении. Если известен ключ к шифровке, нетрудно понять, для чего предназначен тот или иной материал. Полностью расшифровывать все обозначения не имеет смысла. Скажем лишь о тех буквах и цифрах, которые ответят на ваш вопрос. Если первая из цифр в обозначении 0, значит, перед вами грунтовка или густотертая краска. Если 00—это шпатлевка. Краски, лаки, эмали и другие покровные материалы, предназначенные для наружных работ или окраски изделий, находящихся под открытым небом, имеют в обозначении первую цифру 1. Следовательно, для мотоцикла нужны именно такие эмали: МЛ-12, МЛ-1110, ПФ-115; лаки МЛ-133, АК-113; краска МА-15 и т. д. Первая цифра 3 обозначает защитное или консервационное покрытие. По буквам можно определить, какое основное пленкообразующее вещество входит в состав данного материала. Нц—так бозначают нитролаки или нитроэмали, в которых главной составляющей является нитроцеллюлоза. Эти материалы высыхают при комнатной температуре за 1,..1,5 ч и характеризуются высоким блеском. Однако механическая прочность их невысока. Для разбавления нитроэмалей чаще всего используют растворители № 646, 647 и 648, но вообще можно использовать любые, обозначение которых начинается с цифр 64. Важно знать, что если вы применяли нитрошпатлевку и нитрогрунтовку, то и красить можно только эмалями группы НЦ. Более стойкими во всех отношениях являются современные меламиноалкидные эмали МЛ. Однако в домашних условиях их применение крайне нежелательно, поскольку сохнут они только при высокой температуре порядка 150°С, которую очень
трудно обеспечить в условиях гаража. Впрочем, некоторые детали—бак, инструментальные ящики, кожухи вилки и прочее—можно прогревать в духовке обыкновенной газовой плиты, контролируя температуру по встроенному термометру. Того же результата можно добиться, подвешивая детали над электроплитой или используя рефлекторы. В этом случае прогрев осуществляется участками.
11.Как по маркировке подшипника определить его основные размеры и тип?
В соответствии с принятой системой условных обозначений подшипников счет цифр в маркировке идет справа налево. Первая и вторая цифры (справа!) обозначают диаметр вала в месте посадки (внутренний диаметр подшипника). Внутренние диаметры от 10 до 20 мм обозначаются так: Номинальный диаметр отверстия, мм 10 12 15 17 Условное обозначение00 01 02 03
Пример200 201 202 6203
Для подшипников, внутренний диаметр которых 20 мм и больше (до 495 мм), те же первая и вторая цифры показывают частное от деления размера диаметра на 5. Например, две крайние справа цифры 04 означают, что внутренний диаметр подшипника 20 мм; цифры 25 соответствуют диаметру 125 мм и т. д. Третья и седьмая цифры обозначают соответственно серию подшипников по диаметру и ширине. Четвертая обозначает тип подшипника: радиальный шариковый однорядный—0; радиальный шариковый двухрядный сферический—1; радиальный с короткими цилиндрическими роликами—2; радиальный роликовый двухрядный сферический—3; роликовый с длинными роликами или иглами—4; роликовый с витыми роликами—5; радиально-упорный шариковый—6; роликовый конический—7; упорный шариковый — 8; упорный роликовый — 9. Это, конечно, только самые общие обозначения. Привести все в коротком ответе просто невозможно. Серия подшипника—это один из установленных стандартами нормальных рядов, отличающихся друг от друга по диаметру наружной поверхности и ширине при одинаковых конструкции и диаметре отверстия. Тип подшипника определяет его основные свойства: направление вращения и форму тел качения.
12.Сколько бензина, по вашему мнению, нужно оставлять в баке мотоцикла, если предстоит его долгое хранение?
Со всех точек зрения бак лучше заправлять полностью, если речь идет о хранении не законсервированного мотоцикла. И вот почему. При хранении летом желательно уменьшить потери от испарения, а это можно сделать, только сократив площадь поверхности испарения, т. е. приблизив эту поверхность к горловине бака. При хранении зимой нужно уменьшить объем воздуха в баке над поверхностью топлива, т.е. опять-таки заполнить бак. Но причина уже иная. При колебаниях температуры пары воды, содержащиеся в воздухе, конденсируются, и оседают каплями на стенках бака и скатываются в топливо. Незаполненный бак действует, образно говоря, как насос, накачивающий в топливо воду. Будучи более тяжелой, вода скапливается на дне, попадает в топливопровод, карбюратор и, конечно, приводит к отказам в работе двигателя. Иногда приходится слышать контрдовод, что, дескать, при полном баке выше пожароопасность. Но так говорят только несведущие люди: легче всего воспламеняются пары, скапливающиеся в полупустом баке. Если мотоцикл ставится на межсезонную консервацию, бензин лучше слить в герметичную канистру, там он лучше сохранится. Да это и безопаснее.
13.Если в топливном баке оказалась вода, можно ли от нее избавиться, не сливая бензина?
Да, можно. Залейте в бак примерно 0,3 л денатурированного спирта на 10 л емкости бака. Он поглотит воду и сам частично смешается с бензином. Вода, таким образом, вместе с топливом уйдет на питание двигателя. В тех же целях можно использовать метиловый или изопропиловый спирт.
14.Как перевести единицы мощности в систему СИ и обратно?
В соответствии с международной договоренностью сейчас во всех странах принята единая система единиц СИ, в которой мощность измеряется в ваттах (Вт) и киловаттах (кВт). С достаточной для практики точностью принимается 1кВт=1,36 л. с., а 1 л.с.=0,736 кВт. Приводим переводную табл. I*. В ней цифра в первой колонке означает либо лошадиные силы—тогда ей соответствуют значения киловатт во второй колонке, либо киловатты—тогда ответные значения в лошадиных силах ищите в третьей колонке.
Перевод единиц мгидтюстсй в систему СИ и обрагки
л. В, (кВу | кЗ | л. с. | Л. С. i.kb) | KB | л. с. |
I | 0,730 | 1,359 | 22 | lfi,t9 | 29.89 |
2 | 1,472 | 2,717 | 24 | i7,o<; | 32,61 |
3 | 2,208 | 4,076 | 26 | 13,14 | 35,32 |
4 | 2,944 | 5,435 | 28 | 20,ti! | 38.04 |
5 | 3.680 | 6,793 | 30 | 22,08 | 40,76 |
Й | 4,41В | 8,152 | 32 | 23,55 | 43,48 |
7 | 5,152 | 9,511 | 34 | 25,02 | 16.20 |
8 | 5,888 | 10,870 | 36 | 26,50 | 48,91 |
Э | 6,624 | 12,288 | 38 | 27,97 | 51,63 |
10 | 7,360 | 13,587 | 40 | 29,11 | 54,35 |
12 | 8,83 | 16,30 | 42 | 30,91 | 57,07 |
34 | 10,30 | 19,02 | 44 | 32,38 | 59,78 |
эв | 11,78 | 21,74 | 46 | 33,86 | 62,50 |
18 | 13,2о | 24,46 | 48 | 35,33 | 65,22 |
20 | 14,72 | 27,17 | 50 | 36,80 | ez,93 |
15. Время от времени случается, что выходит из строя один из тросов управления на мотоцикле. Как починить трос в пути?
Прежде чем говорить о починке, отметим, что в обрыве троса чаще всего виноват сам водитель. Если трос не смазан, если где-то пережат или проложен с крутым перегибом, если его наконечник не поворачивается в гнезде—обрыв или перетирание неизбежны. Смазывать трос нужно не реже двух раз в сезон, если мотоцикл эксплуатируется круглогодично, или только перед зимней консервацией. Обрыв троса (и это тоже подтверждает практика) внезапным бывает только в одном случае: когда трос выдергивается из наконечника по пайке. Но это случается крайне редко. Чаще же обрывается сначала одна проволочка, потом другая... И мотоциклист довольно долго пользуется тросом, в котором прежние, а то и гораздо большие нагрузки воспринимаются, по сути, только частью сечения. При надлежащем внимании такую неполадку легко заметить и вовремя устранить в гараже. Если же поломка произошла все-таки в пути, то на этот счет существует несколько вариантов ремонта. Трос, как правило, имеет некоторый запас длины и обрывается чаще всего у наконечников. Чтобы сохранить прежнюю разницу по длине между тросом и оболочкой (она обеспечивает нужный рабочий ход), плоскогубцами аккуратно отматывают часть витков оболочки и острыми кусачками или напильником ненужные витки отрезают. Если трос в месте поломки не облужен и вы поспешили его перерезать, проволочки «разлохматятся» и собрать их вместе будет трудно. Чтобы этого не произошло, предварительно обмотайте жилки ниже места обрыва тонкой медной проволочкой или ниткой. И только после отрежьте испорченный кончик. Лучше всего заранее приготовить и возить с собой хотя бы один-два аварийных наконечника, показанных на рис. 4 (а, б,в, г, д). Если же их нет, подберите подходящую гайку, вставьте в нее трос и сомните гайку, как показано на рисунке, зажимая проволочки. В случае обрыва троса «газа» или корректора можно в оболочку вставить обыкновенную капроновую леску, струну от ракетки или даже многожильный мягкий провод в хлорвиниловой изоляции: какое-то время они будут служить не хуже фирменного троса. В гараже при первой возможности наконечник следует припаять. Если оборвался трос газа, вместо него можно временно использовать трос корректора (если он есть), присоединив его к дроссельному золотнику. Несмотря на некоторое неудобство пользования, с таким тросом можно доехать до места назначения.
Способы ремонта троса в пути
16. Сообщите, пожалуйста, адреса баз Посылторга, которые высылают запасные части к мотоциклам и мотороллерам.
Запасные части по почте высылают базы Роспосылторга и Главкоопкультторга. Базы Роспосылторга
Горьковская: 693099, г. Горький, ул. Федосеенко, 2. Высылает запасные части к мопедам «Рига» моделей 1, 3, 4, 12, 16 н 22; «Верховина» моделей З, 4, 5, 6, 7;«Карпаты»; легким мопедам «Рига» моделей 5,7,11, 13 и более поздних моделей н модификаций.
Ковровская: 601913, г. Ковров Владимирской обл., ул. Колхозная, 61. К мотоциклам «Восход», «Восход-2», 2М, 3, ЗМ, «ЗМ-Турист». Здесь по почте можно заказать
и двигатель в сборе для мотоциклов моделей 2М, 3 и ЗМ. Двигатели высылаются после предварительной оплаты по железной дороге до ближайшей к адресату
станции, принимающей мелкие грузы. С конца 1986 г. база высылает и запчасти к снегоходам «Буран». К
мотоциклам давно снятых с производства моделей К- 175Б и К.-175В высылаются только те детали, которые
взаимозаменяемы с соответствующими деталями и узлами мотоциклов более позднего выпуска.
Новосибирская: 630042, г. Новосибирск, ул. Народная, 3. К мотоциклам «Иж-Планета» вплоть до модели «Иж-
Планета-4»; мотоциклам «Иж-Юпитер» вплоть до «Иж-Ю5»; к тяжелым мотоциклам «Урал» ирбитского завода
моделей М-62, 63, 66, 67, ИМЗ-8.103-30. К мотоциклам «Иж-56» и коляскам БП-1 и БП-2 высылаются
только те запчасти, которые взаимозаменяемы с аналогичными деталями мотоциклов «Иж-П» и «Иж-Ю», а акже
те, что объявлены в каталоге «Запасные части к отоциклам «Иж-Планета» и «Иж-Юпитер» и боковым рицепам».
Подольская: 142107, Московская обл., г. Подольск, пехный пер., 4. К мотоциклам «Иж-56», «Иж-Планета» вплоть
до модели «Иж-П4»; мотоциклам «Иж-Юитер» вплоть до «Иж-Ю5»; к мотоциклам минского завода моделей М-
103, 104, 105, 106, ММВЗ-3.111, 3-112 и 3-115; мотоколяскам СЗА, СЗБ, СЗА-М, СЗД, СЗЕ. База высылает также
оставшиеся еще не реализованными запчасти к мотоциклам венгерского производства «Паннония».
Тульская: 300019, г. Тула, Одоевское ш., 61-а. К мотоциклам киевского и ирбитского заводов моделей К-750, К-
750М, К-650; «Днепр» МТ-9, МТ-20, МТ10-36; «Урал» М-62. 63, М-66, М-67, М67-36, ИМЗ-8.103-30. К
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]