страница - 7
давление. Волна давления со скоростью звука достигает обратного конуса (сечение //) и, отразившись, движется обратно к окну. Если она подойдет к нему как раз в тот момент, когда заканчивается выпуск отработавших газов начинается выброс свежей смеси, заполнившей цилиндр (следствие продувки, так называемый прямой выброс) у окна создастся газовая «пробка», которая надежно его перекроет. В результате улучшится наполнение, уменьшится прямой выброс. Значит, возрастут мощность и экономичность. Что касается шумоглушащей части, то на характеристики двигателя решающим образом влияет ее расчетное сопротивление. A оно обусловлено сечением отверстий и конструкцией акустического фильтра (дет, 6}. Если отверстия забиты нагаром или вы вовсе удалили акустический фильтр, результат все равно будет отрицательным.
53.Как очистить глушитель от нагара?
Чаще всего нуждается в очистке акустический фильтр. Его вынимают из глушителя с помощью изогнутого крючка и обжигают в пламени костра или паяльной лампы. Передний конус можно прочистить «ершом»—куском троса с расплетенным концом. Но лучшие результаты дает, однако, прожигание. Глушитель нужно поместить вертикально над пламенем (горящей ветошью, смоченной бензином). Отложения нагара в виде смол вскоре загорятся, в глушителе возникнет тяга и через несколько минут в нем выгорит все, что отлагалось многими часами. Если поверхность, покрытая хромом, чистая и не замасленная, она не пострдает. Некоторое потемнение, если оно появится, легко устраняется полировкой с помощью пасты ГОИ.
54.Вышла из строя левая половина картера. Можно ли заменить ее одну?
Для обеспечения полной соосности всех отверстий для залов половины картера обрабатываются насквозь только в сборе. Поэтому нельзя заменять отдельно половины картера. В случае выхода из строя одной из них картер заменяется целиком. Это не относится к крышкам.
55.Вышел из строя правый подшипник коленчатого вала. Можно ли как-то удалить его, не разбирая двигатель, или придется все же «располовинить» картер?
Случай этот—не редкость. На правой консоли коленчатого вала «сидит» генератор,
Рис. 19. Съемник правого подшипника коленчатого вала:
1 —упорная шайба; 2 — винт; 3 — лапки; 4 — палец; а— съемник в сборе
подшипник нагружен и потому вероятность выхода его из строя довольно велика. Разбирать же из-за этого двигатель, действительно, обидно. И выручит в этой ситуации простой съемник. Конструкцию его поясняет рис. 19. Съемник состоит из упорной шайбы 7, винта 2, лапок 3 и пальца 4. Съемник в сборе обозначен поз. а. Для снятия подшипника в трех местах разрубите его сепаратор, в зазоры между шариками, сдвинутыми друг к другу, вставьте лапки съемника и поверните их так, чтобы они встали «на ребро» по отношению к обоймам. Вворачивая центральный болт—он упирается в полуось коленчатого вала.—выпрессовывайте испорченный подшипник. Вставить новый после этого не составит большого труда. Однако чтобы не подвергать посадочное место очень грубым и непоправимым деформациям, рекомендуется и при снятии, и при установке подшипника нагревать картер, хотя бы поливая его кипятком из чайника.
56. Одинаковы ли картеры двигателей «Иж-Ю5» и «юпитеров» более раннего выпуска?
В картере двигателя «Иж-Ю5» сб. 1 изменена форма продувочных каналов и разнесены шпильки крепления цилиндров (о чем будет сказано чуть дальше), поэтому на этот картер можно устанавливать только цилиндры «Иж-Ю5» сб. 1—45 (левый) и «Иж-Ю5» сб. 1—46 (правый) или «Иж-Ю5» сб. 1—55 (левый) и «Иж-Ю5» сб. 1—56 (правый). Картеры разных комплектаций и назначения, поступающие в запчасти, имеют следующие обозначения: «Иж-Ю5» сб. 1—20—картер с крышкой левой в сборе, применяется только для двигателя «Иж-Ю5» сб. 1. «Иж-Ю5» сб. 1—20—03—картер для двигателей старых выпусков «Иж-Ю» сб. 1 и «Иж-Ю2» сб. 1, имеющих четырехканальную продувку. «Иж-Ю4» сб. 1—20—01—картер, предназначенный для двигателей «Иж-ЮЗ» сб. 1, «Иж-ЮЗ» сб. 1—01 и «Иж-Ю4» сб. 1—01, имеющих 6-вольтовый генератор и цилиндры с двухканальной продувкой. «Иж-Ю4» сб. 1—20—картер для двигателя «Иж-Ю4» сб. 1 с 12-вольтовым генератором и цилиндрами с двухканалыюй продувкой. Наконец, картер «Иж-Ю5» сб. 1—20—02 предназначен для ремонта двигателей с 12-вольтовым генератором, но при этом нужно использовать цилиндры, имеющие четырехканальную продувку («Иж-Ю5» сб. 1—55—1 и «Иж-Ю5» сб. 1—56—1). Установка цилиндров с двухканальной продувкой возможна, но при этом мощность двигателя снижается, ухудшаются экономические характеристики. Левая крышка картера («Иж-Ю5» сб. 1—8) имеет манжетное уплотнение вала пускового механизма с отражателем для повышения герметичности этого соединения. В продажу она поступает в сборе с манжетой и отражателем. Крышка может быть установлена на двигатель «Иж-Ю» любой модели.
57.Приведите перечень подшипников и сальников мотоциклов «Иж», укажите места их установки и размеры. Для начала условимся, что все подшипники и сальники будут иметь одинаковые обозначения размеров: первое число—наружный диаметр, второе—внутренний и третье—высота (или ширина). A теперь—сам перечень: подшипник 104—наружный барабан сцепления и первичный вал: 42 X 20 X 12; подшипник 203—картер двигателя и промежуточный вал, подшипники колес; 40Х17Х12; подшипник 204 — картер двигателя и первичный вал: 47Х20Х14; подшипник 205—крышки кривошипных камер, картер двигателя и полуоси коленчатых валов, звездочка заднего колеса: 52Х25Х15; подшипник 2505КМ—картер двигателя и полуоси коленчатого вала двигателя «Иж-П4»: 52Х25Х18; подшипник 192906К1 — картер двигателя и вторичный вал: 46,4 X 30 X 13; подшипник 778706—рулевая колонка: 48Х30Х12; сальник правый коленчатого вала «Иж-49» 1—48—3: ЗОХ 16,5Х X 10,5; сальник вторичного вала «Иж-49» 1—47—2: 52 X 34,5Х9; сальник левый коленчатого вала «Иж-Ю» сб. 1— 49: 52,2Х24,4Х10; сальник коленчатого вала (для «Иж-Ю4») «Иж-Ю» сб. 1—15—1: 52,2х24,4Х6; сальник колеса «Иж-56» сб. 4—29: 36,5х21,5Х6,5; сальник передней вилки «Иж-П» сб. 3—10—1: 43Х32Х8,5; сальник левый (для «Иж-П4») «Иж-49» сб. 1—49: 52Х24.4Х20; манжета Иж-П2-222: 84Х58,5Х8; сальник заднего амортизатора «Иж-56» 2—99—1; 24 X 9,2 X 12,7; кольцо уплотнительное вала переключения передач «Иж-П2» 1—421: 17,7Х13,7Х2; колпачок гайки вторичного вала «Иж-П2» 1—416: 43,5Х4,5Х14,5; сальник вала пускового механизма (для «Иж-Ю4») «Иж-Ю2» 1—132—1: 32Х23Х14; кольцо уплотнительное вала пускового механизма «Иж-П2» 1—423—1:
28,4Х22Х6.
58.Перечислите подшипники, применяющиеся на мотоцикле «Восход-3», и укажите их количество и размеры. Подшипники коленчатого вала 205, 3 шт., 47 X 20 X 14; подшипник первичного вала 203, 1 шт., 40 X 17Х 12; подшипник рулевой колонки 746905, 2 шт., 44 X 26Х2И игольчатый подшипник нижней головки шатуна 464805Д, 3 шт.. 31Х25Х18,5; подшипники промежуточного вала коробки передач 202, 2 шт., 35 X 15 Х 11; подшипники колес 60204, 4шт., 47 X 20 X 14; ролик подшипника вторичного вала, 42 шт., 4Х6; шарик штока выключения сцепления и центрального переключателя, 3 шт., 4,763; шарик педали рычага кикстартера, 1 шт., 6,35; подшипник звездочки заднего колеса 60304, 1 шт., 52 Х 20 Х 15.
59.После нескольких случаев разборки картера подшипники стали свободно болтаться в гнездах. Как теперь быть?
Об этом следовало бы побеспокоиться раньше: подшипники следует запрессовывать в предварительно нагретый хотя бы в кипящей воде картер; можно, напротив, охладить сам подшипник «сухим льдом»—тогда он легко сядет на свое место, не повредив его. Теперь же исправить положение можно двумя способами: установкой в разделанное отверстие специальной вспомогательной бронзовой втулки (обычно этот способ применяют, когда отверстие разбито чрезвычайно сильно и нарушена его соосность), либо хромированием наружной поверхности подшипников. Вторая операция проще и дает увеличение диаметра наружной обоймы примерно на 0,03 мм, что вполне достаточно для обеспечения натяга, если износ гнезда не очень велик. При этом шарики и беговые дорожки подшипников покрывают обильно воском, несколько подшипников стягивают болтом в пакет (рис. 20) и наружные поверхности защищают
Рис. 20. Подготовка подшипников к хромированию:
1 — крючок для подвешивания ванне; 2 — резиновые уплотнительные шайбы; 3—металлические шайбы; 4— стягивающий болт. резивыми или иными шайбами, а весь набор помещают в гальваническую ванну.
60.Мотоцикл М67-36 прошел только 10 тыс. км, но в конце сезона резко задымил, стало убывать масло из картера. В чем может быть причина?
Если из глушителя идет черный дым—это обычно говорит об избытке топлива; если сизый—об избытке масла. Обратите внимание на свечу зажигания: если масло попадает в камеру сгорания, свеча быстро обрастает нагаром, постоянно «мокрая», постоянно отказывает. Можно предположить, что произошла поломка кольца или кольца «залегли» в канавках, потеряли подвижность. Проверьте также, не засорились ли каналы для стока масла из головок цилиндров; обратите внимание на исправность сапуна.
61.С некоторых пор стал повышаться уровень масла в картере двигателя «Днепра». Как это объяснить? Наиболее вероятны две причины: попадание бензина в масло или накопление в картере конденсата (воды) из картерных газов при эксплуатации в холодное время года. Попадание бензина в цилиндры, а оттуда в картер возможно при стоянках с незакрытым или подтекающим топливным краном, когда переполняются поплавковые камеры из-за негерметичной посадки запорных клапанов в седла. Повышение уровня топлива приводит к его истечению через распылители системы холостого хода во впускные каналы головок. Бензин осаждается на стенках цилиндров и попадает в масло в процессе пуска и прогрева двигателя. «Подстуженный» картер при низких температурах эксплуатации, а также нарушение работы сапуна из-за подмерзания конденсата в трубке могут затруднять испарение высококипящих фракций попавшего в масло бензина и приводить к постепенному его накоплению в масле. Низкая температура стенок картера и масла в поддоне содействуют конденсации паров воды, содержащихся в картерных газах, и препятствуют ее испарению. Для снижения накопления конденсата в масле нужно, очевидно, поднять рабочую температуру картера и масла, утеплив переднюю часть картера, проверить исправность действия системы вентиляции.
62.При работе двигателя К-750 на холостом ходу стала устойчиво гореть контрольная лампа давления масла. Где искать неисправность?
Прежде всего следует определить, исправен ли датчик. Для этого его нужно снять с мотоцикла или параллельно ему через тройник подключить контрольный манометр. При исправном датчике его контакты должны
2
размыкаться при давлении 1,7±0,4 кгс/см . На средней частоте вращения вала двигателя, прогретого до рабочей
2
температуры (температура масла 80 °С), давление должно быть не ниже 3 кгс/см . Если датчик неисправен, его, понятно, следует заменить. При исправном датчике низкое давление объясняется либо неправильным подбором масла по вязкостным характеристикам, либо неисправностями в двигателе. К таким неисправностям, могущим повлиять на давление в системе смазки, можно отнести подсос воздуха в систему или увеличение утечек масла через зазоры в сопряженных деталях, смазываемых под давлением, а также через редукционный клапан. Наиболее вероятные причины этого: неплотная посадка в седло редукционного клапана из-за его засорения; неплотное соединение маслоприемной трубки с насосом; ослабление крепления корпуса насоса к корпусу переднего коренного подшипника; ослабление затяжки болта крепления центрифуги, повреждение ее прокладки; увеличение зазоров между корпусом переднего коренного подшипника и коренной шейкой в шатунных подшипниках; износ самого насоса.
63.Как обозначаются моторные масла?
Условные обозначения масел для автомобильных двигателей регламентированы действующим на сегодня ГОСТом 17479-72 «Масла моторные. Индексация по группам». Сразу оговоримся: специальных масел для мотоциклетных двигателей у нас пока не существует. Все моторные автомобильные масла в той или иной степени можно считать пригодными и для мотоциклетных моторов. В обозначение входит буква М, которая показывает, что масло моторное; вслед за буквой идут цифры, обозначающие индекс вязкости: 8,10, 12, 6з/10. Буквы A, Б, В или Г обозначают группы по эксплуатационным свойствам, т. е. степени форсировки двигателей. Цифровые индексы 1 или 2 соответствуют маслам для карбюраторных двигателей или дизелей. В отдельных случаях применяются дополнительные буквенные индексы. Например, «К» обозначает, что масло предназначено специально для двигателей КамАЗов. Масла группы А имеют незначительное количество слабодействующих присадок и пригодны только для нефорсированных карбюраторных двигателей, чаще всего, для тихоходных стационарных моторов. Масла группы Б содержат небольшое количество присадок и могут использоваться для малофорсированных карбюраторных двигателей. Например, для старых мотоциклов типа М-72, «Иж-49» и т. п. Масла группы В содержат значительно большее количество присадок, они пригодны для среднефорсированных карбюраторных двигателей и дизелей. Такие масла практически могут применяться для всех двигателей дорожных мотоциклов. Например, масло М8В. Масла группы Г отличаются повышенным качеством основы и достаточным количеством присадок. Рекомендуются для высокофорсированных карбюраторных двигателей и дизелей. Для примера: М8В1—масло моторное для среднефорсированных карбюраторных двигателей, имеющее вязкость при 100°С 8 сСт. М10Г2К—масло моторное для высокофорсированных дизелей с вязкостью 10 сСт, предназначено для КамАЗов. Сейчас выпускаются и поступают для реализации масла для карбюраторных двигателей: М-8А. М-8В М-8Г и т.д.(буква И показывает, что в масле содержится импортная присадка). Для дизельных двигателей выпускаются масла М-ЗВ, М-10В, М-10Гз, М-8Г2, М-10В2.
содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]