Автомобильные мануалы


назад    Оглавление    вперед


страница - 8

64. У мотоцикла «Иж-Ю5» мощность ниже, чем у его предшественника «Иж-Ю4», ко по всем эксплуатационным характеристикам он гораздо лучше: быстрее разгоняется, лучше «тянет» на малых оборотах, реже требует переключать передачи. Почему это так?

Чтобы ответить на этот, в общем-то, непростой вопрос, придется прежде всего напомнить, что такое внешняя скоростная характеристика двигателя и какое значение имеет форма ее кривых. Без такой простейшей теории тут просто не обойтись. Внешняя скоростная характеристика—это график (рис. 21) зависимости мощности и крутящего момента от частоты вращения коленчатого вала. На рисунке хорошо видно, что мощность растет пропорционально частоте вращения коленчатого вала лишь до определенной величины Nn max а затем резко падает, несмотря на дальнейшее увеличение оборотов (почему она падает— это особый вопрос, в данном случае он нас не интересует). Важно заметить, что характер кривых мощности и крутящего момента v разных двигателей различен. У одних (пунктирная линия) они круто взмывают вверх и так же круто падают после перегиба; у других (сплошная) имеют форму плавных кривых, пологой волны. Крутые характеристики с пиком, приходящимся на довольно узкий диапазон оборотов двигателя, причем сильно сдвинутые вправо, в область высоких оборотов, типичны для высокофорсированных пли спортивных двигателей. Более спокойные пологие линии соответствуют и более спокойным, малофорсированным моторам. В обычных дорожных условиях невозможно использовать ту максимальную мощность, которой располагают спортивные или полуспортивные двигатели: для этого пришлось бы все время «держать» их на оборотах, близких к оборотам максимальной мощности или крутящего момента. Но это практически нельзя выполнить, поскольку либо не хватает передаточного отношения в трансмиссии и числа передач (ведь конструкторы при расчете больше думали об экономичности и каких-то средних условиях движения!), либо слишком велико сопротивление движению (мотоцикл дорожного типа обычно имеет ветровой и грязевые щитки, большую массу, да и посадка водителя более вертикальна, а также нагрузка слишком велика: к большой массе мотоцикла добавляется масса багажа, а порой и пассажира). Из сравнения двух графиков (рис. 22) отчетливо видно, что хотя максимальная мощность у «Иж-Ю4» и выше, чем у «Иж-Ю5», но характер кривой таков, что почти во всем диапазоне рабочих оборотов двигателя фактическая мощность у «Иж-Ю5» при тех же оборотах оказывается большей, чем у «Иж-Ю4»! Крутящий момент, конечно, тоже. Это и позволяет на «пятом юпитере» и

ЛОЛПGOVt г?

Рис. 21. Внешние характеристики двигателей: пунктирная линия - форсированного спортивгого двигателя; сплошная - дефорсироваиного двигателя дорожного мотоцикла

Рис. 22. Сравнительные характеристики двигателей «Иж-Ю4» н «Иж-Ю5» быстрее разгоняться, и реже пользоваться низшими передачами.

65.Можно ли как-то модернизировать двигатель «Иж-Ю4», сделать его характеристики похожими на «Иж-Ю5»? Характеристики двигателя «Иж-Ю5» изменены за счет иной конструкции цилиндров (применена другая система продувки) и иных фаз газораспределения, а также некоторого снижения степени сжатия. Кроме того, нужно знать, что у цилиндров «Иж-Ю5» изменены расстояния между шпильками крепления (они несколько разнесены для улучшения охлаждения), поэтому стандартные цилиндры «Иж-Ю5» нельзя установить на двигатели предыдущих выпусков. Да и новое фланцевое крепление выпускных патрубков, примененное на «Иж-Ю5», препятствует этому. Для ранее выпущенных моделей двигателей «Иж-Ю>> сб. 1, «Иж-Ю2» сб. 1, «Иж-ЮЗ» сб. 1, «Иж-ЮЗ» сб. 1—01, «Иж-Ю4» сб. 1 и «ИЖ-Ю4» сб. 1—01 завод выпускает и поставляет в продажу цилиндры в комплекте с поршнями: «Иж-Ю5» сб. 7—55—1 (левый комплект) и «Иж-Ю5» сб. 1—56—1 (правый комплект). У этих цилиндров четырехканальная продувка и фазы газораспределения такие же, как на цилиндрах «ИЖ-Ю.5 сб. 1—45 и «Иж-Ю5» сб. 1—46 (серийных для «Иж-Ю5»), поэтому им присвоен номер модели «Иж-Ю5»; они имеют выпускной патрубок с наружной резьбой для крепления выпускных труб старой конструкции.

66.Можно ли на мотоциклы «Иж-Юпитер» ранних выпусков устанавливать коленчатые валы от «Иж-Ю5»?

Да, можно, поскольку коленчатые валы всех двигателей «юпитерского» ряда полностью взаимозаменяемы. Однако если вы захотите установить новые коленчатые валы «Иж-Ю5» сб. 1—5—1 (левый) и «Иж-Ю5» сб. 1—6— 1 (правый), то сделать это удастся только в комплекте с игольчатыми подшипниками верхней голов ки шатуна.

67.Как выпрессовать седло клапана из головки ци линдра?


Седло запрессовано в головку с натягом, который обеспечен конструктивными размерами, а также тем, что головка перед запрессовкой седла была нагрета до 200°С. Поэтому удалить седло действительно непросто. Для этого в его отверстии необходимо нарезать резьбу. Выпрессовка производится съемником, состоящим из корпуса в виде стакана с отверстием в донышке. Торцом открытой стороны стакан упирается в головку вокруг седла; винт, проходящий сквозь отверстие дна, вворачивается в резьбу, нарезанную в седле. Удаление седла осуществляется вращением гайки, навернутой снаружи стакана на винт.

68.Из чего сделать седло клапана?

Новые седла следует точить из бронзы БрАЖН-10-4-4, БрОНС-11-4-3 или высокопрочного легированного чугуна.

69.Как запрессовать седло?

Предварительно головку следует нагреть до 200°С в песчаной бане (постели). Седло перед запрессовкой желательно, напротив, охладить, например в керосине, положив туда заранее несколько кусочков «сухого льда». В этом случае с помощьютрубчатой оправки седло легко может быть установлено на место. Особое внимание обратите на то, чтобы не допустить перекоса седла поотношению к гнезду.

70.Можно ли на раму мотоцикла « Иж-49» установить двигатель «Иж-ПЗ», если да, то как?

Установить двигатель можно. Для этого в задних щечках крепления двигателя на раме надо аккуратно проделать пазы, как показано на рис. 23. Однако, поскольку новый двигатель имеет иной генератор, придется полностью переделать всю электрическую схему, заменить пучок проводов, реле-регулятор, фару, центральный переключатель и катушку зажигания.

Рис. 23. Задний кронштейн крепления двигателя «Иж-П» на раме мотоцикла «Иж-49»

71. На моем мотоцикле «Иж-Ю2» вышел из строя двигатель. Я хотел бы установить более устраивающий меня по характеристикам двигатель «Иж-Планета З», Как это сделать?

Рамы всех мотоциклов Иж «планетного» и «юпитерского» рядов, начиная с модели «Иж-56», одинаковы во всем, кроме точек крепления двигателя. (Особняком стоит мотоцикл «Иж-ПС», у которого совершенно оригинальная рама). Поэтому такая замена возможна и не очень трудоемка. Необходимо, прежде всего, аккуратно удалить с боковых труб рамы ушки крепления двигателя «Иж-Юпитер» в задней части, затем изготовить новый кронштейн крепления двигателя «Иж-П» (рис. 24, а), новые щечки крепления двигателя в передней точке (рнс. 24,б), кронштейн распорного болта шторок карбюратора (рис. 24, в) и сам болт (рис, 24, г). Для изготовления кронштейнов и щек можно использовать сталь марок ст. 10—ст. 20, для распорного болта ст. 30—ст. 45. Задний и опорный кронштейны нужно приварить к раме, как показано на рис. 24, д.Имейте в виду, что при замене двигателя вам придется установить также соответствующие выпускные трубы с гайками, карбюратор к парубок воздухоочистителя, трос сцепления, защитные шторки карбюратора. Если же купленный вами двигатель снабжен 12-вольтовым генератором («ИЖ-П4»), дополнительно придется заменить реле-регулятор, аккумуляторную батарею, звуковой сигнал, реле указателей поворотов и все лампочки.





содержание:
[стр.Введение] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20]